Президент Панамы Хосе Рауль Мулино после переговоров с госсекретарем США Марко Рубио заявил, что правительство страны не будет продлевать действие меморандума о взаимопонимании с Китаем по инициативе «Пояс и путь». Нетрудно догадаться, какое требование руководитель Госдепа передал от Дональда Трампа: мне нужна твоя одежда и твой мотоцикл.
Довольно любопытно, как сформулированы претензии к Панаме в пресс-релизе Госдепартамента:
Президент Трамп принял предварительное решение о том, что нынешнее положение влияния и контроля Коммунистической партии Китая над районом Панамского канала представляет угрозу для канала и является нарушением Договора о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала. Государственный секретарь Рубио ясно дал понять, что этот статус-кво неприемлем и что в отсутствие немедленных изменений он потребует от Соединенных Штатов принятия мер, необходимых для защиты своих прав в соответствии с Договором.
Легко заметить, что Панама не нарушала Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала 1977 года, по которому США лишились возможности размещать военные объекты на территории зоны канала, но сохранили право на транзит военных судов по этому судоходному пути. Трамп придрался к п.V: «Только Республика Панама будет эксплуатировать Канал и содержать военные силы, военные объекты и сооружения на своей национальной территории». Якобы китайские солдаты теперь находятся в зоне этой важной для США водной артерии. Но никаких доказательств приведено не было.
Да их и нет, разумеется. Американцы упомянули контракт, который подписал еще Джимми Картер, лишь для того, чтобы продемонстрировать, что прежние правила и международное право еще существуют. На самом деле Трамп мог просто процитировать крылатое выражение Терминатора об одежде и мотоцикле, никто бы не возразил. Да он, собственно, так и сказал, только другими словами.
Порты Кристобаль и Бальбоа, которые находятся, соответственно, на атлантическом и тихоокеанском побережьях, действительно управляются гонконгской фирмой CK Hutchison Holdings, о чем Трамп упомянул в инаугурационной речи, когда коснулся Панамского канала: «Мы не давали его Китаю, мы давали его Панаме и теперь заберем обратно». Но штыками присутствие КНР в обоих городах не подкреплено, «Пояс и путь» — исключительно экономический проект, который предполагает инвестиции КНР в инфраструктуру и логистику полутора сотен стран, в том числе Панамы. А вовсе не военную экспансию.
Но это, как мы видим, теперь неважно.
В отличие от Панамы Украина просто нарывалась на проблемы и в конце концов их получила. Напомню, что официально о намерении вступить в НАТО — военный блок, направленный против России, она заявила еще в 2008 году, когда, казалось, ничто не предвещало беды или серьезного осложнения отношений между двумя странами. Именно тогда было составлено заявление с просьбой присоединить нэньку к НАТО, которое подписали президент Виктор Ющенко, премьер-министр Юлия Тимошенко и спикер Верховной рады Арсений Яценюк.
Это и был первый шаг к спецоперации, начавшейся три года назад. В отличие от Панамы, Украина не понимала (и явно не понимает до сих пор), что дергать за усы сверхдержаву — это значит рисковать собственным суверенитетом. В Киеве, конечно, рассчитывали, что Соединенные Штаты не дадут в обиду незалэжную державу. Это как если бы в Панаме обратились за помощью к Китаю, чтобы тот помог восстановить поруганную честь, объявив ради канала войну США. Да даже если б такое случилось — как по-вашему, остановило бы это американцев?
Ответ совершенно очевиден.
А вот теперь попробуйте объяснить это свидомым патриотам, которые до сих пор уверены, что Вашингтон в последний момент обязательно придет на помощь. Полагаю, вас удивит их реакция. Ибо они до сих пор не разобрались, что живут в новом мире.
Нам нужна ваша одежда и ваш мотоцикл, украинцы. То есть нейтралитет, демилитаризцаия и денацификация. Смиритесь.
Свежие комментарии