На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Закон и Порядок

135 798 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Соловьев
    ПРИ СТАЛИНЕ НИКОГДА НЕ УПОМИНАЛОСЬ СЛОВА "ЭЛИТА", НО САТАНОВСКИМ ОНО НРАВИТСЯ, К КОЕЙ ОНИ ПРИЧИСЛЯЮТ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕД..."Путин нянчиться ...
  • Леонид Руси
    Ему бы кащея играть... С детства знаю эту подлую сущность...Отказ актера Андр...
  • Валерий Светлый
    Хотя надо добавить, что путаницу вносит идеология Путина, строящего капиталистического конкурента ЗападуОтказ актера Андр...

Без домового как без хозяина!

Без домового как без хозяина!



«Без домового как без хозяина!» — говорили люди в былые времена, и действительно верили, что без домового дом осиротеет. Покровитель семьи и дома был неотъемлемой частью благополучной жизни людей. В доме домовой обычно жил за печью или под ней, также мог облюбовать трубу, а мог поселиться в подполе или на чердаке.



Считалось, что не только человек нуждается в домовом, но и сам домовой очень привязан к дому. За долгие годы сосуществования домовик привыкал к людям и избе, в которой жил. Поэтому заставить его покинуть свою обитель было крайне трудно.

Но люди, как правило, и не пытались избавиться от домового. Напротив, переезжая на новое место жительства они приглашали духа дома пойти вместе с ними. Для заманивания домового в новую избу существовали специальные обряды. Как правило, домового с определенными заговорами переносили в новое жилье с частью старого хозяйства (горшками, лаптями и т. д.), перевозили на лопате или венике.

Домовой мог остаться в старом покинутом доме лишь в том случае, если хозяева забыли позвать его. Также домовой мог обидеться на людей и не последовать за ними, если они звали его небрежно и неуважительно. Оставшийся в одиночестве домовой скучал, маялся и тосковал и даже мог умереть.

О домовых, лишившихся жилища, существует много рассказов. Так, в народе ходит легенда о том, что в одной из областей в результате несчастного случае сгорела целая деревня. И на ее пепелище каждую ночь раздавался громкий плач — это горевали и стонали домовые. Тогда крестьяне соорудили для них временные шалашики и пригласили туда домовых, разложив подле шалашей ломти хлеба с солью. Плач на пепелище в ту же ночь прекратился — видимо, домовые приняли приглашение людей и так и жили в шалашиках, пока деревню не отстроили заново.

Другая же история повествует о следующем случае. Как-то ночью одинокий путник увидел горящий дом и поспешил к нему. Пожар был очень сильный, и потушить его уже вряд ли было возможно. Подходя, путник услышал крик и увидел бегущего ему навстречу пожилого мужчину небольшого роста. Набегу он причитал: «Не найти мне дома, лучше этого!». По всей видимости, это был дух сгоревшего дома.

Представления людей о богах и духах, как правило, всегда антропоморфны. Точно так же и образу домового народная фантазия придала много человеческих черт. Так, по народным поверьям, домовой мог иметь семью, духи дома могли быть в ссоре или в дружеских отношениях с духами другого дома, ходить друг к другу в гости и т. д.

Согласно народным поверьям, домовые со всей деревни собирались на своего рода «вечеринки». Для этого они выбирали заброшенную избу, стоящую на отшибе, и плясали там по ночам. В это время из избы доносились похожие на крики животных звуки и топот ног.

Домовой заботился о доме, о благосостоянии людей, помогал им вести хозяйство. Люди же, в свою очередь, оказывали ему всяческие знаки внимания и уважения — оставляли для него подарки и угощения. Домовой оберегал домашних скот и птицу, но мог и невзлюбить какое-нибудь животное. Поэтому хозяева старались подбирать домашних животных так, чтобы угодить домовику.



Если домовой хорошо относился к членам семьи, то мог предупредить их об угрожающей им опасности. Для этого он подавал знаки хозяевам дома.

Так, например, если кому-то из домочадцев грозила тяжелая болезнь или даже смерть, домовой начинал стонать и плакать по ночам. Если в доме и на дворе среди ночи разгорался пожар, домовик будил людей, звал их по именам, а мог и помочь выбраться из горящего дома или овина.

Когда домовой хотел предупредить хозяев о нависшей над ними угрозе разорения, то показывался кому-нибудь из хозяев голым, а если людям угрожало судебное разбирательство — стучал заслонкой трубы на крыше.

Домовой следил за тем, какие отношения царят в семье. Ему не нравились лодыри, неряхи и зачинщики ссор. Таких людей он мог по ночам дергать за волосы, обливать водой, сталкивать с кровати и щипать. Такое поведение домовика следовало расценить как предупреждение, иначе он мог начать ощутимо вредить хозяйству, портить мебель и мучить скот. И наоборот, если семья жила дружно, не ссорясь, заботилась о хозяйстве, то домовой расчесывал хозяев во сне, гладил их теплой мохнатой рукой, и иногда можно было услышать, как он смеется.

В связи с представлениями о домовых возникли некоторые приметы. Например, нельзя было работать по ночам, сквернословить в доме и хлеву и т. д. Считалось, что если люди не будут выполнять эти предписания, то домовой рассердится на них и перестанет им помогать.

Если же все-таки домовой за что-то обижался на людей и начинал им вредить, с ним можно было помириться. Тогда для него за печкой или в другом укромном уголке оставляли какое-нибудь вкусное угощение, нюхательный табак и всякие подарки, например яркие цветные лоскутки.

Но бывали и такие случаи, когда домовой негативно относился к хозяевам дома, и никакие угощения и подарки не оказывали на него действия. Он мучил животных, по ночам душил людей, портил вещи. В подобных ситуациях рекомендовалось отгонять разбушевавшегося духа молитвой или бранью, а в хлев вводили козла или вешали там зеркало (считалось, что с козлами домовой не ладит, а зеркал боится).

Если же домовой не унимался и продолжал пакостить людям, хозяевам дома не оставалось ничего другого, как провести обряд изгнания этого духа. Для этих целей приглашали знахаря, который, проговаривая специальные заговоры, должен был в ш полночь зарезать петуха и выпустить всю его кровь на голик (веник из голых прутьев).

Затем, не переставая читать заговоры, знахарь этим голиком подметал все углы в доме и во дворе. Таким образом домовой изгонялся и вернуться в дом уже не мог.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх