Читатель CanSee рассказывает про странные (казалось бы) компании, которые не хотят обеспечить сотрудникам элементарный комфорт на рабочем месте, но при этом всё равно жалуются на «обленившийся народ». Цитирую из письма:
С квалифицированными кадрами всё логично. Если у человека до Спецоперации была зарплата в 100-200 тысяч рублей и выше, воевать он скорее всего не поедет. Немногие захотят поменять уютный офис на холодный окоп, в котором могут убить — особенно без существенного выигрыша в деньгах. С другой стороны, для дворника-уборщика-продавца и т. д., получавшего раньше по 20 тысяч в месяц, увеличение зарплаты в 10 раз будет неплохим аргументом «за». С рынка труда исчезли несколько сотен тысяч человек — понятно, что на рынке труда образовался дефицит, и понятно, где он образовался в первую очередь.
Я сейчас наблюдаю, как человек в небольшом городе ищет работу, как раз не требующую каких-то особых знаний — продавец, оператор колл-центра, администратор офиса и т. д. И со стороны работодателей очень распространена какая-то совершенно лютая дичь.
1. Половина бизнеса, которому требуется продавцы, по непонятным причинам запрещает им сидеть. Без всяких объяснений — просто нельзя, и всё. Есть покупатели, нет покупателей — или стой, или ходи туда-сюда, но не вздумай присесть. Стулья и табуретки специально убираются. Причём иногда такое делают даже те, у кого продавцы работают посуточно. Да, 24 часа на ногах просто потому, что руководство так хочет. Поймают продавца за сидением — лишат премии. Конечно же, очень быстро у продавцов начинают болеть ноги, потом начинается варикоз, потом он прогрессирует — тенденция понятна. Разумеется, большинство продавцов это понимает и соглашается на такую работу разве что совсем уж от безысходности.
2. Ещё половина бизнеса (часто те же организации, что и в предыдущем пункте) очень не любит расследовать мелкие магазинные кражи. Обычно у них даже есть система видеонаблюдения, но искать вора всё равно никто не будет. Украл бомж бутылку водки — зачем пытаться что-то сделать, если можно просто заставить продавцов скинуться и компенсировать с зарплаты? Когда продавцы вдруг выясняют, что треть зарплаты придётся отдать на компенсацию краж, мысль о смене места работы у них появляется сама собой.
3. На многих рабочих местах нет даже минимальных удобств. Продавцам приходится бегать в туалет куда-нибудь в торговый центр на соседней улице, обедать прямо за кассой в редкие промежутки, пока нет клиентов, еду есть холодной, потому что нет микроволновки и т. д.
4. Многие даже крупные торговые сети попросту обманывают работников. Предлагают прийти работать как бы на испытательный срок, но без какого-либо оформления. Причём этот «испытательный срок» иногда называют до трёх месяцев. А по окончании человеку говорят, что он не прошёл, и денег не платят вообще. Да, это реальные случаи. Напоминаю, это в небольшом городе, где «сарафанное радио» отлично работает, и если не все, то очень многие друг друга лично знают.
Наверняка если поискать, то можно найти и другие странные способы экономить на персонале.
В таких условиях адекватному бизнесу совершенно необязательно повышать зарплаты, чтобы найти работников. Можно просто стать немного лучше, чем другой подобный бизнес. Перестать тешить своё чувство собственной важности нелепыми и ничем не обоснованными запретами, начать вести дела честно, организовать работникам хотя бы минимально комфортные бытовые условия, не плевать на кражи, а бороться с ними, насколько это возможно. По деньгам затраты выходят либо небольшими, либо их нет вообще. А привлекательность для работников повышается значительно. Беды с неквалифицированными кадрами не будет. Но нет, огромная доля российских бизнесменов продолжает со слезами на глазах грызть кактус.
«Разрешить продавцам сидеть? Да где вы такое видели?» и т. п. И тут же — «Никто работать не хочет, совсем народ обленился»…
С одной стороны, да, согласен. Комфортные условия труда и адекватное отношение со стороны руководства позволяют удерживать сотрудников даже в нынешних тяжёлых условиях. В организациях, в которых я принимаю решения, сидеть можно, условия для обеда есть, а с испытательным сроком не обманывают. Вообще, заставлять продавцов работать по 24 часа — это что-то варварское. Лично я в Петербурге у продавцов смен длиннее 12 часов не видел.
Однако всё же предприниматели, поведению которых удивляется автор письма, имеют некоторые резоны для скотства. Я написал было большой пост с пояснением причин, которые побуждают некоторых моих коллег вести себя именно так, однако он получился слишком неполиткорректным, так что я решил в итоге спрятать его за пейволл, в «Школу Капитализма» (ссылка).
Здесь же я ограничусь констатацией двух фактов. Во-первых, дураков среди предпринимателей меньше, чем кажется. Дураки встречаются, конечно — как же без них — но всё же система капиталистического отбора работает таким образом, что совсем уж безнадёжные дураки из бизнеса постепенно вылетают. Средний предприниматель более-менее адекватен, поэтому даже у «глупых» на вид решений есть рациональные причины.
Во-вторых, даже в маленьких городах, не говоря уже о мегаполисах, есть не только плохие, но и хорошие места работы. Дефицит кадров свирепствует и там, и там. Поэтому если кто-то работает на плохом месте работы, вместо того чтобы уволиться и перейти в хорошее, обычно это не просто так.
Свежие комментарии