Несомненно, пожары - штука очень неприятная и бороться с ними надо. Ведь в России от этой напасти доставалось всем, включая государя-императора: в 1837 году сгорел Зимний дворец.
Поэтому то, что Николай Павлович с ними боролся - это, конечно, правильно. Но вот отдельные его методы борьбы за противопожарную безопасность вызывают некоторую оторопь.
29 декабря 1848 года по указанию государя Сенат выпустил указ: «О правилах для производства и продажи зажигательных спичек». Я процитирую его весь, потому что это произведение из разряда тех, которые следует «отлить в граните»:
«Правительствующий Сенат слушали рапорт министра внутренних дел от 11 декабря, что Государь император, обратив особенное внимание на чрезвычайное распространение употребления зажигательных спичек, усмотреть изволил, что при случившихся в текущем году пожарах, истребивших в одних городах более как на двенадцать миллионов рублей серебром обывательских имуществ, поджигатели весьма часто совершали свое преступление посредством спичек.
Вследствие сего, Его Императорское Величество, в 29-й день истекшего ноября высочайше повелеть соизволил:
1) Чтобы заведения для выделки зажигательных спичек, допускаемы были в одних столицах.
2) Чтобы отпускаемые из фабрик для продажи спички были заделываемы по тысяче штук в жестяные коробочки с приклеенными к сим последним бандеролями, которые должны быть выдаваемы от городских дум, со взысканием за всякий бандероль по рублю серебром в пользу городских доходов.
3)Чтобы продажа зажигательных спичек в разнос была вовсе запрещена.
4) Чтобы те из сказанных заведений, которые существуют ныне в губерниях, были закрыты чрез месяц со дня объявления о том содержателям, а для распродажи приготовленных на этих заведениях спичек, на вышеуказанном основании, т. е. в жестяных баночках и с бандеролями, назначить срок по соглашению министра внутренних дел с министром финансов »
(Цитируется по «Ежегодник госархива 2023 года, стр.95»)
Вот прямо классическое решение в стиле незабвенного Николая Павловича и его поклонников- последователей.
Получается, что в том, что в стране много пожаров и поджогов, виноваты спички! И если их запретить и не делать, то проблема сама собой рассосётся! Очень логичное решение! Государь прямо суть проблемы ухватил! (это сарказм, если вдруг кто не понял)
Удивляюсь, как Николай Павлович не догадался ножи, топоры и молотки запретить. Сразу бы проблемы с преступностью решились.
А ведь, между прочим, эти спички приносили доход не только тем, кто их производил, но и городским властям. По докладу III Отделения:
«… они делались людьми разного звания и продавались во всех табачных, мелочных и других лавках, а также на улицах разносчиками, солдатскими женами и мальчишками. Доход, который получал город от раздачи таковым людям билетов на право торговли спичками, простирался до 30 тысяч рублей серебром в год…»
После указа Сената городские власти, само собой, такие разрешения выдавать перестали. Мелкую торговлю спичками запретили, разрешив торговать только коробками по тысяче штук с оплатой сбора в рубль серебром, как повелел царь батюшка. Для тех, кто вздумает нарушать царский указ, придумали "кары небесные" :
«…чтобы с виновных, замечаемых в противозаконном торге спичками, взыскиваем был штраф в 100 рублей серебром…»
постановил министр внутренних дел граф Перовский.
Как вы думаете, что в итоге получилось?
Получилось, как доложило в 1857 году начальству III Отделение, следующее:
✅ Городские власти лишились неплохого дохода. 30 тысяч рублей серебром за право торговли спичками они больше собрать не могли. А акцизные марки-бандероли на упаковку в тысячу спичек почти никто не покупал:
" Бандеролей с того времени продано самое незначительное число, и городская казна лишилась поступавших прежде за билеты на торговлю спичками 30 тысяч…"
✅При этом торговля мелкой розницей процветала и дальше. Только «под большим секретом»:
«… Между тем, все нуждающиеся в спичках имеют возможность приобрести их без бандеролей, на каждом шагу, от людей разных сословий, которые, промышляя этим торгом, предлагают разных сортов спички прохожим на улицах, на лестницах и в самых домах. Они прячут спички за пазухой, в сапогах и карманах и также разносят их в носовых платках в виде небольших узлов. Выделка спичек производится скрытно, в углах разных квартир, на чердаках, во всех казармах, где также делаются папироски…»
Прямо вот наглядный пример того, что "строгость русских законов компенсируется необязательностью их соблюдения".
И далее следует логичный вывод жандарма, составлявшего отчет о спичках:
«…От таковых злоупотреблений гораздо легче могут произойти несчастные случаи, нежели при прежнем порядке, когда выделка и продажа спичек совершались беспрепятственно и открыто…»
Занавес.
Но зато Николай Павлович в 1848 году, наверное, был доволен тем, как он лихо с пожарами разобрался.
Свежие комментарии