– С открытым отчуждением, тем более, с ненавистью – нет. А вот с предубеждениями довольно часто. Думаю, они возникли во многом из-за недостатка образования. Но мы не должны смотреть свысока на таких людей – мол, мы такие просвещенные, а вы ничего не знаете. Наоборот, я считаю, что нужно поберечь людей и не втягивать их в бесплодные дискуссии. Христианство не доказывается, а показывается – вот это мы, православные, должны твердо усвоить. Это важное обстоятельство должно быть нашим правилом: можно сколько угодно елейным голосом цитировать Слово Божие, но если я сам, цитирующий его, живу и веду себя не по Евангелию, то что толку в этих моих нравоучениях?
Мы постоянно проводим для школьников и студентов Харлампиевские чтения, в этом году уже в седьмой раз. Делается это даже не на уровне епархии, а силами только прихода – внимание к ним самое пристальное и год от года растущее, что молодежи, что педагогов. Провели в одной школе – к нам подходят и просят провести что-то подобное в других учебных заведениях. И сейчас у нас уже не хватает священников, чтобы провести встречи во всех заинтересованных в общении с Церковью учебных заведениях – я не хвалюсь статистикой, а лишь показываю, что благожелательное внимание, добрый интерес к диалогу с Церковью есть как у педагогов, так и у школьников и студентов. Пробуждение такого благожелательного интереса, готовность к диалогу – открытому, часто острому, нелицеприятному, но честному – вот наша реальность, а не угрюмый антагонизм с взаимными обвинениями и претензиями. Фильмы, их обсуждение, дискуссии, выставки – всё это у нас есть, и школа, поверьте, очень заинтересована в сохранении наших отношений.
Кроме того, мы часто помогаем школе – сколько жалоб от педагогов и психологов, что они просто не справляются с трудностями учеников! Вообще, это, конечно, позор: педагоги сегодня – самые замученные, униженные люди, которые везут на себе будущее нации, из последних сил тянущие в тяжелейших условиях этот воз – не только испорченных интернетом и нашим кинематографом детей, но и их родителей с их постоянными претензиями и нареканиями. Обидно за наших учителей. Стыдно за государство и общество, так позорно относящихся к подлинной русской элите. У меня самого 12 внуков, семь из них сейчас учатся в школе, их учат, о них заботятся самоотверженные прекрасные люди – о каком, скажите, антагонизме может идти речь? Наоборот – только почтение, сострадание, желание помочь.
– По опыту знаю, что приходы бывают разные: есть крепкие, дружные, открытые, радостные. А есть, увы, и замкнутые, недружелюбные, разобщенные. В чем «секрет» крепкого прихода?
– Мне кажется, очень многое зависит от осознания людьми для чего «всё это», от целеполагания. Зачем я вообще хожу в храм, и как это отражается на моем отношении к окружающим. Проще говоря, я только слушаю Евангелие или же применяю услышанное в жизни. Это очень важное обстоятельство – является ли для нас Литургия, начатая Христом на Тайной Вечере, центром нашей жизни. Не богатая храмовая утварь или облачения, не мастерски расписанные стены, не внешнее благолепие, а именно – осознанное участие в служащейся Христом Литургии. Если она является сердцем, смыслом жизни общины, то она вокруг себя соберет всё – Христу будут посвящены наша деятельность вне стен храма, наши всевозможные социальные проекты, образовательные мероприятия, экологические походы по Байкалу, паломничества и так далее. Если нет такого центра жизни общины, то будут какие-то разрозненные отчёты-подсчёты-рассчёты и прочие счёты, но вряд ли мы увидим за ними Христа. И очень печально, если радость общения с Богом, ради которой Он и воплотился («Я пришел, чтобы вы имели жизнь, и имели с избытком» (Ин.10:10)) подменяется мертвящими отчётами о возрастании духовности или ещё чем-то – лишь бы не Литургией. Приведу слова преподобного Гавриила (Ургебадзе): «Если бы видели, какая благодать сходит на Литургии, то были бы готовы собирать пыль с пола храма и умывать ею своё лицо». Вот что нам нужно – стремиться к пониманию посылаемой нам Богом Отцом благодати.
Что же касается разницы в характере общин, то упомянутых вами недружелюбных, замкнутых приходов я встречаю крайне редко. Есть, может быть, разница в характерах общин, и здесь мы смело можем обратиться к примеру разных семей: одна семья отличается радостным и хлебосольным гостеприимством, в другой мы видим склонность к молчаливому чтению, третья удивляет нас заботой о соседях, так что я не был бы столь категоричен в суждениях. А, в общем и целом, я бы предложил, учитывая неизбежную разницу в характерах наших приходов, помнить правило блаженного Августина: «В главном – единство, во второстепенном – свобода и во всем – любовь».
Любовь проявляется по-разному, иногда и в разумной строгости. Нам иногда приходится ее применять. Например, мы не можем причащать человека, который пришел в храм к самому концу Литургии – ну, о каком Причастии может идти речь, если ты явился сюда как турист, скажите? Или – практика помощи нищим. В нашем приходе делается так: если человек просит милостыню, если он не калека, то он обязан делать это стоя, потому что просит-то он у людей и у Христа – с какой такой стати ты должен сидеть барином перед входом в церковь? Потом, если ты крепкий дядя, то вот тебе лопата, метла и прочие инструменты – помоги, будь добр, чем можешь. В этом случае тебе и заплатят и обязательно накормят: честный труд всегда в почете. Что касается приходящих пьяными, то мы без предупреждений выставляем таких граждан навсегда: осквернять Божий храм мы не позволим. Могут обижаться, могут считать наш приход недружелюбным или еще каким, но, простите, так себя в нашей семье не ведут.
– Строго…
– Допускаю. Но разумная – подчеркиваю, именно разумная – строгость, а не угрюмая суровость, по моему убеждению, необходима. Дисциплину никто не отменял, а «устав для солдата, – как говорил великий старшина Федот Васков, - ето же..!» Согласитесь, в этом, казалось бы, таком строгом старшине Васкове вы видите любовь – вот точно так же в каком-то смысле и на Литургии. Если вы участвуете в ней с благодарностью и любовью к Богу и ближнему, вы всегда сможете почувствовать великую любовь Господа к нам. Чувство это не измеряется эмоциями, его нужно «просто» узнать, его ни с чем не спутаешь.
Вот этой радости я всем нам желаю.
Свежие комментарии