На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Закон и Порядок

135 783 подписчика

Свежие комментарии

  • Надежда
    Ну, вот и ответ, почему так оголтело запад поставляет хохлатым "парабеллум"..."Это не ваша земл...
  • Александр Рожков
    Ты то, канешна, в подхалимаже волокешь, дай бог каждому!Информация о заде...
  • Владимир Минаков
    Поднимался вопрос о том, что у госчиновников не должно быть чужого гражданства, кроме российского, имущества за бугро...Первый удар по «С...

Российских учителей поделили на школьников. Институт образования ВШЭ указывает на рост дефицита педагогов

Российские школы испытывают нарастающий дефицит педагогических кадров, выяснили в Институте образования НИУ ВШЭ. Чаще всего не хватает учителей математики, иностранного и русского языков. Однако, указывают специалисты, руководители учебных заведений поручают вести эти предметы другим преподавателям, поэтому ставки формально закрыты. Такое положение, отмечают в ВШЭ, может сказаться на результатах итоговой государственной аттестации.

Дефицит педагогов стабильно растет: если в 2013 году в среднем на одного учителя приходилось 15,7 человека, то в 2019-м — 18,4. Эти данные приведены в исследовании специалистов Института образования НИУ ВШЭ, которые проанализировали федеральную статистику. Они отмечают, что при этом наполняемость классов остается стабильной. За последние три года доля вакантных должностей в общем числе ставок по штату в среднем по России заметно выросла и в городской, и в сельской местности.

На дефицит кадров указывают и ответы самих преподавателей — в одной школе может не хватать до десяти педагогов, согласно опросу ОНФ. Чаще всего российские школы испытывают трудности с учителями математики (34%), иностранных (32%) и русского (25%) языков, начальных классов (24%), физики (18%).

Поскольку математика и русский язык являются обязательными для сдачи экзаменами, этот дефицит может сказаться на результатах итоговой государственной аттестации»,— отмечают авторы в исследовании.

Результаты опроса подтверждаются и данными федеральной статистики: самая высокая доля вакансий у учителей иностранных языков, музыки и пения, физики, информатики и химии.

Однако данные Росстата и Минпросвещения полностью оценить дефицит педагогов в стране не позволяют, указывает одна из авторов исследования Татьяна Мерцалова: «В школах есть штатное расписание и набор ставок, но очень часто за счет внутреннего совместительства один и тот же специалист ведет физику, математику и астрономию. Я знаю пример, когда математику в седьмых-девятых классов ведет учитель труда. Формально штатные единицы закрыты, а по факту кадровый дефицит есть».

Вместе с этим, отмечают авторы исследования, приход в школы новых кадров нивелируется увольнением действующих сотрудников.

По словам госпожи Мерцаловой, часто уходят именно молодые преподаватели, поэтому омоложения преподавательского состава не происходит. Наряду с этим кадровый дефицит вызван в том числе и общим старением педагогических кадров — в 2019 году доля педагогов в возрасте 60 лет и старше оценивалась в 12,9%, а руководящих работников — 12,3%. При этом в городских школах учителей пенсионного возраста больше, чем в сельских: 13,1% и 12,6% соответственно. Вместе с этим в городах больше молодых учителей: 24,1% против 20,7% в сельской местности.

Больше всего педагогов пенсионного и предпенсионного возраста:

  • Смоленской области (36,3%),
  • Приморском крае (35,4%),
  • Калмыкии (35%),
  • Псковской области (34,7%),
  • Тульской области (32,9%).

Молодых же учителей больше в:

  • Чечне (30,7%),
  • Ингушетии (21,7%),
  • Тыве (20,8%),
  • Сахалинской области (17,9%),
  • Республике Алтай (17,3%).

В Вышке заявляют, что доля молодых педагогов выше в регионах с более высокой безработицей среди молодежи.

Помимо общей проблемы с дефицитом педагогов в российских школах все еще не хватает специалистов для работы со школьниками из неблагополучных семей, с детьми-инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Например, на одного тьютора приходится более 3,7 тыс. обучающихся, а в 25 регионах, среди которых Чукотский и Ненецкий автономные округа, Магаданская и Кемеровская области, их меньше десяти человек на все школы.

Также не хватает учителей-дефектологов. В среднем по России на одного специалиста приходится более 3 тыс. школьников. Школы вынуждены компенсировать отсутствие этих специалистов приглашенными совместителями, качество работы которых не всегда высокое, указывают в ВШЭ. По словам авторов исследования, проблема обеспечения кадрами детей с ОВЗ и инвалидностью требует срочного решения.

Для решения проблемы дефицита педагогических кадров необходимо проводить больше исследований, потому что сейчас их недостаточно, считает Татьяна Мерцалова.

Среди возможных стимулов для привлечения новых кадров в школы она называет изменение статуса преподавателя. «Если бы было престижно и модно быть учителем, получилось бы привлечь больше молодежи,— говорит эксперт.— Сами старшеклассники, когда слышат, что кто-то с хорошими оценками решил поступать в пединститут, начинают смотреть искоса и отговаривать. Уже на уровне школьников есть формальная установка, что в педагогический идут неудачники и те, кто не может найти более достойную профессию». В случае же с педагогами-специалистами проблему необходимо решать на федеральном уровне, считает госпожа Мерцалова: «У нас нет сейчас документов, которые бы регламентировали сколько, например, психологов, нужно на 100 школьников».

«Еще в 2010 году в правительстве говорили, что в Европе и Китае приходится много детей на одного учителя, а у нас мало, помню, были даже ''дорожные карты'', что надо довести количество детей на одного учителя до 17 человек,— говорит сопредседатель профсоюза ''Учитель'' Всеволод Луховицкий.— Что хотели, то и получили».

Вместе с этим, по мнению господина Луховицкого, чиновники не заботятся о том, чтобы в школу приходили новые кадры.

«Директор вынужден не брать на работу нового человека, потому что таким образом средняя зарплата в его школе уменьшится, он получит выговор, что не выполняет президентский указ,— говорит господин Луховицкий.— Если бы власть заботилась об этой проблеме, то меняла бы систему финансирования школы и оплаты труда. А сейчас учитель не знает, сколько будет зарабатывать каждый год,— его зарплата меняется несколько раз в году в зависимости от стимулирующих начисленных баллов».

Анна Васильева

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх