На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Закон и Порядок

135 786 подписчиков

Свежие комментарии

  • Serg
    "МНОГИЕ УКРАИНЦЫ СОВСЕМ НЕ ПРОТИВ ПОМЕНЯТЬ ОКОПЫ ВСУ НА ЖИЗНЬ В "СТРАНЕ-АГРЕССОРЕ"- а вот этого как раз делать ни в к...Прощения просил н...
  • Александр Рожков
    Мы радуемся, что Европа в растерянности, они, что мы в растерянности. Когда же придут другие радости...? Зачем же нам...Европа в полной р...
  • Serg
    "граждан Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана пропускают"- и совершенно напрасно, абсолютно такие же бараны, и отноше...Таджикские гастар...

Цвета военного неба: «Метеоры», прилетевшие с запада

В годы Второй мировой войны безусловным лидером в разработке и боевом применении реактивных самолетов была Германия, но по другую сторону фронта тоже старались не отставать. Дебют реактивных истребителей антигитлеровской коалиции в боях вышел менее ярким, однако им и их модификациям были суждены долгие десятилетия активной службы. Как выглядели первые боевые самолеты союзников «с дыркой вместо пропеллера»?

Реактивным первенцем стран антигитлеровской коалиции стал британский Глостер «Пионер», впервые поднявшийся в небо в мае 1941 года. Это была экспериментальная машина без надежды на боевое применение, потому более чем за год до этого момента конструкторы начали работу над полноценным истребителем с двумя реактивными двигателями, а в ноябре 1940 года, после знакомства с эскизным проектом, министерство авиационной промышленности оформило соответствующую ему спецификацию F.9/40.

В феврале 1941 года фирма «Глостер» получила контракт на производство 12 прототипов, а в июне был выдан заказ на 300 серийных машин. Первым именем, под которым самолет проходил в документах, стало «Тандерболт», но в 1942 году официально утвердили другое название – «Метеор». В конце июня первый прототип начал пробежки, но для полетов тяга двигателей была недостаточной, и это обстоятельство едва не поставило крест на всей программе. Положение спасла замена дивгателей, и 5 марта 1943 года другой прототип с другими двигателями впервые поднялся в воздух.

В строю Королевских ВВС

В RAF машины были поставлены в период с февраля по сентябрь 1944 года. Первые 20 серийных «Метеоров» относились к модификации Mk.I, остальные самолеты первого контракта выпускались уже как улучшенная модель Mk.III. Наиболее заметным внешним отличием Mk.III от Mk.I был новый фонарь кабины, при проектировании которого конструкторы подсмотрели ряд идей на трофейном Fw 190. Внутренних отличий было больше, и главное из них – замена двигателей на более мощные «Дервенты», но на первых 15 экземплярах пришлось оставить старые «Уэлланды». Прототип будущего Mk.III поднялся в воздух в апреле 1944 года, первый серийный – в начале сентября, и в том же месяце начались поставки в RAF.

В марте 1944 года для освоения реактивной техники в составе RAE (аналогом которого был отечественный ЦАГИ) был создано специальное подразделение, в мае выделенное в отдельную часть, названную «Флайтом Т», или «Тактическим флайтом». Процесс нанесения бортовых кодов на один из первых «Метеоров» 616-й эскадрильи В апреле была выбрана 616-я эскадрилья, которой предстояло первой пройти перевооружение на «Метеоры», воевавшая тогда под командованием сквадрон-лидера Лесли Уоттса (Leslie W.Watts) на высотных истребителях «Спитфайр» Mk.VII. В частях английской «многомоторной» авиации, в т.ч. истребительной, действовало штатное расписание с повышением на одну ступень званий всех командных должностей, и в июне Уоттс был понижен до командира флайта. Новым комэском стал винг-коммандер Эндрю МакДауолл (Andrew McDowall) – ас «Битвы за Британию», в 1943–1944 гг. служивший испытателем на фирме «Глостер» и хорошо знакомый с «Метеором».

