Представилась возможность оказаться на предприятии где создавались и создаются ракетные двигатели, которые вытягивали почти всю советскую космическую программу, а теперь тянут российскую, украинскую, южнокорейскую и, частично, даже американскую. Знакомьтесь: НПО "Энергомаш", недавно вошедшее в Объединенную ракетно-космическую корпорацию России, место где делают самые лучшие и мощные жидкостные ракетные двигатели в мире.
Эти слова не пафос. Судите сами: здесь, в подмосковных Химках, разработаны двигатели для советско-российских ракет "Союз" и "Протон"; для российской "Ангары"; для советско-украинских "Зенита" и "Днепра"; для южнокорейской KSLV-1 и для американской ракеты Atlas-5. Но обо всем по порядку…
После проверки паспорта и прибытия сопровождающего, с проходной выдвигаемся в музей завода, или как тут его называют "Демонстрационный зал".
![Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире война, двигатель, космос, ракеты, россия](https://r3.mt.ru/r24/photo4BD5/20571997777-0/jpg/bp.jpeg)
Хранитель зала Владимир Судаков — начальник Отдела информации. Судя по всему, с обязанностями он справляется неплохо — он один из всех моих собеседников знал кто такой "Zelenyikot".
![Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире война, двигатель, космос, ракеты, россия](https://r.mt.ru/r23/photo3044/20233560683-0/jpg/bp.jpeg)
Владимир провел короткую, но емкую экскурсию в музее.
![Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире война, двигатель, космос, ракеты, россия](https://r1.mt.ru/r25/photo3DD2/20125852079-0/jpg/bp.jpeg)
Видите на столе 7 сантиметровую пшикалку? Вот с нее вырос весь советский и российский космос.
НПО "Энергомаш" развился из небольшой группы энтузиастов ракетостроения, сформированной в 1921 году, а в 1929-м названной Газодинамическая лаборатория, руководителем там был Валентин Петрович Глушко, позже он же стал генеральным конструктором НПО "Энергомаш".
Диск со сферой в центре — это не модель Солнечной системы, как я подумал, а макет электроракетного космического корабля. На диске предполагалось размещать солнечные батареи. На дальнем плане — первые модели жидкостных ракетных двигателей разработки ГДЛ.
За первыми концептами 20-30-х гг. пошли реальные работы на госфинансировании. Тут ГДЛ работало уже вместе с Королевским ГИРД. В военное время в "шарашке" разрабатывали ракетные ускорители для серийных военных самолетов. Создали целую линейку двигателей, и полагали, что являются одними из мировых лидеров жидкостного двигателестроения.
Но всю погоду испортили немцы, которые создали первую баллистическую ракету А4, более известную в России под названием "Фау-2".
Ее двигатель более чем на порядок превосходил советские разработки (25 тонн против 900 кг), и после войны инженеры принялись наверстывать упущенное.
Сначала создали полную реплику А4 под названием Р-1, но с использованием полностью советских материалов. На этом периоде нашим инженерам еще помогали немецкие. Но к секретным разработкам их старались не подпускать, поэтому дальше наши работали сами.
![Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире война, двигатель, космос, ракеты, россия](https://r3.mt.ru/r25/photo174C/20456633532-0/jpg/bp.jpeg)
Первым делом инженеры принялись форсировать и облегчать немецкую конструкцию, и добились в этом немалых успехов — тяга повысилась до 51 тс.
![Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире война, двигатель, космос, ракеты, россия](https://r2.mt.ru/r25/photo0DFC/20902779230-0/jpg/bp.jpeg)
Но дальше возникли проблемы нестабильности горения топлива в большей сферической камере сгорания. Глушко понял, что это тупик и занялся разработкой двигателей с цилиндрической камерой.
![Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире война, двигатель, космос, ракеты, россия](https://r.mt.ru/r25/photo8266/20464289173-0/jpg/bp.jpeg)
На этом поприще он преуспел. В руках хранителя музея — первый рабочий прототип, подтвердивший верность выбранной схемы. Что самое удивительное — внутренняя часть камеры сгорания — медный сплав. Кажется, что элемент где давление превышает сотни атмосфер, а температура — тысячу градусов Цельсия, надо делать из какого-нибудь тугоплавкого титана или вольфрама. Но оказалось камеру проще охлаждать, а не добиваться неограниченной термостойкости. Камера охлаждалась жидкими компонентами топлива, а медь использовалась из-за своей высокой теплопроводности.
Первые разработки с новым типом камеры сгорания были военные. В демонстрационном зале они запрятаны в самый дальний и темный угол. А на свету — гордость — двигатели РД-107 и РД-108, которые обеспечили Советскому Союзу первенство в космосе, и позволяют России лидировать в пилотируемой космонавтике по сей день.
![Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире война, двигатель, космос, ракеты, россия](https://r5.mt.ru/r24/photo96EB/20356580569-0/jpg/bp.jpeg)
Владимир Судаков показывает рулевые камеры — дополнительные ракетные двигатели, которые позволяют управлять полетом.
![Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире война, двигатель, космос, ракеты, россия](https://r5.mt.ru/r23/photoC388/20687362022-0/jpg/bp.jpeg)
В дальнейших разработках от подобной конструкции отказалось — решили просто отклонять маршевую камеру двигателя целиком.
Проблемы с нестабильностью горения в больших камерах до конца решить так и не удалось, поэтому большинство двигателей конструкции КБ Глушко — многокамерные.
![Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире война, двигатель, космос, ракеты, россия](https://r1.mt.ru/r23/photo8B65/20910434871-0/jpg/bp.jpeg)
В зале имеется только один однокамерный гигант, который разрабатывался для лунной программы, но в серию так и не пошел — победил конкурирующий вариант НК-33 для ракеты Н1.
![Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире война, двигатель, космос, ракеты, россия](https://r.mt.ru/r25/photoB704/20133507720-0/jpg/bp.jpeg)
Разница их в том, что Н1 запускали на смеси кислород-керосин, а Глушко был готов запускать людей на диметилгидразине-тетраоксиде азота. Такая смесь эффективнее, но намного токсичнее керосина. В России на ней летает только грузовой "Протон". Впрочем, это ни сколь не мешает Китаю сейчас запускать своих тайконавтов именно на такой смеси.
Можно взглянуть и на двигатель "Протона".
![Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире война, двигатель, космос, ракеты, россия](https://r.mt.ru/r24/photo379E/20579653418-0/jpg/bp.jpeg)
А двигатель для баллистической ракеты Р-36М, до сих пор стоит на боевом дежурстве в ракетах "Воевода", широко известных под натовским названием "Сатана".
![Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире война, двигатель, космос, ракеты, россия](https://r5.mt.ru/r25/photo7EF6/20141163361-0/jpg/bp.jpeg)
Впрочем, сейчас их, под названием "Днепр" тоже запускают с мирными целями.
Наконец добираемся до жемчужины КБ Глушко и гордости НПО "Энергомаш" — двигателю РД-170/171.
![Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире война, двигатель, космос, ракеты, россия](https://r.mt.ru/r24/photo7E82/20695017663-0/jpg/bp.jpeg)
На сегодняшний день — это самый мощный кислород-керосиновый двигатель в мире — тяга 800 тс. Превосходит американский лунный F-1 на 100 тс, но достигает этого за счет четырех камер сгорания, против одной у F-1.
РД-170 разрабатывался для проекта "Энергия-Буран", в качестве двигателей боковых ускорителей. По первоначальному проекту предполагалось многоразовость ускорителей, поэтому двигатели были разработаны и сертифицированы для десятикратного использования. К сожалению, возврат ускорителей так и не был реализован, но двигатели сохраняют свои возможности. После закрытия программы "Буран", РД-170 повезло больше чем лунному F-1 — ему нашли более утилитарное применение в ракете "Зенит". В советское время ее, так же как и "Воеводу" разрабатывало КБ "Южное", которое после развала СССР оказалось за границей. Но в 90-е политика не помешала российско-украинскому сотрудничеству, а к 1995 году, совместно с США и Норвегией начал реализовываться проект "Морской старт". Хотя он так и не вышел на прибыльность, прошел реорганизацию и сейчас решается его дальнейшая судьба, но ракеты летали и заказы на двигатели поддерживали "Энергомаш" в годы космического безденежья 90-х- начала 2000-х.
