На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Закон и Порядок

135 771 подписчик

Свежие комментарии

  • Иван Ураганов
    Неизвестно!🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Азербайджанская д...
  • Неизвестно Неизвестно
    а где наши силовики и государство?Азербайджанская д...
  • Serg
    А у Путина саммиты, поездки, Украина с Европой и США. Лобызания в десны с Алиевым, Рахмоном и прочими, прочими, прочи...Азербайджанская д...

Памятник на площади

Рядом с вокзалом в Сергиевом посаде стоит памятник одному купцу. Он горделиво сидит на стуле, отставив руку с тростью, а прохожие пробегают мимо и разве что туристы с экскурсоводом тормозятся на пару минут, чтобы гид успел сказать пару слов об этом человеке. А потом и туристы бегут дальше, к Троице-Сергиевой лавре.

Еще один памятник этому же купцу стоит в Ярославле. И тоже рядом с вокзалом. Потому что если бы не этот купец, не было бы железной дороги, которая дважды, в лихую годину, очень помогала России. Вот только за ее постройку Савва Иванович Мамонтов получил от современников, в первую очередь, от любимого правительства – арест и банкротство.

Справедливости ради стоит отметить, что в Сергиевом Посаде рядом с вокзалом стоило бы поставить памятник не Савве Ивановичу, а его отцу. Именно он решился вложить деньги в строительство Троицкой железной дороги от Москвы до Троице-Сергиевой лавры, чтобы паломники не шли пешком, а ехали на поезде. Впрочем, как мы помним благодаря повести Шмелева «Богомолье» – даже когда дорогу построили, паломники шли в Лавру не только на поезде, но и пешком массовым потоком. А потом все тот же Иван Мамонтов создал «Общество Московско-Ярославской железной дороги» и продлил ее до Ярославля.

Иван Фёдорович Мамонтов, отец Саввы Ивановича
Иван Фёдорович Мамонтов, отец Саввы Ивановича

А что же Савва Иванович?

Он не просто получил отцовские деньги. Он развернулся на них по полной программе. У Саввы Ивановича хватило и на заводы, и на пароходы, и на театры, и на Абрамцево, в котором у него гостили то Шаляпин, то Врубель, то Серов рисовал «Девочку с персиками», а то все знаменитые российские художники конца XIX века дружно расписывали иконостас в церкви Спаса Нерукотворного. Но самое главное – денег хватило на железные дороги. В Донбассе и на Русском Севере. Именно Савва Мамонтов соединил железной дорогой угольные шахты Донбасса и Москву с Архангельском. И если железную дорогу в Донбассе еще понимали, то зачем Мамонтов построил дорогу до Архангельска, потратив на нее уйму денег, современники не очень понимали. «Она же не окупится».

Валентин Серов. Портрет Саввы Мамонтова
Валентин Серов. Портрет Саввы Мамонтова

Она и не окупилась. Особенно после того, как Мамонтова целенаправленно обанкротили. В том числе и активными трудами Сергея Юльевича Витте. Он почему-то одной рукой награждая Мамонтова, другой готовил для него камень за пазухой и сделал все возможное и невозможное, чтобы Савву Ивановича признали банкротом, а его железные дороги забрали в казну.

Хорошо хоть от уголовного обвинения удалось отбиться. На суде Мамонтова защищал сам Плевако – если и не лучший, то один из лучших адвокатов России. Художник Серов, как раз работавший над портретом Николая II, попросил царя помочь Мамонтову. Царь пообещал, но палец о палец не ударил. Только сумма залога, который требовалось заплатить за освобождение Мамонтова, чудесным образом выросла с огромных 763 тысяч рублей до пяти миллионов. Точно также, пока многие люди искусства просили за Мамонтова, палец о палец не ударил Шаляпин, которому Мамонтов очень даже помог стать самой звездной звездой империи.

Когда присяжные оправдали Мамонтова от уголовного обвинения, зал взорвался аплодисментами. Впрочем, от банкротства и отобранной железной дороги это Мамонтова все равно не спасло. Одним из первых купцов России он больше не был.

А потом началась Великая Война.

И оказалось, что если бы Савва Мамонтов не построил себе в убыток железную дорогу до Архангельска, то грузы от союзников по Антанте на фронт стало бы доставлять сложно до невозможности.

В 1941 году, когда грянула Великая Отечественная война, история повторилась. Дорога, построенная Мамонтовым и разорившая его, оказалась важнейшей стратегической линией, по которой на фронт везли грузы, доставленные полярными конвоями.

Но ни царская, ни Советская власти так и не удосужились признать заслуг Саввы Ивановича Мамонтова в спасении страны в лихую годину. Его железная дорога оказалась как нельзя кстати. Вот только царской власти тогда пришлось бы, наверное, признавать, что с ударным банкротством Мамонтова как-то нехорошо получилось. А для Советской власти он просто был чужим: ворочал миллионами, буржуй и эксплуататор, какая может быть благодарность такому спасителю Отечества.

И только в 2000-е годы, когда давным давно не стало ни царской, ни Советской власти, Савве Ивановичу воздали по заслугам. Так и появились памятники в Ярославле и Сергиевом посаде. Приедете в Сергиев Посад, будете пробегать мимо, задержитесь на секунду у важного купца, сидящего на своем шикарном стуле на постаменте рядом с вокзалом. Он это заслужил.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх