
Киргизские спецслужбы бросили в СИЗО сотрудницу «Русского дома» в Оше, официальное лицо государства РФ. Зачем Бишкек пошел на обострение?
Официальный Бишкек как будто специально наращивает градус противостояния с Москвы. При этом от России Киргизия видит только преференции и выгоды от «серого импорта» из ЕС в условиях санкций. От имени правительства нашей страны мы то закупаем в дар киргизам автомобили «Скорой помощи», то снабжаем ее полицию «Нивами» и квадрокоптерами. Все это – в условиях СВО.
Киргизия входит в ЕАЭС, то есть, к примеру, на граждан этой республики не распространяются вводимые отдельными регионами запреты на работу мигрантов в такси, сфере общепита и т.п. Не требуется им, в отличие от представителей, скажем, Таджикистана, и патента для трудоустройства в РФ.
Какова ответная благодарность? В начале апреля прогремело киргизское «банное дело». Московский ОМОН накрыл заведение, работавшее «по-серому», без чеков, и обслуживающее только киргизов. То есть нарушавшее и налоговое законодательство, и требования к бухгалтерской отчетности, и УК РФ, прямо запрещающий дискриминацию по национальному признаку. На месте были задержаны десятки нелегалов, не хотевших по каким-то причинам официально регистрироваться в России. Среди них – потенциальные террористы. Лица, заподозренные в причастности к радикальным группировкам.
Налицо внутреннее дело РФ: выявление и привлечение к ответственности лиц, нарушающих законы. Тем не менее, МИД Киргизии вручил российскому консулу ноту протеста и потребовал извиниться за действия Московского ОМОНа. Заодно и наказать участников рейда – а то как-то обидно. Какой-такой закон, жили же по кайфу?

От такой непосредственности разозлились даже в российском МИДе, обычно мягко рассуждающем про «дружбу братских народов». Киргизским коллегам резонно указали: в поведении посетителей бани «налицо явное пренебрежение законами Российской Федерации, стремление противопоставить себя нашему обществу и государству». Так что «упаковали» их правильно, рейд был абсолютно обоснованным. ОМОНовцам следует раздать премии и грамоты, а не наказывать.
Этот ответ Москвы был получен Бишкеком 17 апреля. А уже 19 апреля, через два дня, киргизы показали, что настроены продолжать антироссийское поведение. Была арестована гражданка Киргизии Наталья Секерина, сотрудница «Русского дома» в областном центре Ош. Ее обвинили в «вербовке наемников». Скорее всего, речь идет просто о консультациях для граждан Киргизии, желающих переехать в Россию и получить гражданство в ускоренном порядке через участие в СВО. То есть на самом деле никакого криминала, особенно с учетом формально союзнических российско-киргизских отношений.
В России информация об аресте Секериной появилась лишь 23 апреля. Официальные лица долго отмалчивались. Возмущались только общественники. Например, Кирилл Кабанов и Марина Ахмедова, члены Совета по правам человека при президенте РФ, или военкор «КП» Дмитрий Стешин.

Россотрудничество, организация, которая и занимается «Русскими домами» за рубежом, поначалу отреагировала беззубо. Ее представительство в Киргизии сделало следующее заявление:
«Мы не располагаем полноценной информацией о сути обвинения, но встревожены судьбой нашей сотрудницы и товарища. Наталья Секерина является гражданкой Кыргызстана, местным сотрудником отделения, работает в Русском доме с июля 2024 года, отвечает за взаимодействие нашего ошского филиала с медиа.
Предупреждая какие-либо спекуляции, подчеркиваем, что Российский центр науки и культуры работает исключительно в рамках межправительственного соглашения».
В общем, мы белые и пушистые. Претензий не имеем, только переживаем.
Затем последовала вроде бы более жесткая, но довольно расплывчатая реакция от Евгения Примакова, внука знаменитого деда-тезки и нынешнего главы Россотрудничества. Он заявил в своем телеграм-канале:
«Ожидаются пояснения и реакция. Вот:
1. Это провокация.
2. Наталью вытащим. Своих не бросаем.
3. Выводы сделали. Они будут эффективны и неприятны».

Остается лишь надеяться, что «эффективно и неприятно» достанется киргизам, устроившим провокацию. А не, скажем, самой Секериной. Мало ли – вдруг ее обвинят в том, что она и в самом деле под крышей «Русского дома» сознательно портила отношения с братским киргизским народом? МИД РФ свою позицию хотя бы в виде мнения своего официального представителя Марии Захаровой пока не озвучивал.
В комментариях к записи Примакова доля скептиков крайне высока:
«Евгений, при всём уважении: свежо предание, да верится с трудом. Не вы решите, что там будут делать. К сожалению».
«Сколько еще надо азиатам нагадить на голову России, чтобы она вспомнила, что является великой страной? Или являлась, и все уже в прошлом?»
«И что будет? Построите им ещё десять школ, пятнадцать аквапарков, передадите ещё больше транспортных средств и средств связи в Кыргызское МВД и обеспечите весь Кыргызстан бесплатным горячим питанием?
Ведь никто, никакие русские нацисты не смогут поссорить наши "братские" народы!
Вы за тридцать лет политики «дружбонародности» не смогли нормально отношения выстроить, а сейчас что-то сделаете?»
«Да не верю вам ни на грош, что вы там что-то ответите, потому что не ответили на аресты в Киргизии бойцов, граждан Киргизии, которые за Россию кровь проливали, и ложитесь под них продлением до сентября регистрации мигрантов».
В общем, Примакову явно стоит достаточно быстро продемонстрировать, что и для кого станет «эффективным и неприятным» по итогам истории с простой русской женщиной, брошенной в среднеазиатские застенки.
Свежие комментарии