На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Закон и Порядок

135 783 подписчика

Свежие комментарии

  • Геннадий
    ...пора забыть "Марсельезу", а вспомнить наказы ВВП - ...мочить даже в сортире...!К владельцу «Садо...
  • наталья Рогачкова
    Надо еще, что бы была полная конфискация имущества.Отставка не спасл...
  • Марина Никулина
    Какова структура этих 12.5%? И что с банковским сектором?Российско-китайск...

Как Соловей выпорхнул из окошка тюрьмы

aljabev_a_a_romans_nishaja (532x617, 197Kb)

Как Соловей выпорхнул из окошка тюрьмы

Кто бы мог подумать, что такие шедевры, как романс "Соловей" Александра Александровича Алябьева могут родиться в тюремной камере.

Вот какую штуку может сыграть с человеком из высшего общества Судьба-злодейка. В роковой для себя день 8 марта 1825 года композитор Александр Алябьев устроил у себя дома званый ужин для друзей. Уж лучше бы он в этот день попал бы под лошадь и сломал бы ногу или руку. И он посчитал бы это счастьем для себя, если бы знал, что уготовил ему злой рок. Ничто, решительно ничто не предвещало несчастье. После ужина, гости и хозяин стали играть в карты.

И так вышло по карточной игре, как зачастую и бывало, что кто-то теряет, а кто-то находит. Но в данном случае речь идёт не столько о проигрыше-выигрыше, а о том, что один из партнёров потерял жизнь, а Алябьев потерял всё, что имел, кроме жизни. А всё из-за того, что партнёр по игре имел несчастье проиграть радушному хозяину крупную сумму денег и не пожелал этого признать, делая оскорбительные намёки на нечестную игру. Как человек чести, композитор отвесил пару пощёчин воронежскому помещику Тимофею Времеву. Ну и что тут такого, обычное дело в карточных играх, а могло быть и хуже, недобросовестный помещик, отказавшись выплатить карточный долг, мог бы быть вызванным на дуэль.



Но всё обошлось без особых эксцессов и об этой неприятности можно было бы и забыть, если бы этот злосчастный помещик возьми и помри сдуру спустя три дня. Алябьеву на его беду предъявили обвинение в убийстве. Следствие длилось три года, и всё это время композитор провёл в тюрьме. Единственное, чего смогли добиться родственники Алябьева, так это разрешения поставить в его камеру фортепьяно. Тогда-то и был написан знаменитый алябьевский "Соловей". Вот такие были тогда порядки, в тот "жестокий" век, когда Пушкин "восславил свободу и милость к павшим призывал". Но Фемида была глуха и к призывам поэта и к здравым доводам адвокатов.

Несмотря на то, что вина композитора так и не была доказана, его осудили: лишили дворянства, всех гражданских прав, чинов, боевых наград и сослали в Сибирь. Вы можете себе такое представить, что всё это из-за пары пощёчин?! И кто помнит этого помещика, а "Соловья" знают все, как и Александра Александровича Алябьева, современника Александра Пушкина. Под образом соловья голосистого и подразумевался молодой поэт. После того рокового дня прожил всего лишь 26 лет

Александр Алябьев родился в именитой дворянской семье вице-губернатора. Русский композитор, пианист, дирижёр. В XIX веке пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 6 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений. Среди лучших произведений Алябьева — романсы "Соловей" (1826) на слова А. А. Дельвига, "Зимняя дорога", "Два ворона" на стихи Пушкина, "Вечерний звон" на слова И. Козлова, "Нищая" на стихи П. Беранже в переводе Дмитрия Ленского.

Участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (3-й Украинский казачий полк — 1812, Иркутский и Ахтырский гусарский полк — 1813—1814 гг.). Участвовал во взятии Дрездена, организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятии Парижа. Награждён двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й и медалью в память войны 1812 г. Окончил войну в чине ротмистра.

Продолжил военную службу в Петербурге, где он сочинил, в 1815 году, одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один ещё денёк».

В 1823 году Алябьев, в чине подполковника, вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Санкт-Петербурге. Как мы видим, Алябьев - заслуженный человек и верно служил Отечесту, не жалея живота своего. Так отчего же Фемида так сурово обошлась к композитору-гусару? А потому, что русская Фемида оказалась марионеткой Императора. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева. Вот так, а ларчик просто открывался.

Лишь в 1843 Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых. Судьба богатого наследия композитора сложилась драматично, большая часть его произведений (всего их более 450) так и остались в рукописях, многие из которых утеряны. Можно надеяться, что незаслуженно забытое наследие откроется музыкантам и слушателям и станет столь же любимым, как и широко известные романсы, принесшие Алябьеву славу «русского Шуберта».





И маленький бонус!
Евгений Дятлов - "Нищая"
А. Алябьев на стихи П. Беранже в переводе Дмитрия Ленского.







=Maridara=

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх