Рядом с вокзалом в Сергиевом посаде стоит памятник одному купцу. Он горделиво сидит на стуле, отставив руку с тростью, а прохожие пробегают мимо и разве что туристы с экскурсоводом тормозятся на пару минут, чтобы гид успел сказать пару слов об этом человеке. А потом и туристы бегут дальше, к Троице-Сергиевой лавре.
Еще один памятник этому же купцу стоит в Ярославле. И тоже рядом с вокзалом. Потому что если бы не этот купец, не было бы железной дороги, которая дважды, в лихую годину, очень помогала России. Вот только за ее постройку Савва Иванович Мамонтов получил от современников, в первую очередь, от любимого правительства – арест и банкротство.Справедливости ради стоит отметить, что в Сергиевом Посаде рядом с вокзалом стоило бы поставить памятник не Савве Ивановичу, а его отцу. Именно он решился вложить деньги в строительство Троицкой железной дороги от Москвы до Троице-Сергиевой лавры, чтобы паломники не шли пешком, а ехали на поезде. Впрочем, как мы помним благодаря повести Шмелева «Богомолье» – даже когда дорогу построили, паломники шли в Лавру не только на поезде, но и пешком массовым потоком. А потом все тот же Иван Мамонтов создал «Общество Московско-Ярославской железной дороги» и продлил ее до Ярославля.
А что же Савва Иванович?
Он не просто получил отцовские деньги. Он развернулся на них по полной программе. У Саввы Ивановича хватило и на заводы, и на пароходы, и на театры, и на Абрамцево, в котором у него гостили то Шаляпин, то Врубель, то Серов рисовал «Девочку с персиками», а то все знаменитые российские художники конца XIX века дружно расписывали иконостас в церкви Спаса Нерукотворного. Но самое главное – денег хватило на железные дороги. В Донбассе и на Русском Севере. Именно Савва Мамонтов соединил железной дорогой угольные шахты Донбасса и Москву с Архангельском. И если железную дорогу в Донбассе еще понимали, то зачем Мамонтов построил дорогу до Архангельска, потратив на нее уйму денег, современники не очень понимали. «Она же не окупится».
Она и не окупилась. Особенно после того, как Мамонтова целенаправленно обанкротили. В том числе и активными трудами Сергея Юльевича Витте. Он почему-то одной рукой награждая Мамонтова, другой готовил для него камень за пазухой и сделал все возможное и невозможное, чтобы Савву Ивановича признали банкротом, а его железные дороги забрали в казну.
Хорошо хоть от уголовного обвинения удалось отбиться. На суде Мамонтова защищал сам Плевако – если и не лучший, то один из лучших адвокатов России. Художник Серов, как раз работавший над портретом Николая II, попросил царя помочь Мамонтову. Царь пообещал, но палец о палец не ударил. Только сумма залога, который требовалось заплатить за освобождение Мамонтова, чудесным образом выросла с огромных 763 тысяч рублей до пяти миллионов. Точно также, пока многие люди искусства просили за Мамонтова, палец о палец не ударил Шаляпин, которому Мамонтов очень даже помог стать самой звездной звездой империи.
Когда присяжные оправдали Мамонтова от уголовного обвинения, зал взорвался аплодисментами. Впрочем, от банкротства и отобранной железной дороги это Мамонтова все равно не спасло. Одним из первых купцов России он больше не был.
А потом началась Великая Война.
И оказалось, что если бы Савва Мамонтов не построил себе в убыток железную дорогу до Архангельска, то грузы от союзников по Антанте на фронт стало бы доставлять сложно до невозможности.
В 1941 году, когда грянула Великая Отечественная война, история повторилась. Дорога, построенная Мамонтовым и разорившая его, оказалась важнейшей стратегической линией, по которой на фронт везли грузы, доставленные полярными конвоями.
Но ни царская, ни Советская власти так и не удосужились признать заслуг Саввы Ивановича Мамонтова в спасении страны в лихую годину. Его железная дорога оказалась как нельзя кстати. Вот только царской власти тогда пришлось бы, наверное, признавать, что с ударным банкротством Мамонтова как-то нехорошо получилось. А для Советской власти он просто был чужим: ворочал миллионами, буржуй и эксплуататор, какая может быть благодарность такому спасителю Отечества.
И только в 2000-е годы, когда давным давно не стало ни царской, ни Советской власти, Савве Ивановичу воздали по заслугам. Так и появились памятники в Ярославле и Сергиевом посаде. Приедете в Сергиев Посад, будете пробегать мимо, задержитесь на секунду у важного купца, сидящего на своем шикарном стуле на постаменте рядом с вокзалом. Он это заслужил.
Свежие комментарии