Первые летчики эскадрильи проходили переучивание во «Флайте Т», но основная масса пилотов начала переподготовку только после передачи 21 июля 616-й эскадрилье первой пары «Метеоров», рассматривавшихся исключительно как тренировочные и несших желтую окраску нижних поверхностей. Первый боевой аппарат был получен два дня спустя, и тогда же для ускорения дела в эскадрилью влили и «Флайт Т». Его командир Хью Уилсон (Hugh J. Wilson) стал сверхштатным винг-коммандером части.

Против немецкого «чудо-оружия»

«Метеор» Mk.I показал себя не слишком выдающимся истребителем. Он обладал средней управляемостью, слишком малой продолжительностью полета и сильно уступал поршневым конкурентам в скороподъемности. Со всем этим легко можно было бы смириться ради превосходства в скорости, но на поверку оно оказалось не таким уж большим, в особенности на больших и средних высотах. Только на малых высотах реактивный самолет показал преимущество перед «Спитфайрами» и «Темпестами» – это и определило его нишу: перехватчик ближнего радиуса действия со специализацией на низколетящие цели: истребители-бомбардировщики и «летающие бомбы».

Поэтому когда 27 июля первый флайт из четырех «Метеоров» был признан боеготовым, его немедленно привлекли к «антидайверскому» патрулированию. Методика действий была та же, что и для поршневых истребителей, только такого длительного пикирования для разгона перед атакой не требовалось, и благодаря размещению пушек в носу самолета, а не крыльях, было больше свободы с выбором дистанции ведения огня. «Метеор» Mk.I 616-й эскадрильи, Манстон, конец 1944 года. Самолет уже не считается совершенно секретным и не требует постоянной охраны. А 29 августа именно на нем флайт-лейтенант Бэрри выполнил последний боевой вылет в летней «антидайверской» кампании 1944 года Первый английский «реактивный» боевой вылет довелось совершить флаинг-офицеру Уильяму МакКензи (William H.McKenzie), он взлетел в 14:30 27 июля и более получаса кружил у Ашфорда, так и не встретив ни одной «Фау». Вечером того же дня на патрулирование летали оба винг-коммандера части и два рядовых летчика, но и они противника не встретили.

Потом был пятидневный перерыв из-за плохой погоды, и боевые вылеты возобновились 2 августа. Днем позже было отмечено первое в истории боестолкновение двух реактивных летательных аппаратов: в атаку пошел флайт-лейтенант Майкл Грейвз (Michael A. Graves). Он выпустил за две секунды 100 снарядов с дистанции 400–500 ярдов, но промахнулся. Летчик уже готовился ко второй атаке, когда перед его носом из пикирования вышел «Мустанг», быстро расстрелявший «бомбу».

Во время вечернего патрулирования 4 августа флаинг-офицер Томас Дин (Thomas D. Dean) заметил в 2,5 милях от себя «Фау» и начал преследование. Быстро нагнав цель, он взял её в прицел и нажал на гашетку, но… пушки молчали. Постоянные отказы оружия были одной из «детских болезней» ранних «Метеоров», поэтому у летчика был уже заготовлен «план Б». Продолжив сближение, он уравнял скорости с «бомбой» и, аккуратно подцепив её крыло своим, резким движением опрокинул на спину. Потерявший управление самолет-снаряд упал у Тонбриджа. Буквально 10 минут спустя еще одну «Фау» расстрелял пушечным огнем флаинг-офицер Роджер (J.K. Rodger), патрулировавший в том же районе. 616-я эскадрилья в процессе перевооружения с Mk.I на Mk.III, Манстон, зима 1944–45 гг. К 7 августа в 616-й эскадрилье было уже 12 боевых «Метеоров». До боевой готовности был доведен второй реактивный флайт, хотя нельзя сказать, чтобы это обстоятельство сильно изменило ситуацию.

