Объективные трудности по созданию коалиции «Ямайка», с которыми должна была столкнуться Ангела Меркель в результате отказа социал-демократов от сохранения после сентябрьских парламентских выборов Большой коалиции, были столь очевидны, что абсолютную уверенность в позитивном исходе коалиционных переговоров излучали только неисправимые оптимисты.
Впрочем, сторонникам теории заговора легче всех. Они были уверенны в том, что «мировая закулиса» не допустит провал коалиционных прений. Теперь они уверенны, что та же «закулиса» сама инициировала провал «Ямайки» в своих «закулисных» целях. «Всемирный заговор» – дело тонкое.
Подавляющее большинство наблюдателей достаточно скептически оценивали шанс запрячь в одну повозку немецких лебедя, рака и щуку. Слишком уж сильно расходились позиции ХДС/ХСС, СвДП и «Зелёных», чтобы слить их в единую программу. Тем не менее, к Меркель настолько привыкли, что иррациональная вера в то, что она опять сможет (ибо как же без неё?) продолжала господствовать в экспертных и политических сообществах. С одной стороны, все здраво оценивали мизерность шансов на коалицию, с другой, к провалу Меркель никто не готовился.
И вот, свершилось – СвДП заявила о выходе из коалиционных переговоров. Теперь у Меркель есть две возможности: попытаться создать правительство меньшинства (но для этого надо всё равно собрать большинство, которое проголосует за её назначение канцлером), либо идти на новые досрочные выборы, которые ориентировочно могут состояться в конце февраля – начале марта 2018 года. Альтернативой могло бы стать возобновление Большой коалиции с СДПГ, но в таком случае социал-демократы с высокой долей вероятности потребуют от Меркель и ХДС/ХСС слишком больших, неприемлемых для консерваторов (которые давно уже проводят либеральную политику) уступок.
На Украине, где бдительно следят за вояжами Волкера к Суркову, убеждают поляков в позитивной роли Волынской резни в жизни польского общества, учат венгров и румын украинскому языку, дающему доступ к потаённым достижениям древнейшей цивилизации, возникшей ещё до появления питекантропов, а также вдохновенно сражаются за власть в Киеве, мечтая устроить очередной передел поделённой собственности, последствия провала немецких коалиционных переговоров ещё не оценили. А зря.
По какому бы варианту ни развивались события в Берлине дальше, Киеву лучше не будет.
Если Меркель пойдёт на создание правительства меньшинства и сумеет добиться избрания её канцлером, то правительство это будет слабым и крайне неустойчивым. Все германские политики будут исходить из того, что это последний канцлерский срок «мутти Ангелы». Потенциальные кандидаты в канцлеры «после Меркель» станут выгадывать наиболее удобный для себя момент, чтобы свалить правительство, инициировать досрочные выборы и вырваться в лидеры. Аналогичным образом станут действовать и политические партии, рассчитывая политический момент, наиболее удобный с точки зрения увеличения своей парламентской фракции на досрочных выборах. То есть, политический класс будет ориентирован на досрочные выборы, конкуренция между кандидатами в канцлеры и поддерживающими их партиями обострится, а Меркель окажется не больше, чем местоблюстителем канцлерского кресла, самой что ни на есть хромой уткой.
Принимать далеко идущие решения и предпринимать серьёзные действия в таких условиях канцлер не захочет, да и захотела бы, вряд ли сможет. Германия будет ориентирована на внутриполитическую борьбу. Украину постараются забыть, поскольку она, с точки зрения реализации избирательных перспектив германских политиков, совершенно неудачный проект. Киев не только на неопределённое время лишится германского внимания и поддержки ЕС (которая невозможна без активной позиции Берлина), но и его восточноевропейских соседей, стремительно переходящих в разряд врагов украинского режима, некому будет сдерживать.
Инициация новых досрочных выборов оставит Германию без руля и ветрил ещё на три-четыре месяца, как минимум (до сформирования коалиции уже новым составом парламента, если у него получится). С аналогичными первому случаю последствиями для Украины. Единственная разница – будут чётко заданы временные рамки выхода Германии из внутриполитического кризиса и её новой активизации в восточноевропейском (в частности в украинском) вопросе.
Наконец, попытка убедить СДПГ вернуться к формату Большой коалиции, как уже говорилось, потребует серьёзных политических и идеологических уступок со стороны ХДС/ХСС. Поскольку на кресло канцлера будет претендовать Меркель, логично, что партнёр по коалиции, потребует себе должность министра иностранных дел – вице-канцлера, половину министерских портфелей (возможность блокирования решений правительства) и контроль над внешней политикой. СДПГ намерена набирать голоса на контрасте её политики, с проводимой правительствами ХДС/ХСС. Этот контраст включает и более тесное сближение с Россией.
Так что реализация маловероятного альтернативного варианта, предполагающего восстановление Большой коалиции для Украины ещё хуже первых двух. Кроме того, не снимается и присущий двум вышеупомянутым вариантам риск досрочных выборов. СДПГ тоже будет ждать момента, который позволил бы ей по итогам очередных (или внеочередных) выборов сформировать власть единолично.
Крах Меркель и ХДС/ХСС во многом, если не на все 100% вызван бездумным следованием в фарватере американской политики, которым правительства Меркель отличались от всех своих послевоенных предшественников. Украинский кризис является составной частью такой политики. Он уже доказал свою убыточность как для Германии, так и для ЕС в целом. Глобалистские идеи, идеологически обосновывавшие право и обязанность Европы осуществлять вместе с США вмешательство на постсоветском пространстве и в других местах произвольно нарезанной сферы своих интересов, вытесняются из политического мейнстрима в маргинес. Германии не до Украины.
Украине же, брошенной Западом на произвол судьбы и раздираемой собственным внутриполитическим кризисом (оформленным как кризис власти Порошенко с наложенным на него крахом декларативного майданного единства) до разрешения германских внутриполитических проблем ещё дожить надо, что является задачей нетривиальной и для более адекватной власти в устойчивой ситуации, а уж для киевской и вовсе нерешаемой.
Это результат добровольного отказа Киева от международной правосубъектности ради миража европейской интеграции. Теперь любое лёгкое политическое колебание в любой, даже самой незначительной из европейских стран, вызывает в Киеве катастрофическое политическое землетрясение.
Ростислав Ищенко
Свежие комментарии