Итак. В 2022-2023 году агросектор Украины относительно неплохо приспособился к работе в условиях военного времени. Зерновые стали одним из ключевых источников доходов бюджета, активно развивалась переработка. В связи с резким ростом цены на сахар в ЕС увеличилась доля посевов сахарной свеклы. Введение в бензин 5-15% биоэтанола дало толчок для его производства. Больше того, в 2022-23 годах система бронирования кадров в агросекторе позволила худо-бедно обеспечить работу. Понятно, что урожайность и доходы оказались далеки от довоенных, однако, отрасль функционировала.
Особенно заметно переориентация на внутренний рынок проявилась в 2023 году. Резко выросла доля зерна, используемого как фураж и на переработку в непищевых целях (тот самый биоэтанол).
С другой стороны, динамика засеянных площадей под зерновыми,по данным сайта https://latifundist.com/posevnaya-online-2021 крайне негативна. В 2022 году -30% от 2021, а в 2023 -25% от 2021.
Согласно данным из открытых источников, в 2021 году на Украине было получено 84,570 млн тонн зерновых и зернобобовых культур.
Более заангажированный источник, министр Сольский, в интервью пишет про 110 млн тонн зерновых и бобовых в 2021 и 81 млн тонн в 2023 https://www.usnews.com/news/world/articles/2024-02-09/exclusive-ukraine-plans-same-2024-sowing-area-as-2023-has-concerns-on-wheat-quality-minister
Правда, министр включил сюда данные по ВСЕЙ территории Украины, включая Крым, Донбасс, Херсонскую и Запорожскую область. Не включил данные по другим территориям бывшей Российской Империи, наверное, только по недомыслию и слабой фантазии. Это ж сколько можно было дорисовать!
В 2023 году, по более адекватным данным общий урожай зерновых и зернобобовых, на территориях, контролируемых Украиной, составил 52,5 млн тонн
Это составило 62% от урожая 2021 года. Но площади под посевами сократились только на 25%!
Как же такое могло произойти?
Во-первых, поменялась структура посевов. Резко выросла доля сои и подсолнечника, яровой пшеницы. Урожайность у них ниже, чем у озимой пшеницы и кукурузы, посевы которых сократились. Соя, подсолнечник- менее интенсивные культуры, чем озимая пшеница, требуют меньшего ухода, могут какое-то время давать приемлемую урожайность, их проще сбыть и переработать на месте. Продовольственное и кормовое потребление зерна на территории Украины упали очень значительно
https://www.apk-inform.com/uk/exclusive/topic/1526470.
Примерно таким же образом упало производство кормов для животных. Больше того, в связи с падением глубины переработки технических культур, кормовые жмыхи и шроты «вымылись» из рационов животных.
Поэтому собственное потребление никак не потребляло все выращенное зерно.
48,3 млн тонн экспорта зерновых в 2023- отличный источник дохода для государства, но логистика автотранспортом/железной дорогой/ речными портами с многочисленными перегрузками оказалась заметно дороже традиционной морской, через порты Большой Одессы. В результате- повышенные расходы на логистику и хранение урожая «повисли» на фермерах. Поэтому- проще и спокойнее оказалось выращивать яровые.
Второй очень важный момент – мобилизация, ставшая тотальной. И лютейший кадровый голод в АПК. В первую очередь, вымыты оказались рабочие и квалифицированные рабочие без высшего образования. Трактористы, комбайнеры…
Именно село попало под основной удар мобилизации. Сельскому жителю намного сложнее спрятаться, он всегда на виду. Особенно, если работает в «белую» и на крупной агрофирме. Бронирование, даже в лучшие времена 2022 года, носило крайне ограниченный характер – люди для фронта оказались в приоритете перед сохранением экономики. И все работники, сколько-нибудь годные к работе на сложной технике, за 4 цикла мобилизации оказались в ВСУ.
Результат – остатки трактористов работают в «черную», спрос на них резко превышает предложение рынка труда…
Заминированные поля, поля, «начиненные» осколками и остатками неразорвавшихся боеприпасов, дополнительно превращают работу тракториста в смертельную лотерею.
Что это значит, кроме сокращения площадей под посевами? Поля обрабатываются по упрощенной технологии. Ряд крупных хозяйств сдвигает сроки сева культур так, чтобы их можно было обработать имеющимися силами, по очереди. А это упущенные «окна» для определенных операций и опять же, резкое снижение урожайности!
Иногда, мобилизация нескольких уникальных, ключевых специалистов – агронома, химика, оператора сложной техники приводит к «развалу» определенного направления. А учить такого человека. Из кого? Из студента? Так пока он научится, как раз пойдет служить в ВСУ! А как обходиться без него прямо сейчас? Результат – резкое упрощение культуры производства продукции.
Жалобы на это можно увидеть на любой конференции руководителей аграрных предприятий.
Кроме того, за 2022-23 годы ресурсы крупных и средних хозяйств оказались исчерпаны, перестала закупаться новая техника, меньше стали вкладывать в удобрения и средства защиты…
В 2022, да и в 2023 году предприятия АПК активно донатили для ВСУ. Трактора, внедорожники, грузовики. Ресурсы для изготовления, например, сварных противотанковых заграждений. Сегодня эта модель перестала работать. Патриотичные владельцы таких фирм вынуждены сворачивать волонтерскую деятельность. Нет денег. Нет «лишних» пикапов, которые можно было бы подарить подшефным частям. Все мавики, которые можно было купить из денег, отложенных на новую сеялку, уже куплены. А новой сеялки нет! А агродрон, вместо честной работы по борьбе с кукурузной совкой, был отвезен на фронт, поработал «Бабой Ягой», и пал в неравной борьбе с русским РЭБ…
Кроме того, резко упало качество семян, нормы вносимых удобрений и количество обработок растений. Это признает даже Министерство АПК.
К чему приведет некачественная обработка гербицидами, недостаточные нормы внесения удобрений, упущенные сроки обработок полей от вредителей и болезней? Упущенные сроки уборки?Правильно, к дальнейшему падению урожайности и плодородия почвы и снижению урожайности!
2024 год, с резкими переменами погоды, градом, ливнями, поздними весенними заморозками, сдвинутыми фазами развития растений – вообще не самый удачный для сельского хозяйства. Для удержания урожайности нужно было бы тщательнее обрабатывать поля. Но как это сделать? Поэтому виды на урожай 2024 трудно назвать радужными. Понятно одно. Он будет меньше, чем в 2023… А значит, зависимость экономики Украины от того, что сейчас называют «внешними источниками финансирования» еще больше возрастет.
Получается, что из агросектора капитал всех форм активно вымывался на войну, сейчас этот ресурс близок к исчерпанию. Агросектор Украины просто для того, чтобы продолжать работать, требует активного инвестирования. Что технически невозможно выполнить до окончания войны.
Больше того, разрушенная энергетика Украины делает малорентабельной любые проекты по переработке аграрной продукции на экспорт. Продавать получится только простые продукты, полученные прямо с поля. Не масло, а семена подсолнечника. Не муку, а зерно, не белковые добавки к кормам, а бобы сои. По той цене, по которой купят. И эти проблемы не могут быть решены без активного вмешательства государства даже после окончания боевых действий.---
Итого:
- засеяли на четверть меньше
- ГСМ дорогие
- удобрили меньше, удобрения дорогие
- нарушены технологические циклы
- дефицит квалифицированных работников - от агрономов до комбайнёров
- негативные погодные аномалии
P.S. Моя задача, как аналитика - констатировать состояние дел. Если кто-то этого не понимает, то это не мои проблемы.
Свежие комментарии