С начала переучивания на реактивную технику 616-я не прекращала боевых вылетов на «Спитфайрах», в основном охотясь за неприятельским судоходством (хотя их Mk.VII изначально для этого и не предназначались) и летая на разведку погоды. К борьбе с «Фау» их не привлекали по причине излишней высотности самолетов. Постепенно число поршневых истребителей уменьшалось, и 14 августа последние из них передали в другие части. В части остались только 14 «Метеоров».

На следующий день эскадрилья понесла первую «реактивную» потерю: при перелете с основной базы в Манстоне на недавно назначенный «аэродром подскока» в Хай Холдене, где 616-я теперь постоянно держала в боевой готовности пару истребителей, молодой летчик заблудился. Он погиб в катастрофе при посадке на незнакомой ему площадке в том же районе. «Метеор» Mk.III с двигателями «Уэлланд», начало 1945 года Наибольшего успеха реактивные истребители добились во второй половине месяца, когда и летать стали чаще, и причину отказов оружия нашли – она заключалась в неудачной форме каналов гильзоотвода. Увы, по соотношению числа боевых вылетов к числу побед эффективность действий «Метеоров» оказалась в несколько раз ниже, чем у «Темпестов» и «Спитфайров» Mk.XIV, что в первую очередь объясняется разницей во времени патрулирования. Когда же дело доходило непосредственно до перехвата, шансы реактивных самолетов были предпочтительнее из-за разницы в скоростях.

Последние «антидайверские» патрулирования 616-я выполнила 29 августа, и в одном из них флаинг-офицер Хью Миллер (Hugh Miller) одержал последнюю воздушную победу части. Всего за месяц с небольшим британские реактивные истребители совершили 265 боевых вылетов и одержали 14 подтвержденных воздушных побед, в т.ч. две совместно с поршневыми истребителями, и повредили еще три самолета-снаряда. Самым результативным пилотом стал флаинг-офицер Дин, сбивший три «Фау», на втором месте был флаинг-офицер Гордон Хобсон (Gordon N. Hobson) с одной личной победой и двумя в паре.

1 сентября обстрел Лондона крылатыми ракетами наземного базирования прекратился, но истребители еще некоторое время продолжали патрульные полеты, пока не стало ясно, что угроза миновала. После этого 616-я эскадрилья вернулась к тренировочным полетам и отработке групповых действий. Meteor Mk.I (серийный номер EE222), который в августе 1944 года был персональным самолетом командира 616-й эскадрильи RAF винг-коммандера Эндрю МакДауолла. Во время патрулирования 29 августа летчик не уследил за расходом топлива и совершил вынужденную посадку на поле южнее Манстона. Сам он при этом отделался только синяками и царапинами, а машину списали. Строевые «Метеоры» несли стандартный камуфляж дневных истребителей из зелёного Dark Green и серого с синеватым отливом Ocean Grey на верхних и боковых поверхностях при светло-серых Medium Sea Grey нижних. Все обозначения также стандартны для истребителей. В тот период на самолетах западноевропейского ТВД еще использовались «полосы вторжения», но на реактивной технике их никогда не было. Литера «G» в серийном номере означала секретность аппарата и необходимость выставлять вооруженную охрану на его стоянках. 10 октября группа из четырех «Метеоров» перелетела на базу 4-й американской истребительной группы в Дебдене и в качестве «агрессоров» приняла участие в трехдневных интенсивных учениях, играя роль немецких Ме 262. Эти учебные воздушные бои сыграли важную роль в отработке тактики противодействия реактивным самолетам люфтваффе.

В декабре-январе в эскадрилье прошла замена самолетов модификации Mk.I на Mk.III первой партии. Скоростные характеристики самолета не улучшились, но объем баков, а с ним и продолжительность полета, увеличились на 2/3. Одновременно усиление планера и введение тормозных щитков сделали пикирование и атаки наземных целей более безопастными.

На континент!

