(* организация, запрещённая ООН, как террористическая) Как надоедает порой * расставлять по тексту, но очень скоро (надеюсь) Владимир Владимирович милостиво отзовётся на предложение нашего МИДа и Минюста, сложными процессуальными мероприятиями исключит движение «Талибан*» из списка запрещенных организаций. Такие добрые новости сообщил директор департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов накануне.
«Позиция передана при согласовании с другими ведомствами. Все соображения доложены высшему руководству России. Ждем принятия решения».
Ждём. Пора заниматься пресловутым «Realpolitik». Инициативу исключения «Талибана*» из списка запрещенных организаций Сергей Викторович Лавров назвал «осознанием реальности», поскольку эти бородатые и всегда мрачноватые люди – реальная власть Афганистана.
А без этой территории, сегодня пытающейся стать приличным государством, любые наши проекты «Поворота на Восток» будут пустой болтовнёй и дешёвым прожектёрством. Хотя неповоротливость государевых людей, бесконечно долго щупавших талибов долгие три года на предмет сотрудничества ... чуть изумляет. Ведь ещё в 2022-ом гонцов засылали в Кабул под прикрытием «делегаций» Южной Осетии и Абхазии, самолично видели конструктивный настрой «новой старой» власти Афганистана. Резко поумневшей и сговорчивой.
Опасный партнёр
Юридически «Талибан» перестал быть террористической организацией уже давно, лет десять точно. Поскольку от теории и практики подобной деятельности отошёл, сконцентрировавшись на освобождении Афганистана от Мировой Жабы. Со временем превратился в военизированную организацию, а потом – в настоящее народно-освободительное движение с многочисленными институтами военного и гражданского назначения. С понятными и открытыми программными документами. Например, исламский Иран о выросшем государственном мышлении талибов с отказом от религиозного фундаментализма, начал говорить ещё в 2010-ом.
Как только высшее руководство талибов начало возвращаться в лоно терпимого и умеренного ханафитского мазхаба (религиозное течение, школа), вычищая ваххабитов и салафитов, тщательно перетряхивая знатоков «пуштунвалай» (неписанных законов и традиций народности пушту) куда затесалось немало кишлачных сумасшедших. Поехавших головушкой на «деобанди», радикальном религиозном пуританстве с идеями государства «чистого ислама», культивируемого некоторыми партиями Пакистана.
Не берусь судить, насколько фанатики-талибы пойдут далеко в «соблюдении прав человека», особенно женского пола – то не наше дело. Но сегодня на улицах Кабула камеры всё чаще выхватывают изящных дамочек в элегантных хиджабах с открытым лицом, представить такое было невозможно во времена первого подхода талибов к снаряду государственности 1990-х годов. А уж как они начали бороться с узаконенным рабством в северных провинциях – тема отдельного разговора, как и построения единой судебной системы исламского права, старательно скопированной у иранцев с рядом особенностей.
То есть, «Талибан» вовремя эволюционировал, со всеми соседями вдумчиво переговорил и явно убедил: террористические методы борьбы с американцами не распространялись на территории вне Афганистана, всегда преследовали цели национально-освободительные, а идеологические завихрения некоторых своих союзников, желавших «раздуть мировой пожар исламизации силой оружия» – теперь в прошлом. Война закончена, Афганистан собирается стать очередным государством с высокой степенью контроля жизнедеятельности со стороны мусульманского духовенства. И «демократии», кто как понимает.
Например, самый болезненный вопрос не только для Афганистана, а вообще Евразии или даже мира – афганский наркотрафик и производство опиоидов. После страшных репрессий первого правительства талибов, сокративших посевные площади мака в десятки раз, после вторжения американцев производство наркотиков стало единственной формой заработка для многих крестьян, особенно когда англосаксы наладили почти неограниченные по тоннажу закупки, коррумпировали многие провинции сверху донизу.
«Талибан» после изгнания оккупантов столкнулся с проблемой: как переориентировать аграрный сектор на производство знаменитых сельскохозяйственных продуктов Афганистана, начиная от уникальных элитных сортов риса – заканчивая сухофруктами и цитрусовыми. Рынка сбыта не было, соседи сами горазды растить что угодно и продавать в Россию, Китай, Пакистан и далее по списку, а появившиеся «бизнесмены-инвесторы» оказались банальными перекупщиками, давая афганцам самые низкие закупочные цены на продовольствие во всей Центральной Азии.
Вышибив с позором янки, талибы начали решать дилемму: как не уморить голодом миллионы крестьян, при этом не вызывая гнева соседей, для которых 2021-2022 гг. стали настоящим наркотическим испытаниям. Если раньше американцы с британцами исправно вывозили военно-транспортными бортами сотни тонн зелья, то после победы талибов вся эта нереализованная продукция (через Таджикистан) устремилась в Европу и страны СНГ.
Трафик увеличился в 14 раз, если брать показатели 2020-го года. В абсолютных цифрах: за год правления «Талибана» на мировые рынки убыло 320 тонн чистого героина на сумму почти в $ 3 млрд. А закупочные цены подскочили в три с лишним раза, к величайшей радости афганских крестьян и племенных вождей, начавших процесс развала Афганистана обособлением особо усердных маковых провинций. То был шах и мат новым властям Кабула: запретами производства наркоты не остановить, поскольку из-за санкций и международной изоляции предложить аграрному сектору страны нечего.
Нужны огромные инвестиции, но непрямые. Соседям безразличен великолепный афганский рис или овощи-фрукты, они интересуются литием, драгоценными камнями, газом и нефтью. А месторождения часто расположены в крайне неспокойных провинциях, занятых производством наркотиков и контролируются неуправляемыми из Кабула вождями или религиозными лидерами, для которых собрать несколько боеспособных и экипированных бригад – пара пустых. А разработки полезных ископаемых, привлечение чужаков-специалистов, «длинные инвестиции», кредитно-денежные отношения – не про них, поскольку есть наличность мешками. С правом сильного.
Вот с какими проблемами столкнулись талибы, как только замыслили строить своё якобы мирное исламское государство. Наводнённое оружием, наркотиками, несколькими поколениями граждан, для которых закон и порядок – слово племенных старейшин, да автомат «Калашникова». Ни Иран, ни Китай, ни Россия в одиночку проблемы «Талибана» не решат, а наметившийся «многополярный мир» без Афганистана, как ключевого торгового и ресурсного перевалочного хаба вряд ли состоится. Так или иначе через него придётся вести железные и автомобильные дороги, прокладывать нефте- и газопроводы, включать Кабул в международные экономические цепочки.
Самое главное, решив проблему наркотиков, поскольку с миллиардных прибылей афганского трафика живут весьма влиятельные и деструктивные силы, для которых безопасное евразийское пространство, живущее по своим законам и правилам – кость в горле. Но рассматривать «Талибан» заблудшей овечкой, сегодня демонстрирующей признаки излечения от природной хитрости пуштунов, исламского фундаментализма или идеологической зависимости от радикалов Пакистана ... большая наивность.
Поэтому вчерашний всплеск энтузиазма многих экспертов не разделяю. Пока. А логику наших государственных мужей прекрасно понял, нужно всего лишь вернуться к визиту Верховного в Китай, где в совместном заявлении двух лидеров находится прелюбопытнейший пункт:
«Стороны акцентируют, что США и НАТО, ответственные за 20-летнюю оккупацию Афганистана, не должны снова пытаться разместить военную инфраструктуру в нем и сопредельном регионе, обязаны взять на себя основную ответственность за текущие социально-экономические трудности страны, подтвердить поддержку ее постконфликтному восстановлению и принять все необходимые меры для разблокировки замороженных афганских национальных резервов»
Вот и отгадка. А не духоподъёмные рассуждения о «перевоспитавшихся талибах». Горбатого ... как говорится, при всём уважении к сегодняшнему почти адекватному поведению хозяев Афганистана. Поставленных перед невеликим выбором: либо они сгорят в перманентной гражданской и религиозной войне, либо будут сметены мировыми наркокартелями, либо ... выступят по своему прямому назначению. Продолжат непримиримую борьбу с Мировой Жабой и её клевретами. При поддержке БРИКС+, само собой.
Спецназ талибов Бадри-313
Вот почему лично ворчал на излишнюю неповоротливость государевых людей, затеявших сложный юридический процесс «отмывания» талибов от клейма «террористической организации» в 2024-ом, а не двумя-тремя годами ранее. Начну с того, что главный переговорщик с религиозным крылом «Талибана» был погибший неделю назад президент Ирана, уважаемый богослов Ибрахим Раиси. Завоевавший непререкаемый авторитет даже в среде радикалов-суннитов Катара и Египта своими заочными дискуссиями в специальной прессе. А талибам подаривший 17% умиротворённого населения Афганистана из шиитов. С немалыми поставками оружия, как сведущие люди говорят.
Вторым шагом «признания» талибов стал Китай, первым из геополитических игроков признавший новые власти Кабула и обменявшись послами – начал серьёзное экономическое сотрудничество, статью на заданную тему уже писал. Последними персы с китайцами ждали нас, очень долго ждали. Хотя на четырёхсторонней встрече в Кандагаре (конец августа 2023-го) талибам пообещали военно-политический «союзный проект».
Как шепчутся на главном новостном портале всей Азии, Бāзāр-е Бозорг (Гранд-Базар) в Тегеране: речь шла о формировании полноценного армейского корпуса из талибов, обеспечение и снаряжение 30-тысячного контингента брали на себя Иран, Китай и Россия. С целью «нейтрализации угроз совместным проектам». Москва и Пекин (как члены Совбеза ООН) якобы пообещали, что статус террористической организации с «Талибана» и его руководителей будет сниматься поэтапно, через Генеральную Ассамблею.
А чтобы Мировой Жабе стало погано – Россия и Китай регулярно начнут поднимать в Совбезе вопрос «постконфликтного восстановления» разорённого Афганистана. С требованиями заплатить по счетам. Подобная игра будет встречена на Глобальном Юге с огромным восторгом, десятки стран с радостью предъявят колонизаторам за грехи давние и нынешние, что позволит действительно начать строительство «многополярного мира», где главной идеологической Скрепой станет бухгалтерский учёт прегрешений Запада. Понятная, знакомая, яркая и политически безупречная позиция.
Позволяющая «главных изгоев» (по мнению Мировой Жабы) выдвинуть на передовую борьбы со вселенским Злом. Талибы, русские и персы, а в скором будущем и китайцы – уже назначены главными возмутителями спокойствия в уютном болоте Миропорядка Правил, поэтому наш военно-политический союз можно считать событием неизбежным. А врагов на стыке границ немало, как и «многовекторных бабаев», обожающих угнездиться жирным задом на нескольких стульях, всячески препятствуя созданию единого Восточного евразийского пространства по указке англо-американских посольств.
Если всезнающие персидские купцы на главном базаре Тегерана говорят хоть толику правды, то «миротворческий корпус» из талибов решит сразу несколько принципиальных проблем. Первая – вберёт в себя тысячи и тысячи прекрасно мотивированных и опытных бойцов, не обученных в жизни ничему, кроме войны. Вторая – единое экономическое и социальное пространство Афганистана будет зачищаться Корпусом от многочисленных инсургентов, наркокартелей, недобитых исламистских группировок (типа мимикрирующего под этнические вооружённые формирования ИГИЛ*). И прочей пакости, состоящей на коште англосаксов или радикалов Пакистана.
Абсолютно логичным будет появление такого Корпуса в Сирии, поскольку вопросы присутствия там американцев и всякой погани радикального псевдо-исламистского толка уже перезрели, России с Ираном неизбежно придётся вернуться к данной проблеме. Не трогая свои вооружённые силы, уже перегруженные действительными и потенциальными угрозами. Есть в таком военно-политическом сотрудничестве, помимо явных плюсов – один большой минус. «Талибан» является коллегиальным органом управления, внутреннее единство Движения крайне неоднородно, а застоялый смрад религиозного радикализма и экстремизма оттуда ещё не выветрился до конца.
Именно поэтому любые попытки взять под полный контроль здешних фундаменталистов и архаичные родоплеменные союзы всегда заканчивались полным провалом, начиная со времён вторжения англичан в XIX веке, заканчивая игрищами западных спецслужб с «Аль-Каидой*» и бармалеями ИГИЛ*. Такова стихия места, наверное. Или непонимание прописной истины: с фанатиками договориться невозможно в принципе. Их в Афганистане и Пакистане более чем достаточно, среди талибов в том числе.
Но Realpolitik такая игра, для настоящих стратегов и циников. Обнадёживает, что сели за эту партию мудрые и опытные люди, коими (без всякого раболепия) считаю Владимира Владимировича и Кормчего Си. Своим заявлением в Пекине определившие самый важный столп нового миропорядка: Мировой Жабе придётся отвечать за свою подлость, пролитую кровь и разрушенные государства. Афганистан выбран специально, как наиболее сложный и противоречивый образец применения Правил западного Миропорядка. Теперь не аморфное и дрессированное «международное сообщество» будет определять кто в мире изгой, а соображения коллективной безопасности, экономической целесообразности и право договорившегося.
О главном. Отвечу на вопрос Читателей, просивших написать статью о странностях гибели иранского президента Раиси. Надеюсь ... ответил. Случайности случаются, их по науке куда больше, нежели закономерностей – то постулат философии. Иран и лично Ибрахим Раиси были в конструкции военно-политического союза с талибами несущей конструкцией, виртуозно регулирующие лютые религиозно-идеологические противоречия внутри «Талибана». Вычистившие ряды кабульской элиты на площадках, являющихся для правоверного мусульманина истиной последней судебной инстанции.
Сами теперь ответьте на вопрос, случайностью ли стала гибель президента Раиси. В момент, когда недоверчивая и неповоротливая Россия заканчивала свои приготовления для легитимации «Талибана». А теперь у персов наступает период критической неопределённости, опять выползла на свет божий змея подколодная, бывший президент Махмуд Ахмадинежад.
Вышвырнутый из иранского выборного процесса Аятоллой Хаменеи и Советом стражей Конституции в 2017-ом за дремучий радикализм и попытки на законодательном уровне назначить Россию с Китаем ... нечистью, равнозначной Большому Шайтану в лице США. Полугодичные раздумья в зиндане бесноватого не исправили, вчера он выдвинул ультиматум в парламенте, предупредив о «катастрофических последствиях, если мою кандидатуру не утвердят для грядущих выборов». Случайности не случайны.
Свежие комментарии