
Напомню, что мы с вами являемся программами. Если бы мы в совершенстве умели редактировать генетический код человека, то мы могли бы лечить любые болезни, включая старость, а также придавать людям любые животные черты. К примеру, один укол, и вот у вас зрение кошки, перья страуса, пищеварение крокодила и жабры, чтобы дышать под водой.
Есть ненаучная фантастика: про световые мечи, которые даже теоретически невозможны. Есть научная фантастика: про межзвёздные путешествия, которые теоретически возможны, но только в отдалённом будущем. И есть научные планы — на путешествие к облаку Оорта, например, зонд к которому всерьёз планируют запустить уже через 15 лет.
Генетическое редактирование, про которое я писал выше, пожалуй, относится к последнему типу, то есть к ближним научным рубежам. Мы уже умеем редактировать гены, причём не только ради забавы ради, но и для лечения тяжёлых болезней. При этом исследования движутся быстро, так как все понимают, какие перспективы они открывают перед человечеством.
Вот, к примеру, несколько новостей.
1. Испанские учёные разработали новый способ регулировать активность генов. ИИ-энхансеры точечно включают и выключают выбранные гены — пока что на мышиных клетках в пробирке (ссылка).
2. Ещё одну технологию для редактирования генов разработали американцы (ссылка). Это продвинутый КРИСПР — точное редактирование ДНК, сопряжённое с активацией и подавлением выбранных генов. Эксперимента ради в клетках печени учёные одновременно исправили мутацию, вызывающую болезнь Вильсона-Коновалова, усилили экспрессию гена, связанного с диабетом I, и подавили ген, связанный с амилоидозом. Опыты идут в пробирках, на ранней стадии.
3. В Японии тем временем подбирают ключи к лечению болезни Дауна: к удалению лишней хромосомы у больных (ссылка). Японцы используют стандартный инструмент, генетические ножницы КРИСПР-Кас9. В пробирке полный успех: из клеток вырезают дополнительную хромосому, и клетки начинают работать нормально. До клинических испытаний, однако, ещё далеко — вероятно, никак не меньше нескольких лет.
4. С ВИЧ продвинулись значительно дальше, ставят уже опыты на макаках. В университете Темпл применили тот же КРИСПР-Кас9, чтобы модифицировать вирус, обезвредив его. Один укол, и вирусная нагрузка резко снизилась, при этом подопытные не были отравлены (ссылка). Люди следующие на очереди — уже идут тесты безопасности на волонтёрах, подбирают эффективную дозировку. Кстати, напомню, что некоторые американцы по уровню своей морали недалеко ушли от макак: университет Темпл забанил русские ай-пи, чтобы мелочно напакостить нашим учёным, которые занимаются аналогичными исследованиями.
5. Раз уж зашла речь про ВИЧ — уже одобрен препарат, который защищает от ВИЧ с эффективностью близкой к 100%. Надо делать два укола в год, и тогда зараза с гарантией не прилипнет (ссылка). Важное достижение, однако мне кажется, что люди недостаточно дисциплинированы, чтобы защищаться от венерических заболеваний заранее. Если бы грешники были предусмотрительнее, никаких венерических заболеваний бы и не было, они бы быстро угасли сами собой.
6. Китайские учёные тем временем пытаются научить ИИ генетическому языку, проводя опыты над растениями (ссылка). На мой взгляд, это очень перспективное направление, по двум причинам.
Во-первых, генно-модифицированные растения — это огромные прибыли, а огромные прибыли — это мощный приток денег в лаборатории. Вот, к примеру, учёные пытаются модифицировать геном растений таким образом, чтобы они накапливали никель (ссылка). Если у них получится, добыча металлов из растений принесёт десятки или сотни миллиардов долларов.
Во-вторых, нейросети схватывают новые языки автоматически, по тем же принципам, по которым ребёнок в племени дикарей усваивает речь. Дикарь не знает, что такое «падеж» и «склонение», он не умеет читать и ни разу в жизни не был в школе. Однако он умеет говорить на родном языке: способен понимать соплеменников и точно доносить до них свои мысли.
Вот так и нейросети — их не учат специально компьютерным языкам, они просто читают миллиарды строчек компьютерных программ и усваивают принципы программирования незаметно для себя и учителей. Это значит, что нейросети могут аналогичным образом научиться программировать ДНК — просто изучив достаточно геномов живых существ. К сожалению, Создатель нашего генома не оставил нам документации: «подавите ген такой-то и включите ген сякой-то, чтобы изменить цвет волос на ярко-красный». Однако фазу «вдумчиво изучаем руководство» нейросети могут пропустить — как и в случае с другими языками, нейросети способны усвоить закономерности, если только учёные скормят им достаточный объём образцов.
Свежие комментарии