Памятники советским солдатам уже подходят к концу, и теперь местные «дерусификаторы» перешли к демонтажу монументов времён Российской империи.
Если раньше правящие националисты напирали, главным образом, на «ужасы советского времени», то теперь анафеме предаётся абсолютно всё, связанное с присутствием России на здешних землях.
В глазах «нациков» Пушкин не менее ненавистен, чем советский солдат.В 2022-23 гг. над Латвией, как и прочими странами Балтии словно бы ураган пронёсся: в короткие сроки в регионе было демонтировано несколько сотен памятников советским солдатам, отдавшим жизни за освобождение Прибалтики от нацистской оккупации.
Сначала правящие в Латвии националисты утверждали, что они ликвидируют только монументы, имевшие отношение к «наследию тоталитарного советского режима», а памятники, посвящённые русским культурным деятелям трогать не станут.
Ложь подобных заявлений выявилась практически сразу – 20 мая 2023 года в Риге был демонтирован находившийся там памятник Пушкину.
Затем в ночь со 2-го на 3 ноября 2023 года в Риге был снесён монумент знаменитому уроженцу города – советскому академику Мстиславу Келдышу.
Следующей своей целью националисты избрали памятник полководцу Михаилу Барклаю-де-Толли, тоже родившемуся в здешних местах.
С начала 2024 года радикальные элементы всё более настойчиво требовали демонтажа бронзового Барклая. И в этом их поддержал вице-мэр Риги, член ультрарадикальной партии Национальный блок Эдвардс Ратниекс.
Голосование о судьбе бронзового Барклая депутаты рижского самоуправления провели 16 октября. «За» снос проголосовали 26 политиков – из партий «Новое Единство», Национальный блок, «Код Риги», «Для развития Латвии». «Против» голосовали 14 человек – от оппозиционных партий «Согласие», Русский союз Латвии и «Честь служить Риге». Председатель фракции «Согласия» в горсобрании Риги Константин Чекушин бессильно опускает руки: по его словам, рассказывать большинству депутатов историю города и биографии родившихся здесь людей совершенно бессмысленно. «Их глаза полны где-то фанатизма, где-то цинизма. Национал-популизм превращается в тренд, а вслед за этим мы видим и облитые краской неугодные памятники. Параллельно этому видим отсутствие реальных дел в городе, от которых рижанам жилось бы удобнее и безопаснее», – констатирует Чекушин.
Националисты у власти отработали свой способ борьбы с памятниками. Сначала под покровом ночи неугодный монумент навещают вандалы и обливают его краской. А потом чиновники говорят, что народ больше не может терпеть присутствия в городе «оккупационных символов» и поэтому, не дожидаясь решения властей, сам берет дело в свои руки.
Чиновники же, повинуясь «народной воле», вынуждены, дескать, избавляться от памятников, «вызывающих гнев латышей». Сейчас Ратниексу и его сподвижникам, по словам Чекушина, «уже достаточно указать свой перст на что-то неугодное, как тут же находятся хунвейбины с краской, спешащие выполнить команду сверху». Полиция же при этом, как отмечает депутат, не проявляет рвения в поимке преступников, давая им ясный сигнал – вандализм не наказуем.
Чекушин предупреждает, что в какой-то момент «нацики» могут переключиться с монументов на живых людей. «Сегодня перст указывает на памятники, но когда они закончатся, то этот перст начнёт показывать на людей. На врагов народа. Ведь у революции нет ни конца, ни начала. Маховик упорно раскручивают, и это приведёт к трагическим последствиям. Потому что вскоре зелёнкой начнут обливать и людей. А дальше будет кровь. А ведь так хочется просто нормально жить и работать. Но толкают нас явно не в этом направлении», – заключает политик. А оппозиционный активист Дмитрий Прокопенко сравнил вице-мэра Ратниекса и его сподвижников с членами ИГИЛ (запрещённая в России организация), уничтожающими культурное наследие.
После демонтажа Барклая состоялась расправа над бюстом Анны Керн – музы Пушкина. Эта знаменитая женщина одно время жила в Риге, будучи супругой коменданта городской крепости – о чём и напоминал скромный памятник, находившийся на улице Цитаделес. Керн тоже сочли «оккупанткой», почему бюст и демонтировали.
