Так вот, те кто говорят о такой оккупации, наверное представляют ситуацию так:
Жила вот какая-то республика тихой спокойной жизнью. Никого не трогала, никуда не ввязывалась.
Над домами дымились трубы, детишки играли на лугах, женщины доили коров, мужчины пахали землю. Птички щебетали, солнышко светило.Красота, идиллия. И тут с севера ворвались войска большевиков, всё разгромили, сожгли, убили местные власти и построили свои "сельсоветы" и всякие там "райкомы" со словами:
– Теперь все будете подчиняться Москве!
Ну, и зловещий смех за кадром.
Видимо так представляют себе оккупацию те, кто сейчас орут, что русские, якобы, поработили их прадедов в начале 20 века.
Однако, ситуация была не что "несколько иной". Она была прямо противоположной. Соберу здесь воедино то, что мне рассказывали мои предки (из воспоминаний) и то, что я читал в нескольких автобиографиях людей, живших в те времена.
Для начала маленькая оговорка:
Мои предки жили на Кавказе (Грузия). И автобиографию я сейчас читаю человека, пережившего 1917-й и последующие годы в Карабахе. Так что взгляд будет именно "с той стороны", со стороны кавказских республик.
Так вот. Никакой идиллии в 1917 году на Кавказе не было. Там царил даже не капитализм (если бы просто он!). Там царил самый настоящий феодализм.
То есть существовала каста богачей. Их называли беки. В каждом селе – свой бек. Ну, как хозяин этого села. Как помещик во времена крепостного права.
И это бек живет припеваючи. Ему может принадлежать даже не одно село, а несколько. У него дом – полная чаша. Встает в 10 утра, ложится в час ночи, т.к. каждый день застолья, праздники и т.д.
А вокруг бека живут все остальные – крестьяне и батраки. У них ничего нет. Им ничего не принадлежит. Автобиография, которую я читаю, написана как раз таким батраком, который работал в доме у беков.
Так вот он прекрасно описывает психологию беков, как они воспринимали жизнь.
Представьте, этот батрак питался всего лишь двумя лепешками из проса в день (это считалось самой последней едой, даже собак кормили лучше). Он пас коров, носил воду и т.д. Жил в хлеву, вместе со скотом. За работу ему не платили (только давали ему свой угол и немного еды). В общем, это был фактически раб.
А когда у него случилось горе и ему понадобились сущие копейки на дорогу к родственникам, жена бека сказала ему что-то вроде:
– Вы посмотрите на него! Он ест наш хлеб и еще что-то требует!
Вот это вот "он ест наш хлеб" проскальзывает из уст беков постоянно. То есть они всё вокруг воспринимают как свое личное. Люди на них пашут, как лошади, работают просто за еду, причем отвратную еду, но все это – в порядке вещей. Ведь так испокон века пошло. Ты – батрак, я – бек. Так что не возникай.
На этом же фоне происходят другие неприглядные вещи:
А) Намеренно разжигается рознь между армянами и азербайджанцами. Когда-то они жили бок о бок, в одних селах, знали языки друг друга, женили детей и т.д. Но потом началась резня и люди просто тысячами погибали лишь из-за принадлежности к какой-то национальности. Это парень (батрак), кстати, был азербайджанцем и его семья бежала от резни
Б) Процветает "религиозное средневековье", так скажем. Женщины ходят все закутанные в чадру, учиться им нельзя (порой даже жены беков читать не умеют). Да вообще ничего нельзя, только дома сидеть и мужа обслуживать.
В) На религиозном празднике, посвященном какому-то погибшему святому, люди массово собираются и истязают себя – бьют цепями, режут ножами, протыкают иглами и т.д. Так они доказывают свою веру.
Г) Люди не знают, что такое больницы. От тифа умирают десятками тысяч. Родители этого парня-батрака умерли от тифа. И сестра, и муж сестры и дети сестры. Короче, там прям эпидемии гуляли.
Д) Крупные города заняты интервентами. Немецкие, британские войска. Они чувствовали себя как дома – думаю, это ни для кого не секрет.
Е) Процветает кровная месть. Причем часто она вспыхивает несправедливо (когда убил один, а подумали на другого – и понеслось)
Ж) Беки свободно могли нанять каких-нибудь головорезов, чтобы устранить неугодных крестьян, батраков. И такие случаи описаны автором. Никакой милиции не было, настоящий "Дикий Запад", только на Кавказе.
И вот таких пунктов приводить можно много. При этом, автор описывает, что все это время в народе ходит недовольство беками (еще бы!) и мечты о приходе большевиков, про которых они что-то где-то слышали.
Только вот большевики эти – не Ивановы с Петровыми. Это – те же самые азербайджанцы, просто сторонники коммунистической партии. Например, отец мальчика-батрака как раз и был подпольным большевиком (только он умер от тифа, не дождавшись прихода Советов).
Далее, когда власть большевиков пришла и устоялась, начали происходить резкие изменения:
Беков лишили их практически "царской" власти. Батракам дали права, их стали защищать
Появилась милиция и хоть какой-то порядок. Люди могли хоть куда-то пожаловаться
Начали строить больницы и эпидемии тифа остановились
Начали мирить азербайджанцев и армян. Доходило даже до театральных пьес (на уровне самодеятельности, которую организовывали повсеместно), в которых прославлялась дружба народов.
Кстати, как мы знаем, армяно-азербайджанский конфликт действительно затих до самого заката СССР (до 80-х годов). В Баку жило множество армян. То есть большевикам удалось решить сложнейший этнический вопрос
"Освободили" женщин. Их начали учить в школах, стали пропагандировать равенство. Женщина начали работать, как и мужчины – учителями, врачами, чиновниками и т.д.
Стали искоренять пережитки "средневекового ислама". Все эти "праздники" с самоистязанием, на которых гибли люди – все это осталось в прошлом
Прогнали интервентов, власть стала принадлежать азербайджанцам. Это было отдельное государство, которое позже вошло в СССР.
Батраки, крестьяне, рабочие – простые люди буквально ликовали от таких действий властей (а власти, повторюсь, были именно местные – азербайджанские большевики).
Но были и те, кто против. Кто?
Естественно, беки. Вот беки и воспринимали всё это как оккупацию. Многие брались за оружие, нанимали себе маленькие армии, занимались террором, убивали большевиков, стремились вернуть все так, как было.
Вот для беков – да, Советская власть была оккупантом. Согласен.
И сейчас какой-нибудь грузин или казахстанец говорит, что большевики оккупировали его предков. Возможно он и прав, если его предки относились к 2% феодалов, которые купались в роскоши, пока остальные батрачили.
Если же его предки относились к 98% тех, кто работал на феодалов, то он должен знать, что эти предки были безумно счастливы, когда к ним в села пришла вот такая вот "оккупация".
Свежие комментарии