Учёные Института демографии имени Вишневского НИУ ВШЭ Валерий Юмагузин и Мария Винник в своей статье, опубликованной изданием "Новая экономическая ассоциация", пишут, что для сохранения численности населения на уровне 146 миллионов человек России надо привлекать в среднем по 390 тысяч мигрантов ежегодно на протяжении 80 лет. При негативном сценарии их потребуется более миллиона в год, а при благоприятном – к 2036 году такой уровень населения сохранится даже при отъезде мигрантов, считают демографы.
Плоды такой демографической политики мы уже увидели. В Москве вынесли приговор фигурантам дела о нападении на мужчину с ребёнком в Новых Ватутинках. Инцидент произошёл в ноябре 2021 года. Группа азербайджанцев напала на мужчину с четырёхлетним сыном. В итоге все они получили сроки от 3,5 до 4 лет колонии.
Что же касается челябинской трагедии, то полиция задержала пятерых подозреваемых в убийстве 17-летнего школьника. Им предъявлены обвинения и избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Председатель СК России Александр Бастрыкин поручил руководителю Челябинского следственного комитета Петру Решетникову тщательным образом установить все детали преступления, а также проверить задержанных лиц на предмет совершения аналогичных преступлений.
Ведущая "Первого русского" Елена Афонина обсудила тему мигрантов в России с экспертами Евгением Дороховым и Петром Заборцевым в программе "Мы в курсе".
Таджикская диаспора притихла
Сопредседатель челябинского отделения Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС), председатель регионального отделения общества Царьград Евгений Дорохов рассказал, как обстоят дела у задержанных с гражданством и на каком основании они находились в России.
Ситуация следующая. Конфликт произошёл изначально в соцсетях. Его участниками были русский парень и таджик. Они решили вынести его на улицу. Русский парень собрал порядка 80 человек, таджик – столько же. Вначале, когда они разбирались, их полиция разогнала, они собрались ещё раз. И тот, кого пригласили, он не был зачинщиком. Это был рослый парень, очень спокойный. Трое из задержанных таджиков, насколько мне известно, имеют гражданство [России], остальные нет. Учились в коммерческом заведении, где готовят специалистов юриспруденции. Есть фотография двух задержанных близнецов в курсантской форме. Это не вуз, это среднее учебное заведение. И форма этого учебного заведения никакого отношения к правоохранителям не имеет. Сейчас учебным заведением занимается администрация области – в частности, замгубернатора. Выясняют, как там могли учиться люди, которые потом просят переводчика. Либо это учебное заведение принимает абитуриентов, но не заботится об этом никак. Либо это такой ход самих задержанных, будто они не знают русского языка, — сказал Дорохов.
Он отметил, что отец задержанных близнецов, работающий на местном рынке, тоже попросил переводчика для дачи показаний. Точной информации о том, есть ли у них гражданство, у Дорохова нет.
Отец у них работает на рынке. Обучение в данном колледже не сильно дорогое, и средств на обучение своих сыновей у него могло вполне хватать. Это 15-20 тысяч в месяц на человека. Вместе – 30 тысяч. Платит ли он налоги, этого я не могу сказать. И ценный ли он сотрудник – тоже сказать не могу, насколько он ценный, – отметил собеседник
После того как глава СК России Александр Бастрыкин, ФСБ и администрация области взяли этот конфликт под свой контроль, таджикская диаспора немного притихла. Тем более что многие после инцидента выразили желание оказать свою помощь в том, чтобы повлиять на ситуацию.
Таджикская диаспора ведёт себя очень мирно и всячески пытается каким-то образом предлагать свои услуги, что-то делать. И пытается сделать так, чтобы таких конфликтов дальше не возникало. И мы тоже заинтересованы не давать повода ищущим, чтобы наши враги не воспользовались межнациональной конфронтацией, – подчеркнул Дорохов.
Собеседник отметил, что регулярно ведутся обходы объектов с участием ОМОНа и Росгвардии. Однако вопрос всё же в другом, считает он.
Вопрос в том, как у нас люди, если они не знают русский язык, устраиваются в средние учебные заведения? Как они получают временный вид на жительство или гражданство? Вот здесь надо ставить акценты. И этих молодых парней надо адаптировать, если они хотят быть гражданами России. Они должны знать русский язык и должны служить в Российской армии, быть патриотами. А если это не так, то надо делать выводы и профилактировать те места, где они находятся. И силовики это поддерживают. Поэтому много пищи для размышления, с чем надо работать, – сказал Дорохов.
Что до совета демографов увеличить число мигрантов, чтобы Россия не вымерла, эксперт считает, что надо с самих себя начинать. С культурного просвещения молодёжи, с образования и рождения детей в русских семьях. По его мнению, это станет примером для мигрантов, которые приезжают в Россию.
Как сообщалось, в ночь с 13 на 14 апреля в Челябинском аэропорту был задержан ещё один предполагаемый участник убийства 17-летнего подростка. Мужчина дал показания в полиции и планировал вернуться на родину в Таджикистан, так как никто его не задержал. Он пояснил, что дома у него остался больной отец, а в России делать нечего. Прокуратура добилась того, чтобы его отправили на два месяца в СИЗО.
А нужны ли нам мигранты?
Многие эксперты, выступающие на Царьграде, высказывались за то, чтобы как можно меньше использовать труд мигрантов и как можно больше привлекать русских людей, создавать для них рабочие места. Причём акцент делался конкретно на том, чтобы заняться проблемой профессионально-технического образования в российских регионах.
Глава СК России Александр Бастрыкин предложил облагать бизнес дополнительными налогами, если он привлекает на работу мигрантов.
Комментируя это предложение Бастрыкина, предприниматель, экономист Пётр Заборцев отметил, что менять надо социально-экономические параметры в целом. Чтобы предприниматели стремились развивать собственные производства и своих работников, чтобы их производительность росла. Тогда и мигранты не понадобятся.
Когда зампред правительства России Марат Хуснуллин предлагал 3 миллиона мигрантов ввезти, я сказал: как можно предлагать вообще такое? Экономические последствия от ввоза мигрантов просто колоссально отрицательны. Хуснуллин решает свою собственную проблему – это строительная отрасль. Но даже краткосрочные экономические эффекты от этого будут предельно отрицательные. Приезжает один человек, который работает на стройке. А вместе с ним приезжают мама и дети, которых нужно социализировать. Их культура, к сожалению, от нашей уже отдалилась и размывает нашу культуру. Соответственно, экономические последствия просто колоссальные, – сказал Заборцев.
По его мнению, решение этой проблемы лежит не в том, чтобы кого-то обременить или нагрузить дополнительной ответственностью. Нужны изменения самих параметров системы и концентрация в первую очередь на росте производительности труда и продуктивности наших работников. А также на внедрении новых форм организации, где не требуется такое количество трудового ресурса.
В России безработица ниже естественного уровня практически в полтора раза. То есть у нас ярко выраженный дефицит кадров. И мы только в начале пути этого спада демографического по рабочей силе. Самый "экшен" начнётся к концу 2020-х – середине 2030-х годов. Поэтому рост производительности труда – это объективная необходимость. Нельзя завозить мигрантов, они только нагрузят бюджеты и экономику, – подчеркнул Заборцев.
Дать выход предпринимателям
Эксперт считает, что сейчас важнее сконцентрироваться . И на том, чтобы создавать новые формы хозяйствования, которые создадут необходимый эффект.
Вот вы введёте обременение на предпринимателя, а толку-то никакого. Нужно дать ему выход и чем заняться. К сожалению, существующий национальный проект производительности труда не решает этих вопросов. Нужны новые формы, – добавил экономист.
Пётр Заборцев отметил, что та ситуация, которую мы видим сейчас, это не что иное, как размывание нашей социально-экономической культуры. Внедрение большого количества мигрантов, по его словам, ведёт к архаизации культуры предпринимательства не только в их среде, но и для тех, кто их нанимает.
Он обратил внимание на то, что в 1990-е годы мы уже сталкивались с рэкетом и "крышеванием". А в нулевые буквально "отползли от края пропасти". После этого произошёл рост экономики и социально-культурного развития, напомнил Заборцев.
Сейчас мы стагнируем и около 12–15 лет не растём. Поэтому культура потихонечку начинает разлагаться. Если говорить как экономист, то нам нужно обеспечение высокой динамики, высокого уровня вовлечённости людей в общественную жизнь и, соответственно, азарта созидания. А если говорить как предприниматель, то нашим предпринимателям нужен выход на расширение производства. Я хочу, например, ещё один завод построить. У меня был завод по производству железобетонных изделий в Подмосковье. Я хочу нанять местных, но их нет. Соответственно, я вынужден нанимать мигрантов. Но в конечном итоге я из-за этого его и закрыл… Но сам факт: людям нужен выход, – поделился Заборцев.
По его словам, в Подмосковье наблюдается большой дефицит квалифицированных рабочих. Но стоит задача по индустриализации, и её необходимо выполнять. Поэтому в комитете по промышленности при "Опоре России" обсуждают, стоит ли привлекать заключённых к работе, так как людей не хватает.
Это от безвыходности. Люди не понимают, что делать. И государство в этом смысле должно выступить локомотивом, флагманом роста продуктивности. Должно предлагать решения, которые позволяют где-то высвобождать трудовой ресурс, создавать новые, более эффективные формы, куда-то их переобучать, вовлекать в производственные структуры, предлагать формы производства и кооперации, требующие меньшего количества людей. Активно внедрять трудозамещающие технологии на классических производствах. Вот чем нужно заниматься! – сказал эксперт.
Он добавил, что государство должно дать выход предпринимателям, чтобы они не тянулись за мигрантами и не создавали проблем для общества. Достичь продуктивности можно иначе. Например, воспитывая молодое поколение и будущие кадры в их лице.
Нужно вернуть [производственную] практику, чтобы учащийся хотя бы последние 1,5–2 года работал на предприятии. Чтобы перенимал компетенции и способность что-то решать. Если он будет работать там, я вас уверяю: большая часть из них туда и пойдёт. Поэтому нужно не просто распределение, а жёсткая интеграция между системой образования и конкретными предприятиями. Тогда будет эффект, – уверен Пётр Заборцев.
Свежие комментарии