
Посмотрите, пожалуйста, на карту. На севере — огромная Россия. На юге — большой Иран. Если бы у России была сухопутная граница с Ираном, мы могли бы отправлять по железной дороге грузы прямо в порты Персидского и Оманского залива. Россия получила бы прямой, удобный и надёжный доступ в Индийский океан. Иран, в свою очередь, смог бы отправлять железной дорогой грузы всем соседям России, то есть в Европу и в Китай, например.
Сейчас часть строящейся железной дороги из России к южным портам Ирана проходит через Азербайджан. К сожалению, Азербайджан — не слишком-то надёжный партнёр, поэтому мы вынуждены развивать неудобный маршрут через Каспийское море. Из Челябинска контейнер идёт по железной дороге в Астрахань, потом его перегружают на судно, потом судно плывёт в северный иранский порт, где его надо снова перегрузить с судна на железную дорогу, чтобы перевезти сушей через Иран. Пока что мы делаем ставку именно на этот маршрут: позавчера стало известно, что иранцы в ходе большой политической сделки даже собираются целиком выкупить Астраханский порт. Но всё же без лишних двух перевалок было бы значительно проще, быстрее и дешевле.
Кроме того, если бы у России была полноценная сухопутная граница с Ираном, образовался бы пояс, жёстко делящий огромную Евразию пополам. Сейчас пояс не жёсткий: из Азии можно попасть в Европу через Каспийское море, через Казахстан и Азербайджан, например. А так пояс был бы жёстким: или договаривайтесь с Россией, или плывите в обход. Опять-таки, это архиценный геополитический приз.
Как вы можете видеть на карте, пока что у России общей сухопутной границы с Ираном нет — между нашими странами лежит Азербайджан. Однако если предположить, что в ходе неких изменений на карте России достанется коридор через Азербайджан длиной в 167 километров, то мы получим стратегическое преимущество, сравнимое по значению с сухопутным авианосцем «Крым». Аналогичное преимущество мы получим, если заключим с Азербайджаном договор об установлении сервитута транзита, то есть получим закреплённое в международном договоре право возить любые грузы по железной дороге через Азербайджан…
Несмотря на всё это, в последние дни Азербайджан усердно пытается поссориться с Россией. Конечно, Россия — мирная страна, при этом история последних 25 лет показывает, что наша власть настроена на добрососедские отношения со всеми республиками бСССР. Однако мы уже видели похожие воинственные настроения в Грузии и на Украине, и мы помним, что во что конфликт с Россией вылился в итоге для этих стран. При этом конкретно Азербайджан — небольшая страна, которая не входит в НАТО, и у которой из вероятных союзников есть только слабая ветреная Турция, а из невероятных — расположенный вдали от потенциальной зоны конфликта Пакистан.
Я могу ошибаться, но мне кажется, что географическое расположение Азербайджана вынуждает его к уважению интересов России. Пожалуй, если бы мы были внутри компьютерной игры, и если бы я играл за Азербайджан, сейчас я бы уже обдумывал переключение на задний ход.
Свежие комментарии