Очередной пакет советов получен от иноагентов и правозащитников. И что с ними делать?
Алексей НИКИТИН
Сплошное разочарование
"Цыгане потеряли веру в российское образование" – с такой громкой подачей вышел материал в издании The Moscow Times*, признанном в России иноагентом. Свой вывод журналисты издания делают, опираясь на официальную статистику Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН), опубликованную в "Парламентской газете".
А эта статистика гласит, что в 2023–2024 учебном году в российских школах обучались 47 046 цыганских детей. Это на 915 меньше, чем годом ранее. И только 383 ученика посещали 11-й класс - 0,8% от общего числа учащихся.
Вообще "образовательная пирамида" учащихся цыганской национальности в русских школах видна невооруженным взглядом: из 6085 четвероклассников в пятый класс перешли лишь 5181 учеников. В девятом классе учились уже лишь 2711 учеников. А в 10-й перешли всего 259.
Судя по цифрам, дети бегут из школ, разочарованные уровнем образования и своим положением в классах - делают вывод в издании. Издание склонно винить в этом российские власти, приводя мнение некого Петра Царькова, участника Всемирного цыганского конгресса. Он считает, что цыганские дети не желают учиться из-за отсутствия адаптированных образовательных программ, и социальных проблем, включая отсутствие возможности доехать до школы на автобусе.
Головная боль учителей
Так почему цыгане "теряют веру"? Если кратко, то ключевой фактор тут – традиции воспитания, принятые у народности.
Практически никогда дети цыган не ходят в детские сады. Они растут буквально "под ногами" у взрослых, впитывая все народные обычаи, но не обременяясь никакими обязанностями – так принято до 7 лет.
В семь их отправляют учиться в школы. При этом они обычно плохо знают русский язык – его цензурную часть и совершенно не хотят подчиняться каким-то правилам. Зато с легкостью сбиваются в компании, навязывающие свои правила окружающим. Представьте: в школу приходят такие "цветы жизни", многие из которых, вдобавок, не имеют прописки и официальных документов. Педагог класса, в котором они появляются, неизбежно будет подстраиваться на уроках под подачу материала слабейшим. В убытке остаются другие дети. Со временем выход нашли в создании отдельных "цыганских" классов, но тут правозащитники завопили о дискриминации народности.
А в 8-9 лет повзрослевших детей уже начинают привлекать к семейному ремеслу. Тут уж как кому повезет: кто-то будет заниматься кузнечным делом, а кто-то будет вовлечен в наркобизнес. То есть, большей части цыганских детей вполне достаточно начальной школы – это считают родители самих детей. А спорить со старшими у них не принято.
Примерно в 7-8 классе из школы пропадают цыганки – девушки. Их в это время выдают замуж. Так и остаются в старшем звене лишь единицы. И о какой вере в образование тут говорить?
Тема не новая
Другой иностранный агент – НКО "Мемориал"* еще в 2009 году опубликовало пространный доклад о дискриминации детей цыганского происхождения в школах Российской Федерации.
Правозащитники в докладе буквально требовали от государства мер для уменьшения случаев выпадения цыган из образовательной системы, особенно девочек. Еще правозащитники сетовали на бедность цыганских семей и невозможность приобрести необходимые учебники и школьные принадлежности, а также оплатить проезд до школы и питание.
Практика создания «цыганских классов» правозащитниками порицалась, как дискриминационная.
"Часто единственной причиной для такого деления становится отказ родителей-нецыган отдавать своих детей в класс с цыганами. К сожалению, навстречу пожеланиям расистов часто идет не только школьная администрация, но и инспекторы местных органов управления образованием",
- говорилось в докладе. Вот где расистов нашли!
Но при этом правозащитники требовали этнокультурного компонента в обучении — освоения письменного цыганского языка или преподавания на нем. В общем эти деятели давали массу бестолковых советов, а цыгане продолжали "терять веру в образование".
Поясним тут, что в 1927 году для цыганского языка в СССР была разработана письменность на базе русского алфавита. Главное правило этой письменности - пиши, как слышишь. То есть, сто лет назад в России на государственном уровне начали интегрировать цыган в общество! И что толку? Теперь вот всякие иноагенты заявляют, что цыгане "теряют веру".
Что делать с потерявшими веру?
Если цыганским детям не хватает денег на учебники – государство всегда пойдет навстречу. Было бы желание. Но я знаю, что в городе Покрове Владимирской области жил цыганский барон, который проплатил местному стоматологу замену всех зубов на золотые своей собаке - догу. На это деньги у него были. А вот на учебники детям - нет.
Ну и что делать обществу с "цыганским разочарованием"?
В прогрессивных США право жить по своим правилам оставили индейцам и отвели для этого им отдельные территории – резервации.
Но у цыган своей земли не было никогда. Лишая себя образования, официальной работы, ставя себя вне общества, на что они надеются?
Вы как думаете?
*- признаны в России иноагентами.
Свежие комментарии