Валентин Катасонов: BlackRock берет Америку за горло
Когда заходит разговор о большом бизнесе Америки, обычно вспоминают банки Уолл-стрит. Среди них выделают JPMorgan Chase, Bank of America, Bank of New York Mellon, Citigroup, Goldman Sachs, Morgan Stanley и Wells Fargo.
Сегодня не менее крупными по финансовым параметрам и влиятельными стали также ИТ-корпорации: Amazon, Apple, Microsoft, Facebook, Google.Куда реже вспоминают о нескольких гигантских инвестиционных компаниях (фондах), которые не уступают всемирно известным брендам американского бизнеса и при этом являются акционерами последних. Эти компании (фонды) управляют астрономическими суммами активов, передаваемых им в траст со всего мира.
В эту группу финансовых монстров входят Vanguard Group, Inc., BlackRock, Fidelity Investments (FMR LLC), State Street, Price (T.Rowe) Associates Inc., Capital Research Global Investors, Capital International Investors, Capital World Investors и некоторые другие. Особенно выделяется «большая тройка»: Vanguard Group, Inc., BlackRock и State Street. Каждая из них представляет собой финансовый холдинг с большим количеством дочерних и внучатых структур, зарегистрированных в США и за рубежом.
На конец 2020 года BlackRock, Vanguard и State Street управляли совокупными активами на сумму в 15 триллионов долларов, что эквивалентно более чем трём четвертям экономики США. Суперкорпорации «большой тройки» взяли под контроль буквально все сектора американской экономики и раскинули свои щупальца по миру. В частности, «большая тройка» контролирует от 73% до 80% мирового рынка биржевых фондов (ETF – exchange traded funds), владеет полностью или частично 45 из 50 крупнейших фондов ETF.
Ещё три-четыре года назад эти три компании были в одной весовой категории (величина собственных активов, активов под трастовым управлением, прибыли, капитализации). А в последнее время вырвалась вперёд компания BlackRock. На середину февраля 2021 г. размер активов под её управлением составил 8,7 трлн. долл. BlackRock присутствует в капитале почти всех сколько-нибудь значимых американских компаний. Этот финансовый гигант имеет долю не менее 5% в 97,5% компаний, входящих в список S&P 500.
В ноябре 2020 г. в рамках проекта American Economic Liberties Project (AELP) был подготовлен доклад «Новый денежный трест: как менеджеры больших денег контролируют нашу экономику и что мы можем сделать с этим» (The New Money Trust: How Large Money Managers Control Our Economy and What We Can Do About It). Автор доклада – Грэм Стил, бывший сотрудник Федерального резервного банка Сан-Франциско.
Из доклада следует, что компании «большой тройки» в совокупности являются крупнейшими собственниками 88% компаний из списка S&P 500. Например, «большая тройка» владеет крупнейшими пакетами акций таких компаний, как Apple, JPMorgan Chase и Pfizer. Автор доклада выражает обеспокоенность контролем «большой тройки» над жизнью Америки. В президентство Барака Обамы Совет по надзору за финансовой стабильностью (Financial Stability Oversight Council – FSOC) пытался сдерживать экспансию «большой тройки», но BlackRock и другие инвестиционные холдинги отбили все притязания финансовых регуляторов.
При президенте Трампе особых попыток обуздать «большую тройку» не было, а с объявлением «пандемии» корпорация BlackRock сумела занять новую высоту. В марте 2020 года Конгресс США принял решение о пакете помощи экономики и населению на сумму более 2 триллионов долларов. Одной из форм помощи американскому бизнесу стало создание Минфином США компаний специального назначения (Special Purpose Vehicles – SPV). Указанные компании должны получать кредиты от ФРС США и за счёт этих денег скупать на рынке корпоративные бумаги, поддерживая американский бизнес. Управляющим компаниями SPV назначена корпорация BlackRock. Фактически она стала управлять деньгами ФРС.