17 января эскадрилья перебазировалась на запад на свою новую постоянную базу в Колерне, а три дня спустя в Бельгию была отправлена небольшая группа наземного персонала для обеспечения базирования детачмента на одном из фронтовых аэродромов 2-х Тактических ВВС. При принятии этого решения декларировалось намерение использовать «Метеоры» в борьбе с реактивными «Мессершмиттами» и «Арадо». На деле командование сделало все, чтобы этого не произошло, начиная с выбора далекого от фронта аэродрома Мельсбрук под Брюсселем и заканчивая подчинением детачмента 139-му (бомбардировочному) авиакрылу и запретом на пересечение линии фронта для сохранения секретности самолета. Подготовка к полету одной из «белых птиц Мельсбрука» Командовал детачментом командир эскадрильи. С собой он взял одного из флайт-коммандеров и двух опытных рядовых пилотов, и 4 февраля четверка белых двухмоторников перелетела из Колерна в Бельгию с дозаправкой в Манстоне. У штаба бомбардировочного крыла «Митчеллов» не было никаких подходящих заданий для истребителей-перехватчиков, поэтому те летали только для тренировки и «демонстрации себя» постам наблюдения и расчетам зенитных орудий.

В Колерне тем временем с 13 февраля наконец начали получать «полноценно-боевые» самолеты с двигателями «Дервент», а на первые числа марта запланировали перебазирование на континент всей эскадрильи. 27 февраля наземный эшелон части был морем отправлен в Остенде, но по прибытии в порт назначения ему запретили начинать разгрузку, а потом пришел приказ на возвращение в Англию и перебазирование на аэродром Эндрюс Филд в Эссексе, куда 28 февраля перелетел и воздушный эшелон. Meteor Mk.III (серийный номер EE239) с двигателями «Уэлланд» из состава «бельгийского» детачмента 616-й эскадрильи, на котором в феврале-марте 1945 года летал с аэродрома Мельсбрук сквадрон лидер Деннис Бэрри (Dennis A. Barry), занимавший в эскадрилье должность флайт-коммандера. Непосредственно перед перелетом на континент все четыре «Метеора» детачмента были полностью выкрашены в белый цвет, предназначавшийся в первую очередь для того, чтобы их не путали с камуфлированными в темные цвета немецкими реактивными самолетами. Незакрашенными оставались только опознавательные знаки и цифры серийного номера, а индивидуальную букву потом заново нанесли поверх белой створки носовой стойки шасси. Белая краска была смываемой, а потому нестойкой к внешним воздействиям: очень быстро машины приобрели “обшарпанный вид”, и весной остатки белого покрытия смыли. Причиной смены планов стали данные разведки о появлении у противника крылатых ракет повышенной дальности и постройке на побережье Голландии пусковых установок, нацеленных на Англию. Обстрел начался 3 марта, но его масштабы и опасность оказались значительно ниже ожидаемого, а в последних числах месяца наступление союзных войск окончательно ликвидировало угрозу.

Летчики 616-й эскадрильи за время этой кампании успели совершить всего 15 боевых вылетов, и лишь в одном из них истребитель навели на на «бомбу». Она оказалась слишком далеко, и перехват не состоялся.

«Бельгийский» детачмент тем временем продолжал «рекламно-тренировочные» полеты, не слишком частые по причине плохой погоды и трудностей с обслуживанием техники вдали от основной базы. Еще 28 февраля в новостях BBC была озвучена явно преждевременная информация о том, что английские реактивные истребители теперь участвуют в боях с люфтваффе, и через некоторое время немцы смогли установить их аэродром базирования. В полете самолет «бельгийского» детачмента 616-й эскадрильи. Временная белая краска местами уже облезла 19 марта по Мельсбруку отбомбилась пара реактивных бомбардировщиков, уложив часть бомб в непосредственной близости от одного из двух ангаров детачмента. Один «Метеор» получил небольшие повреждения, а среди личного состава потерь не было. По немецким данным, в этом рейде участвовали три Ar 234 из эскадрильи 6./KG 76, а их пилоты отчитались об обнаружении «десяти экспериментальных истребителей».

