1. Мы привыкли к победам русских школьников и студентов на международных олимпиадах по математике, физике, программированию… Неудивительно, что и в освоении искусственного интеллекта наши тоже побеждают соперников из других стран (ссылка):
Сборная России показала лучший результат в научном туре конкурса и завоевала золотые медали, серебро в практическом этапе и первое место по сумме баллов.
В финале сборная России встретились с талантливыми школьниками из 39 стран, включая Китай, Японию, Канаду, Швецию, Нидерланды, США и другие.
Состязание IOAI 2024 состояло из двух этапов — научного и практического. В первом раунде старшеклассники решали три задачи, имитирующие реальные научные исследования в области ИИ, используя навыки программирования, знание библиотек Python и понимание основ машинного обучения. Сборная России в этом туре набрала абсолютное большинство конкурсных баллов и обошла другие команды — два из трёх решений превзошли даже авторский вариант.
Во втором туре команды занимались разработкой и проведением экспериментов о поведении программного обеспечения ИИ: ChatGPT, Dalle–2 и других.
Золотых медалей удостоились учащиеся и выпускники московской школы Летово, победители и призёры различных олимпиад и конкурсов…
2. Дискуссионное мнение от boldogg касательно персонала российских (и не только) средних школ (ссылка):
Есть одна принципиальная проблема образования. Не образования в России. Не образования именно сейчас, в 2024 году. А образования вообще, в принципе. Эта проблема такова: в учителя идут не лучшие.
И это я ещё довольно мягко формулирую, чтобы не эпатировать лишнего. (Мой отец, например, любил такую формулировку: "в учителя идут отбросы высшего образования.")
Вот, предположим, мы хотим учить детей программированию. Но хороший программист зарабатывает тысяч 300. Да, даже больше. 300 зарабатывает средний программист. Хороший – больше. Значит, не пойдёт хороший программист учить детей. И даже средний не пойдёт. Пойдёт или плохой, или тот, кто и до плохого не дотягивает, кого в принципе и программистом-то назвать нельзя.
Или вот, есть у нас медицинский класс, учим мы детей химии и биологии с прицелом на то, чтобы они стали врачами. И есть высококлассный врач. По-настоящему высокого класса, супер-профи, каких на страну семь человек в своей области.
Пойдёт ли этот врач работать учителем? Даже к этим детям, отобранным? О нет. Высококлассный врач занимается своим делом, его время дорого.
А вот у нас бизнес-класс. Урок экономики. Рассказывает учитель детям про экономику и в воздухе просто висит вопрос: "Если вы так хорошо всё про экономику и бизнес знаете – что ж вы тут-то позабыли? Занялись бы бизнесом!"
И так далее. Крутой математик занимается математикой. Крутой физик – физикой.
Есть исключения, конечно. Исключения системные. Это те области, где человек быстро достигает высот и так же быстро выходит в тираж. Спорт, например.
Почти каждый учитель физкультуры почти в каждой рядовой школе – как минимум мастер спорта, а чаще всего какой-нибудь победитель олимпиады, чемпион Европы и тому подобное. Реально, почти в каждой даже обычной школе так. А уж тренеры в спорт-школах – просто все как один.
Исключения индивидуальные - когда так вот вышло, что высококлассному специалисту интересно поработать с детьми. <…>
Но это очевидные исключения. Не напасёшься учёных и писателей на все школы, на все классы.
А в общем и целом ситуация такова: если человек достиг большого (или даже среднего) успеха в значимой профессии – то он этой профессией и будет заниматься. Так и ему самому выгоднее, и обществу полезнее. А детям в учителя достанутся… кхм… ну, так скажем: те, кто поплоше. Причём, именно как учителя они может даже будут очень даже ничего – но вот именно в профессии – поплоше определённо.
Что с этим делать?
Ну… Для начала можно ничего не делать. Цивилизация с этим существует века - просуществует и дальше. Следует, пожалуй, просто осознавать – чему, в частности, этот пост и посвящён. И просто не ждать, что ваш учитель физики реально хорош в физике. Не спрашивать его: "А вот вы учите физике, а какой от неё толк, раз вот вы её знаете и работаете учителем?" Понимать, что да, таков вот системный баг образования, как общественного института и иметь это в виду.
Или же, если мы всё же считаем, что эту проблему надо решить… Ну, надо больший кусок общественного пирога учителям выделять. Повышать престиж профессии. Причём не на словах, а на деле, то есть финансово (это же у нас сейчас универсальное мерило успеха).
Больше платить.
Хотите, чтобы были по-настоящему крутые учителя информатики – нужно платить им 300+ тысяч. Причём не только в Москве, но и в Тамбове, поскольку айтишник может удалённо работать.
Здесь можно возразить, что навряд ли лучшие кабинетные учёные или лучшие программисты-практики непременно будут обладать лучшими навыками преподавания. Всё же писать код — это одно, а учить детей писать код — совершенно другое. Вместе с тем замечу, что часть проблемы даже не в деньгах. Лучшие специалисты обычно не нуждаются в деньгах, они часто могут себе позволить приходить на полдня в школу за символическую плату, чтобы возиться с юной порослью и передавать свои знания дальше. В школах, однако, таковых не ждут: разве что в виде исключения, раз в пару лет.
3. Вот самые популярные профессии у русских школьников по версии журналистов (ссылка):
В июле 2024 года российские подростки в возрасте от 14 до 16 лет чаще всего соглашались работать менеджерами по работе с клиентами. Об этом сообщили РИА Новости.
Спрос на эту профессию среди подростков за год вырос вдвое. Заработная плата составляет от 20 до 90 тысяч рублей. Кроме того, школьники часто готовы идти в копирайтеры (заработная плата 40-70 тысяч рублей), контент-менеджеры (зарплата 30-80 тысяч рублей), фотографы (зарплата 30-110 тысяч) и операторы колл-центров (зарплата 30-80 тысяч).
«Лента» так и остаётся креативным изданием, которое старается брать чужой контент, но не давать при этом ссылок на источники. Поэтому я не могу точно определить, о чём, собственно, идёт речь, но предполагаю, что о временной подработке, куда школьникам удалось устроиться. Это, конечно, большая проблема нашего образования: работы для подростков должно быть больше, причём самой разной, от мастера по ремонту смартфонов до помощника бухгалтера, например.
Такой работы нет, потому что наш Трудовой Кодекс левацкий, вредительский. Там заложено столько безумных ограничений на работу подростков, что обычный, не склонный к авантюрам работодатель, будет принимать на работу подростков только по блату — при условии, что это «племянник Анны Петровны», с которым не будет проблем.
Свежие комментарии