Участники инициативы AELP выражали надежду, что администрация Байдена сформирует администрацию, которая в тандеме с Конгрессом США сумеет обуздать упомянутые инвестиционные холдинги, но произошло обратное. BlackRock лишь укрепила свои позиции и готова окончательно подмять под себя Америку. По крайней мере, три серьёзных человека из BlackRock оказались наверху пирамиды власти после того, как Джо Байден стал президентом США.
Наиболее важная фигура – Брайан Диз (Brian Deese). Он назначен директором Национального экономического совета (National Economic Council, NEC). Эта структура существует с 1993 года и имеет статус правительственного агентства в составе администрации США. В функции Совета входит координация работы по проведению экономической политики, подготовке аналитических докладов и проектов решений президента, мониторингу результатов проводимой политики. Кроме директора Совета есть ещё председатель, коим всегда является президент США.
Брайан Кристофер Диз имеет хороший опыт. Был старшим советником президента Обамы, заместителем директора и директором Административно-бюджетного управления. А во время президентства Дональда Трампа он трудился в BlackRock, возглавляя подразделение по устойчивому инвестированию и занимаясь оценкой проектов на основе показателей ESG (экология, социальные аспекты, корпоративное управление). И это не случайно. Будучи старшим советником президента Барака Обамы, он являлся ключевой фигурой, готовившей США к участию к Парижской конференции по климату в декабре 2015 года. Находясь в BlackRock, Брайан Диз готовил инвестиционный холдинг к тем временам, когда США вернутся в Парижское соглашение (в 2016 г. Трамп заявил, что США не будут участвовать в соглашении). Наблюдатели полагают, что Брайан Диз будет правой рукой американского президента в деле реализации Парижского соглашения, а BlackRock станет главным инструментом «зелёной перестройки» экономики не только США, но и всего мира.
Вторая фигура – Уолли Адейемо (Wally Adeyemo). Он назначен заместителем министра финансов Джанет Йеллен. Выходец из Нигерии. Был президентом Фонда Обамы (с 2019 года), заместителем советника президента США по национальной безопасности в вопросах международной экономики, заместителем директора Национального экономического совета. Ранее работал помощником министра финансов по международным рынкам и развитию, а ещё раньше был старшим советником BlackRock.
Третья фигура – Майкл Пайл (Michael Pyle). Он назначен главным экономическим советником вице-президента Камалы Харрис. Имеет опыт работы в госструктурах. Во времена Барака Обамы пять лет работал в администрации президента. Затем ушел в BlackRock, где занял пост главного инвестиционного стратега.
Американские СМИ называли ещё одного человека из BlackRock в качестве кандидата в команду Байдена. Это Томас Э. Донилон (Thomas E. Donilon). Он работал в правительствах Картера, Клинтона, Обамы, в том числе в качестве главы аппарата Госдепартамента США. При Обаме с 2010 по 2013 год занимал должность советника по национальной безопасности, потом ушёл в BlackRock. Сейчас возглавляет BlackRock Investment Institute – главный аналитический центр фирмы. Одно время его называли кандидатом на пост директора ЦРУ.
Если четыре года назад Дональда Трампа окружили выходцы из банка Голдман Сакс, то сейчас вокруг Джо Байдена собрались выходцы из BlackRock. И нет сомнения, что BlackRock – игрок более тяжёлой весовой категории, чем знаменитый Голдман Сакс.
Комментарии:
-То, о чём так долго говорил Маркс...
Помните в 90-е ? "Придут к власти олигархи, ну и что ? У них полно денег - они не будут воровать и брать взятки..."
Они просто заберут всё !
-Это и есть люди от «глубинного государства» на неприметных должностях. Но они работники у владельцев этих компаний. А вот уже эти..
-Это как раз та публика, для которой денежная система просто инструмент. Сгорит одна, не беда, главное капитал припарковать заранее в чем-то осязаемом.
единственная проблема - чтобы голодные америкосы не порвали на куски в процессе перезагрузки.
Свежие комментарии