29 марта детачмент был переведен в Голландию на авиабазу Гилзе-Рейен и подчинен, наконец, штабу 135-го истребительного авиакрыла. На следующий день туда же прибыл наземный эшелон эскадрильи, а 31 марта перелетели 17 «Метеоров» (все с двигателями «Дервент», причем некоторые из них были не новыми самолетами, а «перемоторенными» Mk.III первой партии). Еще одна машина оказалась неисправной и осталась в Англии.

Единственной задачей для 616-й в составе 2-х Тактических ВВС на тот момент было постоянное дежурство пары истребителей для прикрытия района базирования, и 3 апреля в 16:50 пара флайт-лейтенанта Майкла Купера (Michael H.F. Cooper) и флаинг-офицера Дина поднялась на перехват неопознанной цели, летящей на высоте 15000 футов. Этот «призрак» оказался одним из своих самолетов, но первый боевой вылет фронтового реактивного истребителя союзников был зафиксирован. «Метеор» Mk.III в Неймегене, апрель 1945 года 9 апреля «Метеоры» снова подняли по тревоге, но в тот момент полоса была загромождена другими самолетами. Летчики взлетели с опозданием и уже не имели шансов перехватить одиночную неприятельскую машину, летевшую на высоте 30000 футов с далеко видимым инверсионным следом. Вероятно, это был Ar 234.

13 апреля эскадрилья перебазировалась в Неймеген вслед за остальными частями 135-го крыла, 16 апреля она была наконец допущена до полетов над неприятельской территорией. Днем позже флайт-лейтенант Купер поразил первый «механизированный вражеский транспорт», открыв сезон активной охоты реактивных истребителей за авто- и бронетехнику противника. Последний боевой вылет во Второй мировой войне «Метеоры» выполнили 4 мая, успев к тому времени записать на свой счет 42 уничтоженных и 144 поврежденных единицы техники, а также два уничтоженных и один поврежденный паровоз.

Было и несколько рейдов на аэродромы, во время которых летчики уничтожили четыре самолета и три повредили. Один из этих самолетов, «Шторх» Fi 156, был подловлен флайт-лейтенантом Энтони Дженнингсом (Anthony G.P. Jennings) при заходе на посадку и имел шансы стать единственной воздушной победой эскадрильи на континенте. Увы, пилот успел посадить легкую машину буквально за несколько мгновений до того, как её прошили пушечные очереди. Meteor Mk.III (серийный номер EE247) с двигателями «Дервент», c апреля по август 1945 года использовавшийся 616-й эскадрильей на авиабазах в Голландии и Германии. Боевых потерь эскадрилья не имела, если не считать два самолета, поврежденные зенитным огнем во время штурмовки аэродрома Нордхольц 24 апреля. Но 29 апреля сквадрон-лидер Уоттс во время боевого вылета столкнулся в облаках со своим ведомым, и оба летчика погибли.

2 мая из других эскадрилий 2-х Тактических в 616-ю эскадрилью перевели двух пилотов: винг-коммандера Уоррена Шрадера (Warren E. Schrader) взамен закончившего «боевой тур» МакДауолла, и нового флайт-коммандера взамен погибшего.

Новый комэск пересел на реактивный истребитель фактически без обучения, и уже на следующий день после прибытия в часть одержал три «наземных» победы во время рейда на Шёнберг, став лучшим асом «Метеора» Mk.III. 4 мая в очередном боевом вылете он попал в инцидент с одновременным отказом обоих двигателей вскоре после взлета, но сумел развернуться и благополучно посадить машину. Взлетает пара «Метеоров» 616-й эскадрильи, Неймеген, апрель 1945 года С прогрессом в выпуске модификации Mk.III началась подготовка к перевооружению еще двух эскадрилий: 504-й и 74-й, воевавших на «Спитфайрах» Mk.IX и Mk.XVI. Первая из них была переведена в Колерн 28 марта и в апреле получила комплект «Метеоров», а вторая прибыла для перевооружения уже после окончания войны в Европе. Поэтому 616-я эскадрилья так и осталась единственной воевавшей «реактивной» эскадрильей союзников.