Владимир Судаков демонстрирует фантастическую разработку инженеров "Энергомаша" — составной сильфон узла качания двигателя.
![Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире война, двигатель, космос, ракеты, россия](https://r2.mt.ru/r24/photoDD43/20918090512-0/jpg/bp.jpeg)
Как добиться подвижности узла при высоких давлениях и экстремальных температурах? Да фигня вопрос: всего лишь 12 слоев металла и дополнительные кольца бронирования, зальем меж слоев жидким кислородом и нет проблем…
Такая конструкция позволяет жестко закрепить двигатель, но управлять полетом отклонением камеры сгорания и сопла, при помощи карданного подвеса. На двигателе он виден чуть ниже и правее центра, над панелью с красными заглушками.
![Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире война, двигатель, космос, ракеты, россия](https://r.mt.ru/r23/photo56B4/20025799116-0/jpg/bp.jpeg)
Американцы про свой космос любят повторять "Мы стоим на плечах гигантов". Глядя на такие творения советских инженеров понимаешь, что эта фраза всецело относится и к российской космонавтике. Та же "Ангара" хоть и детище уже российских конструкторов, но ее двигатель — РД-191 эволюционно восходит к РД-171.
![Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире война, двигатель, космос, ракеты, россия](https://r4.mt.ru/r23/photo4BEB/20471944814-0/jpg/bp.jpeg)
Точно так же "половинка" РД-171, под названием РД-180 внесла свой вклад, и в американскую космонавтику, когда "Энергомаш" в 1995 году победил в конкурсе Lockheed Martin. Я спрашивал, не было ли в этой победе пропагандистского элемента — могли ли американцы заключить контракт с русскими, для демонстрации завершения эры соперничества и начала сотрудничества в космосе. Мне не ответили, но рассказали про офигевшие глаза американских заказчиков, когда они увидели творения сумрачного химкинского гения. По слухам, характеристики РД-180 почти вдвое превышали характеристики конкурентов. Причина в том, что в США так и не освоили ракетные двигатели с закрытым циклом. В принципе, можно и без него, тот же F-1 был с открытым циклом или Merlin от SpaceX. Но в соотношении "мощность/масса" двигатели закрытого цикла выигрывают, хоть и проигрывают в цене.
Вот тут на видео испытаний двигателя Merlin-1D видно как из трубки рядом с соплом хлещет струя генераторного газа:
В замкнутом цикле этот газ возвращается в камеру сгорания, что позволяет более эффективно использовать топливо. В музее отдельно установлен ротор бустерного насосного агрегата окислителя. Подобные роторы еще не единожды будут нам встречаться на экскурсии по НПО "Энергомаш".
![Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире война, двигатель, космос, ракеты, россия](https://r3.mt.ru/r25/photo9E35/20248871965-0/jpg/bp.jpeg)
Наконец, завершение экспозиции — надежда предприятия — двигатель РД-191. Это пока самая младшая модель семейства. Он создавался для ракеты "Ангара", успел поработать в корейской KSLV-1, и его рассматривает в качестве одного из вариантов американская компания Orbital Scienses, которой понадобилась замена самарского НК-33 после аварии ракеты Antares в октябре.
![Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире война, двигатель, космос, ракеты, россия](https://r3.mt.ru/r23/photo519A/20033454757-0/jpg/bp.jpeg)
На заводе эту троицу РД-170, РД-180, РД-191 в шутку называют "литр", "поллитра" и "четвертинка".
![Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире война, двигатель, космос, ракеты, россия](https://r.mt.ru/r25/photo1704/20256527606-0/jpg/bp.jpeg)
Ух, что-то объемная получилась экскурсия. Давайте осмотр завода отложим на следующий день. Там тоже много интересного, а главное получилось увидеть, как такое чудо инженерной мысли создается из кучи стальных и алюминиевых болванок
![Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире Где и как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире война, двигатель, космос, ракеты, россия](https://r1.mt.ru/r25/photo2BCA/20810381908-0/jpg/bp.jpeg)
Свежие комментарии