«Дерусификация Риги – не война латышской культуры с русской, это война дикости с культурой вообще: то-то одним из первых на ней "задвухсотили" Пушкина. Война варварства с цивилизацией, в которой город не может не пострадать, поскольку он и есть цивилизация», – отмечает проживающий в Риге писатель Алексей Евдокимов. По его словам, лучшее для Риги время, золотой век города был во времена Российской империи – перед Первой мировой войной. Тогда Рига за десять с небольшим лет увеличилась почти вдвое, её застроили зданиями формата югендстиль. Тут делали автомобили «Руссо-Балты», а мэр Джордж Армитстед (этнический шотландец) ездил на работу на им же запущенной электрической конке.
Как отмечает Евдокимов, в те годы Рига из города просто большого и важного уже прямо метила в великие. «Я считал, и даже в книжечках писал, что мировая война, навсегда лишившая Ригу шансов на попадание в высшую европейскую лигу, была для города трагедией, сломом судьбы. Но вот слушаю как-то, давно, по радио латышского историка – и тот уверяет, что первая мировая уберегла город об большой опасности. Ведь лихорадочный предвоенный рост заставил Ригу высосать из окружающих латышских губерний все относительно свободные людские ресурсы, и если бы он продолжился дальше, то шёл бы уже за счет более дальних земель – литовских, белорусских, русских. А стало быть, латыши превратились бы в городе в меньшинство. А стало быть, войны, мировая и гражданская, распад империи, деиндустриализация, отток населения, немецкого и русского, были, по мнению историка, скорее благом», – рассказывает писатель.
Нынешние правящие националисты действуют в этой логике – им не нужен процветающий город – главное, чтобы он был латышским. Вот и сносят русские памятники. Теперь опасность нависла над обелиском, находящимся в рижском районе Луцавсала, и посвящённом памяти четырёхсот русских гренадёров, геройски погибших здесь в 1701 году в битве с намного превосходящими в численности силами шведского короля Карла XII.
Справедливости ради надо отметить, что уже даже некоторые латыши задаются вопросом: не пора ли положить конец вандализму? 10 декабря латвийское Общество искусствоведов призвало ввести хотя бы годичный мораторий на снос памятников. Эту идею поддержали также организации латвийских композиторов, кинематографистов, художников и хореографов.
Глава Общества искусствоведов Силвия Гроса опубликовала предельно осторожное письмо, в котором указывает, что в 1991 году в Латвии состоялся «объективный, общественно понятный и приемлемый процесс – демонтаж памятников Ленину и другим лидерам коммунистической партии и восстановление исторических названий населенных пунктов, улиц и площадей». Точно так же Гроса одобряет массовый снос монументов советским солдатам, предпринятый в 2022 году. Однако, по её мнению, «в дальнейших действиях не хватает последовательности». Искусствоведы убеждены, что демонтаж памятников используется радикальными партиями для привлечения симпатий своего электората к муниципальным выборам 2025 года. Невзирая на то, что тон послания выдержан в предельно лоялистском тоне, на искусствоведов немедленно ополчились националисты из организации Центр общественной памяти. Они обозвали искусствоведов «идиотами» и, того хуже, «агентами Кремля».
К слову сказать, что, когда в Риге демонтировали Барклая-де-Толли, президент Эстонии Алар Карис сообщил, что эстонские власти не собираются сносить аналогичный монумент, находящийся в городе Тарту (близ которого полководец жил в свои последние годы). «Он – часть нашей культуры. Всё-таки он отсюда родом, и нам нравится считать таких героев своими», – сказал глава государства. В свою очередь, директор эстонского Военного музея Хеллар Лилль отметил, что Барклай де Толли не ассоциируется с «трагическими событиями» в истории Эстонии. «События, в центре которых он находился, сегодня никого не задевают. Он не действовал как полководец непосредственно в Эстонии», – заявил Лилль.
Однако не стоит обманываться – в Эстонии тоже вполне может начаться борьба с монументами Российской империи. Так, на днях поступило предложение убрать с привычного места в том же Тарту памятник выдающемуся хирургу Николаю Ивановичу Пирогову (он учился в здешнем университете).
С соответствующей инициативой выступил местный писатель Арне Мерилай. По мнению Мерилайя, городской парк, названный в честь Пирогова, тоже нужно переименовать. Писатель жалуется, что памятник Пирогову и названный его именем парк создают неверное впечатление о статусе знаменитого врача – так как на самом деле это представитель «смертоносного империализма». В вину Пирогову эстонский писатель ставит то, что тот лечил раненых русских солдат в осажденном Севастополе во время Крымской войны – а значит монумент «символизирует тюрьму народов и оккупацию». Позже Пирогов был попечителем Одесского и Киевского учебных округов, что в представлении Мерилайя означает, что врач занимался «русификацией украинского образования». Пирогов занимал почётное место в иерархии Российской империи – значит, был «империалистом»! Потому Арне Мерилай предлагает перенести монумент в малопосещаемое место и снабдить его QR-кодом, чтобы все могли прочитать эстонскую версию биографии Пирогова.
Надо полагать, что эстонские националисты вплотную подойдут к борьбе с российскими монументами в тот момент, когда окончательно покончат с памятниками советскими. Наверное, последним из уцелевших (частично) обелисков советским солдатам является объект, находящийся близ селения Техумарди на острове Сааремаа. Прошлой весной власти тамошнего самоуправления сообщили о своём желании провести раскопки на территории мемориального комплекса Техумарди и перезахоронить погребённые там останки советских солдат. Гробокопательство в Техумарди началось в первых числах июля. Там были демонтированы доломитовые могильные камни с пятиконечными звездами и именами 190 погибших солдат, хотя памятник в форме меча остался пока на прежнем месте.
Останки лежавших там солдат перезахоронили в глухом месте. Процессом руководил сотрудник таллинского Военного музея Арнольд Унт, под чьим руководством гробокопатели занимались уничтожением советских братских кладбищ по всей Эстонии уже на протяжении последних полутора лет, разорив 2500 могил. Унт сообщил: никто не собирается тратить времени на идентификацию останков и разбираться, чьи кости переносят. Мемориал был исключен из списка объектов исторического наследия, а на его месте был разбит газон. «Три месяца назад в Техумарди было выполненное в пропагандистском стиле кладбище, но после перезахоронения останков павших красноармейцев кажется, что на территории царит покой», – удовлетворённо написал эстонский журналист Маргус Мульд.
К слову, этот, уже уничтоженный к настоящему моменту мемориал, в своё время установили в память о воинах, погибших в ночном бою, произошедшем 8 октября 1944 года, у деревушки Техумарди. В тот день части 249-й и 131-й эстонских дивизий Советской армии, освобождая родную землю от нацистов, десантировались на западный берег Сааремаа и вступили в яростное сражение с немцами, заблаговременно создавшими здесь мощную линию обороны.
Другими словами, эстонцы, устроившие кощунственное «перезахоронение» героев Техумарди, по сути, побеспокоили прах собственных дедов и прадедов. А уже в новом году 7 января чиновники волостной управы Сааремаа встретились с преподавателями Художественной академии и государственного Департамента по защите памятников старины (в данном контексте это название звучит издевательски) с целью обсудить вопрос удаления советских звёзд с уцелевшего пока обелиска.
Схожие процессы идут и в Литве. Минувшим летом литовский парламент одобрил законодательные поправки, позволяющие переносить захоронения советских солдат в другие места – в том случае, если солдатские кладбища будут признаны «пропагандирующими тоталитарные, авторитарные режимы и их идеологии».
Новый закон впрямую относится к тем мемориалам, находящимся в людных местах – чиновников крайне не устраивает тот факт, что люди, спеша куда-нибудь по повседневным делам или просто прогуливаясь, видят объекты, носящие на себе «оккупационную символику». Теперь от этих могил будут избавляться «по закону».
Особенно доволен остался новым законом мэр города Шяуляй Артурас Висоцкас.
Он рассказывает, что они мечтали осуществить перенос советских захоронений из центра города ещё в 2019 году. Но тогда, по его словам, у литовских властей ещё не хватало решимости наплевать на протесты Москвы. К тому же в своё время захоронение военнослужащих в центре Шяуляя было внесено в литовский реестр культурных ценностей, а стало быть, находилось под охраной закона. Пришлось, по словам Висоцкаса, решать «проблему» постепенно – снесли находившийся при мемориале обелиск, изуродовали памятники, чтобы сделать их менее заметными.
«Мы сделали всё, что могли на тот момент. И теперь появилась возможность решить этот вопрос кардинально», – поясняет мэр. Предполагается, что солдатский мемориал уберут из центра Шауляя этим летом…
Свежие комментарии