Не только британцы

«Метеоры» были не единственными реактивными самолетами союзников, выпускавшимися серийно в годы Второй мировой войны. В Великобритании был еще Де Хэвилленд «Вампир», первый серийный экземпляр которого взлетел в апреле 1945 года, а в США было сразу три серийных типа.

Малой серией был выпущен Белл P-59 «Эйркомет», но его летные данные оказались слишком низкими, и истребитель использовался только как тренировочный. Палубный истребитель с комбинированной силовой установкой (раздельные поршневой и реактивный двигатели) Райан FR-1 «Файрбол» не только выпускался серийно, но и успел в марте 1945 года попасть на вооружение истребительной эскадрильи VF-66, но до операционной готовности эта часть до конца войны так и не была доведена. Пара «Шутинг Старов» на фоне Везувия, начало 1945 года Самым известным и наиболее совершенным американским реактивный истребителем того периода, безусловно, был Локхид P-80 «Шутинг Стар», названный в честь того же астрономического явления, что и английский «Метеор», только в более широкой трактовке. Первый прототип XP-80 начал летные испытания в январе 1944 года, первый предсерийный YP-80A взлетел в сентябре, а в марте 1945 года начались поставки самолетов основной серии P-80A. Поступление в строевые части ожидалось в конце года, а вступление в бой разве что под конец гипотетической кампании 1946 года.

Командование USAAF, однако, не хотело ждать, и желало если не применить этот истребитель в боях против немецких «реактивов», то хотя бы продемонстрировать союзникам и собственным войскам наличие аналогичного по качествам боевого самолета. 13 ноября 1944 года был дан зеленый свет «Проекту Экстраверсия».

Этот план предполагал отправку на европейский и средиземноморский театры военных действий по паре YP-80. Первой отгрузили «европейскую» пару, доставленную в Британию 30 декабря. Один из этих самолетов был потерян в катастрофе в конце января, а второй испытывался сначала американскими, а потом английскими летчиками, но на фронт его отправлять не собирались. YP-80A (серийный номер 44–83029) из состава экспедиционного подразделения испытательного центра авиабазы Райт, известного на жаргоне летчиков итальянского фронта как «33-е ВВС», аэродром Лезина, район Фоджи, март-май 1945 года. Главным преимуществом реактивных истребителей была высокая скорость, и чтобы не терять её зря, поверхность обшивки предсерийных и серийных «Шутинг Старов» шпаклевалась, полировалась и окрашивалась светло-серой краской Light Grey 602, известной как «Жемчужная серая». Первое время после прибытия в Италию оба самолета сохраняли заводскую окраску, различаясь только цифрами серийного номера, но к концу марта получили фальшивые тактические обозначения. Красный нос и полосатый хвост играли роль обозначений группы, а цвет полос на фюзеляже и законцовках крыльев – эскадрильи. Ттак как номера на хвосте были закрашены, то взамен них машины получили индивидуальные кодовые буквы «А» и «В». Вторая пара истребителей в конце января была доставлена в Италию и собрана на аэродроме Лезина, вскоре приступив к полетам. О них практически ничего не известно, кроме того, что в них участвовали не только прибывшие вместе с самолетами летчики-испытатели с авиабазы Райт-Филд, но и некоторые строевые пилоты из состава 1-й истребительной группы, которая перебазировалась в Лезине в середине марта.

Также известно, что весной 1945 года было выполнено некоторое количество боевых вылетов, в двух из которых участвовал офицер 1 FG майор Эдуард ЛаКлэр (Edward F. LaClare). Район базирования «итальянских» P-80 находился в зоне действия немецких реактивных «Арадо», и это обстоятельство, очевидно, и определило их допуск к боевым заданиям. Но разрешения на пересечение линии фронта летчикам не давали, и они могли выполнять только патрулирования и полеты на перехват. Насколько известно, за все время первые боевые американские “реактивы” ни разу не встретили реального воздушного противника.

Источник

Источник фото: warspot.ru

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх