На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Закон и Порядок

135 798 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Витковский
    А кто мешает этим баранам уничтожать это бандерье и их опорос ? Надо пробовать, эти трусливые  твари боятся только си...Командиры ВСУ угр...
  • Юрий анин
    Командиры ВСУ угр...
  • Ваша Светлость
    "Откровенно упоротых бандеровцев" надо сразу выводить ближайший овраг и пулю в затылок!  Нечего кормить-лечить этих у...Командиры ВСУ угр...

Первый водородный двигатель был создан в 1941 году

Если в поисковике задать запрос «лейтенант Шелищ», то увидите ряд статей под названиям и либо «Хранитель блокадного неба», либо «Водородный лейтенант». Возьметесь читать и узнаете, что в блокадном Ленинграде, лейтенант Шелищ запустил двигатель внутреннего сгорания используя в качестве топлива воду – водород.

Историю гениального лейтенанта обнародовали ветераны ВОВ – защитники Ленинградского фронта, отвечая на утверждения академика В. Струминского, который в августе 1974 года, в газете «Правда», опубликовал статью «Топливо будущего – водород». Вскоре после публикации в редакцию газеты пришло письмо от ветеранов-фронтовиков, в котором говорилось: «То, о чем пишет академик из Новосибирска, ни в чем не соответствует действительности. Водород в роли автомобильного топлива был применен в 1941 году, в осажденном Ленинграде, и это был не научный эксперимент, это было массовое практическое применение водорода в двигателях внутреннего сгорания».

А история первого водородного двигателя такова.

В плане нападения на СССР фашистами были проработаны способы атаки на крупные промышленные центры нашей родины. Относительно Ленинграда план был таков: немцы решили атаковать город с воздуха и для этого была сформирована атакующая группа в которую входило 760 единиц авиации. Ядро группы состояло из новейших бомбардировщиков и истребителей, за штурвалами которых сидели опытнейшие асы Геринга. А противовоздушная оборона Ленинграда насчитывала 470 самолетов, 34 из которых были вооружены «цеппелинами» – дирижаблями. За работоспособность дирижаблей отвечал лейтенант Борис Шелищ.

Лейтенант Шелищ был прекрасным механиком. Он своими руками собрал автомобиль, на котором передвигался по аэродрому. В военное время этот автомобиль очень пригодился, поскольку позволял существенно экономить время. В обязанности лейтенанта входило обеспечение дирижаблей водородом.

В сентябре 1941 года фашисты окружили Ленинград – это было начало блокады города и, естественно, топливо очень быстро закончилось. Самолет оказались «прикованными к земле». Город остался без защиты «с воздуха». Чуть подольше проработали электростанции но, в конце концов, блокадный город оказался обесточен. Но его всё равно нужно было защищать, в том числе и от бомбардировок с воздуха.

Провести эксперимент с водородом Шелища заставила фраза из романа Жюля Верна «Таинственный остров» – «водород – топливо будущего». Решив попробовать, лейтенант залил водород в двигатель внутреннего сгорания и… Двигатель заработал, но проработал недолго. Произошел взрыв.

Лейтенант понял, что ему нужно каким-то образом отделить пламя от двигателя, и придумал решение: цилиндрический сосуд, заполненный водой, через который проходит водород. Сверху находятся только пузырьки этого газа, а не все его количество. Доза водорода и воздуха (в котором был кислород, с которым водород вступал в реакцию) определялась нажатием на педаль, как и в «обычных» двигателях.

И вот с этим техническим решением Шелищ и запустил автомобильный двигатель, который работал отлично. Но один автомобиль – это полдела. Нужно было переоборудовать двигатели дирижаблей «под водород», а для этого требовалось множество таких «сосудов». Проблема заключалась в отсутствии материалов, и не было возможности изготовить сосуды для воды самостоятельно. Тогда в дело пошли пустые огнетушители, которые и заполнили водой.

Шелищ показал свою разработку командованию, и в октябре 1941 года ему было разрешено переделать двигатели «цепеллинов» под водород. Дирижабли снова поднялись в небо и стали серьезным препятствием для немецкой авиации.

Таким же способом, под водород, были переделаны двигатели 200 грузовиков.

Мы все знаем о мужестве жителей Ленинграда – города, который почти 900 дней находился в блокаде. Города, который воевал, работал и жил преодолевая голод, под бомбежками и обстрелами. Мы знаем, что в этом городе не прекращали работать заводы и фабрики, ставились спектакли, писалась музыка, проводились концерты, работали музеи и галереи. И в этом городе, в самые тяжелые блокадные дни прошла выставка военной техники. И на этой выставке был представлен «водородный двигатель» Шелища.

За свою разработку лейтенант Шелищ, в конце 1941 года, был награжден орденом Красной Звезды. В 1944 году его пригласили в Москву с тем, чтобы он перевел «на водород» и московские дирижабли. Но из этой идеи уже ничего не вышло, и Шелищ вернулся в Ленинград, где и продолжил работать над применением водородного топлива в автомобилях и «цеппелинах».

Однако сразу после прорыва блокады Ленинграда в январе 1944 года в городе снова появился бензин, поэтому автомобили перевели на привычное топливо, а самолеты с дирижаблями расформировали.

После войны Шелищу было поручено принять участие в работе над развитием и продвижением нового источника энергии, но длилось это недолго. Он занимал должность главного механика на одном из заводов, потом работал во многих автотранспортных предприятиях. Возврата к работе над водородными двигателями больше не было. Он считал историю с дирижаблями мимолетным этапом в своей жизни.

Только в 21 веке вспомнили про водород и занялись развитием технологии использования водорода в качестве топлива. У нас в России этим занимается Национальная ассоциация водородной энергетики, где работает сын легендарного изобретателя — Петр Шелищ. В сотрудничестве с Московским энергетическим институтом был построен первый фургон, способный работать на водороде и бензине, и было обещано, что скоро будет построен целый парк.

Как на самом деле работает эта система?

Есть два подхода. Во-первых, топливо – это водород, который в присутствии кислорода воздуха с помощью электрической искры образует газ и выделяет водяной пар в качестве выхлопных газов. При этом выделяется большое количество тепла. Второй подход основан на электролизе воды, при котором получается смесь водорода и кислорода, и далее процесс тот же.

Думаю, теперь понятно, понятно, почему нефтяные компании препятствуют разработке водородных двигателей. При массовом внедрении топлива на основе водорода, нефтяные компании потеряют монополию, измеряемую миллиардами долларов.

А что касается письма ветеранов в газету «Правда», то итогом стало то, что Академия наук СССР подтвердила первенство Бориса Шелища и даже пригласила его принять участие в исследованиях в области гидротоплива. Он работал над этой темой до дня своей смерти в марте 1980 года.

_______________________

В мире мало компаний, которые занимаются производством автомобилей с водородным двигателем. Среди них Honda FCH Claritu, которая продается с 2008 года, и может быть приобретена в США, Японии и некоторых странах Европы. Есть «Toyota Miraj», которая производится с 2015 года. Почти три тысячи таких автомобилей были проданы в Японии, США, Европе, Объединенных Арабских Эмиратах.

Цена самой простой модели составляла около 60 000 евро.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх