Белоруссия и Украина установили «нормальные контакты». Минск может передать Киеву «любой сигнал», а Киев может задать вопросы РФ.
Об этом президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил НТВ, передает корреспондент «ПолитНавигатора».
«Уже сегодня я могу об этом сказать. Вы, наверное, читали, хотя и не вникали, что при посредничестве Арабских Эмиратов произошел обмен телами, пленными… Это все происходит на нашей территории. Недавно большое количество тел погибших обменяли. Россияне передали 500, украинцы – 80 тел. Также произошел обмен военнопленными: 75 на 75. И раньше это было, и дальше будет, если россияне этого захотят. Украинцы хотят. Мы будем способствовать этому процессу.У украинской стороны нет отторжения к тому, что они будут работать с нами и практически на нашей территории», – сказал Лукашенко.
По его словам, уполномоченные по делам детей России и Украины также встречаются в Белоруссии.
Автор: Елена Острякова
Лукашенко спешит провести самые тихие перевыборы самого себя
Когда президентский самолет Лукашенко уже, вероятно, прогревал двигатели перед тем, как отправиться в Казань, стало известно о том, что Палата Представителей белорусского парламента назначила президентские выборы на 26 января, хотя можно было спокойно дожидаться лета – предыдущие выборы прошли, как известно, в августе, и выборы можно было назначить на любой день не позднее 20 июля.
Решение, конечно, было внезапным, но не сказать, что таким уж неожиданным. В Беларуси президентские выборы часто назначают раньше назначенного срока, и в оппозиции уже публиковали «сливы», в которых днем голосования называлась дата 23 февраля 2025 года. Как выяснилось, Лукашенко решил переизбраться еще месяцем раньше.
Официальную причину столь ранней даты голосования озвучил глава ЦИК Игорь Карпенко, который отметил, что как раз в это время заканчивается очередная пятилетка (да, в Белоруссии с ее преобладающей ролью госсектора в экономике продолжают считать время пятилетками), и «вступление в должность вновь избранного президента в начале 2025 года позволит ему осуществлять свои полномочия на начальной стадии стратегического планирования».
Звучит красиво, вот, только в тот же день, прилетев в Казань, Лукашенко дал интервью Скабеевой и подтвердил свое намерение баллотироваться на новый, уже седьмой, срок. Вся интрига пропала в ту же секунду. И в ту же секунду слова о «вновь избранном президенте» и «начальной стадии стратегического планирования» потеряли всякий смысл. Потому что все мы прекрасно знаем, что сейчас в Белоруссии, да и за ее пределами, нет той силы, которая смогла бы помешать Лукашенко переизбраться, особенно, если провести выборы через три месяца.
Реальных причин может быть несколько. Традиционно это желание реализовать фактор неожиданности – загнать возможных соперников в состояние цейтнота, не дать им собраться и подготовиться. Сейчас это желание проявлено наиболее ярко. На то, чтобы подать в ЦИК списки инициативных групп дали чуть больше недели – за это время нужно объявить о своем выдвижении и собрать команду, которая будет собирать подписи за выдвижение.
Для того, чтобы инициативная группа была зарегистрирована, в ней должно быть не менее 100 человек. На практике, чтобы собрать требуемые 100 тысяч подписей, этот порог можно смело умножать на 10. А, если учесть опыт прошлых выборов, после которых к тем, кто ставил подписи не за тех – могли приходить серьезные люди и задавать неприятные вопросы, то и тысячи сборщиков подписей для кандидата, чья фамилия не Лукашенко, может оказаться мало.
Еще одна причина – внешнеполитическая конъюнктура. На избирательную кампанию будут приходиться новогодние и рождественские праздники, Россия будет сосредоточена на Украине и нуждаться в поддержке союзника, США будут сосредоточены на самих себе – там только что пройдет инаугурация нового президента и, кто бы им ни стал, ему будет точно не до Белоруссии.
На постсоветском пространстве, скорее всего, будет продолжаться агония Украины. Выборы в Грузии и Молдове тоже могут привести к непредсказуемым событиям. И в этой ситуации мало кому будет дела до того, что в Белоруссии в очередной раз тихо победит Лукашенко.
А выборы действительно обещают быть самыми тихими в белорусской истории. Пока, кроме самого Лукашенко, о намерении в них участвовать заявили только лидер местной ЛДП Олег Гайдукевич, сменивший своего отца в роли постоянного спарринг-партнера Бацьки на выборах и «ручная змагарка» Анна Канопацкая, которая на прошлых выборах имитировала «умеренную оппозиционерку» и по степени русофобии превосходила всех змагарских кандидатов вместе взятых.
Подобное было в 2015 году, когда за голоса боролись 4 кандидата – Лукашенко, отец нынешнего Гайдукевича, пророссийский Николай Улахович и умеренная змагарка Татьяна Короткевич.
Сейчас в появление независимого пророссийского кандидата верится с трудом. Системные националисты, опирающиеся на административный ресурс, у многих отбили охоту всерьез лезть в политику.
Автор: Юрий Красновский
«Жизнь без Лукашенко?»: почему белорусы не выйдут против седьмого срока президента
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о намерении баллотироваться на выборах в 2025 году. Лидеры оппозиции давно за границей или сидят в тюрьме. «Новые Известия» разбирались кто может попытаться составить конкуренцию Лукашенко, и возможно ли повторение протестов 2020 года.
Андрей Берец
Выборы президента Белоруссии состоятся 26 января 2025 года, такое решение приняла Палата представителей республики. Предыдущее голосование в 2020 году состоялась 9 января. Получается, что с прошлого волеизъявления прошло менее 4,5 лет, и Александр Лукашенко, занимающий президентский пост уже более 30 лет, формально не доработал свой очередной срок.
Председатель белорусского ЦИК Игорь Карпенко, впрочем, пояснил, что назначенная дата не противоречит законодательству республики. Белорусская конституция не запрещает проводить выборы раньше установленного срока, а вот позже организовывать голосование нельзя.
23 октября Александр Лукашенко в интервью журналистке Ольге Скабеевой заявил, что точно примет участие в президентских выборах. Предвыборная кампания, по его мнению, стране не нужна, а голосование, в соответствии с планами Александра Григорьевича пройдет «по-белорусски чисто и аккуратно».
Впрочем, ранее из уст Лукашенко звучали и противоположные заявления. В ноябре 2020 года он прямо сказал, что не намерен больше выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах после принятия поправок в конституцию. В 2022 году состоялся референдум, который зафиксировал внесении поправок в основной закон Белоруссии.
В соответствии с поправками, один человек сможет занимать высший пост в республике не более двух сроков. После этого он имеет возможность пожизненно стать членом верхней палаты парламента страны. Кроме того, теперь бывшего главу государства нельзя будет привлечь к ответственности за действия осуществленные в период президентства. Возрастной ценз для кандидатов на высший пост Беларуси повышается с 30 до 40 лет, а ценз оседлости с 10 до 20 лет.
За последние годы белорусский лидер неоднократно повторял тезис о том, что его президентство так или иначе подойдет к концу. В 2023-м он заявил о завершении своего века президентском посту и обещал не держаться за власть. А в августе этого года призвал белорусов привыкать к мысли о том, что у страны будет другой лидер.
Самые сложные выборы позади?
На текущий момент самыми сложными для Лукашенко оказались выборы 2020 года. Еще в ходе предвыборной кампании обозначили свои сильные позиции два потенциальных конкурента действующего главы государства — блогер, автор канала «Страна для Жизни» Сергей Тихановский и банкир, общественный и политический деятель Виктор Бабарико.
В мае 2020 года силовиками был задержан Тихановский, в июне Бабарико. Вместо задержанного Сергея Тихановского свою кандидатуру на выборы президента выдвинула его супруга Светлана. В 2021 году Тихановский и Бабарико получили 18 и 14 лет лишения свободы соответственно.
Блогера признали виновным в организации массовых беспорядков, разжигании социальной вражды, воспрепятствовании работе ЦИК и организации действий, грубо нарушающих общественный порядок. В феврале 2023-го ему присудили еще полтора года тюрьмы за неповиновение администрации. Банкир получил свой срок за взятки в особо крупном размере.
Светлана Тихановская стала лицом, вокруг которого объединилась белорусская оппозиция. По официальным данным, Лукашенко на выборах набрал более 80% голосов, а занявшая второе место Тихановская более 10%. Она не согласилась с результатам и оппозиция заявила о массовых фальсификациях.
В республике несколько месяцев проходили масштабные демонстрации. СМИ сообщали, что некоторые из них по всей стране собирали более миллиона человек.
Белорусские силовики жестко действовали в отношении протестующих. По данным Управления верховного комиссара ООН по правам человека, только в августе 2020 были арестованы 13,5 тыс. человек за участие в протестах.
Весь мир облетели кадры, на которых Александр Лукашенко вместе с сыном Николаем с автоматическим оружием в руках высадились с вертолета у Дворца Независимости в Минске, чтобы лично возглавить борьбу с протестующими.
По состоянию на конец 2021 года, по сведениям ООН, за участие в протестной деятельности были осуждены 969 белорусов, и эта цифра продолжает расти. Многие из протестующих получили более 10 лет заключения.
Руководство оппозиции уехало из страны. Их примеру последовали и многие рядовые граждане. По различным оценкам, с 2020 года Беларусь покинули от 100 до 400 тыс. жителей.
Самый старый президент в СНГ
Лукашенко впервые был избран президентом Белоруссии более 30 лет назад, 23 июня 1994 года. Тогда в первом туре он набрал скромные, по своим нынешним меркам, 44,8% голосов. Ближайшим преследователем стал занимавший на тот момент пост председателя Совмина республики Вячеслав Кебич. Во втором туре Лукашенко уверенно выиграл, набрав более 80% голосов избирателей.
В 1996 году прошел референдум об изменении конституции. Срок полномочий главы государства стал исчисляться не с даты выборов, а с момента принятия поправок, поэтому новое голосование состоялось лишь в 2001-м. Эти выборы Лукашенко уже уверенно выиграл с первого захода, сразу набрав более 75% голосов.
В следующих двух кампаниях 2010 и 2015 годов бессменный президент набрал более 79% и более 83% голосов избирателей. А его ближайшим преследователям не удавалось преодолеть даже 5-процентный рубеж.
Сейчас идет уже шестой срок Лукашенко и едва ли кто-то сомневается, что он сможет переизбрать себя и на седьмой.
Александр Лукашенко дольше всех работает президентом на постсоветском пространстве. Занимающий почетное второе место президент Таджикистана Эмомали Рахмон был избран в том же 1994 году, однако чуть позже — в ноябре. Таджикскому лидеру еще лишь только предстоит отметить 30-летний юбилей непрерывного правления.
Кого допустят к выборам Лукашенко?
Все опрошенные нами эксперты уверены, что Александр Лукашенко будет оставаться на посту до предела своей физической возможности, кому он планирует передать потом власть — самая большая тайна в Беларуси. Младший сын Николай Лукашенко, которого отец берет практически на все официальные визиты, сможет претендовать на пост не ранее 2044 года, когда ему исполнится 40 лет, минимальный возраст для президента по Конституции страны.
Собеседники «Новых Известий» считают, что в 2025 году Александр Лукашенко не станет брать на себя риски 2020 года и пробовать «играть в демократию». К выборам скорее всего допустят лишь технических кандидатов.
25 октября о желании участвовать в президентской гонке заявил Олег Гайдукевич, председатель Либерально-демократической партии Беларуси и депутат палаты представителей Национального собрания. Гайдукевич бывший силовик, в 2020 году он снял свою кандидатуру с выборов в пользу Лукашенко.
«Новые Известия» поговорили с заведующей Сектором Беларуси, Молдовы и Украины ИМЭМО им. Е. М. Примакова (РАН) Еленой Кузьминой. Она также счиатет, что представителей несистемной оппозиции к выборам 2025 не допустят. Но масштабных протестов ждать не стоит из-за опасений белорусов получить в республике аналог СВО на Украине.
— Елена Михайловна, как Вы считаете, почему выборы были назначены на зиму, а не на лето?
— В мировой практике есть такое, что можно на несколько месяцев раньше проводить выборы. Здесь все увязывается с планами развития. Нынешний план развития Беларуси действует до 2025 года. И предполагается, что новую программу развития выполнять будет новый президент.
— Кто мог бы еще выдвинуть свои кандидатуры на выборы, кроме действующего главы государства?
— Думаю, что остальные кандидаты будут из Народного собрания (парламент Беларуси, -прим. ред.). Вполне возможно, что примут участие и частные лица, в принципе Конституция этого не запрещает. Представители внесистемной оппозиции допущены не будут просто, исходя из того, что они уже более четырех лет не живут на территории Белоруссии. С моей точки зрения будет именно такая увязка. Поскольку в Белоруссии многопартийная система, то в президентских выборах будут принимать участие представители партий.
— Стоит ли ожидать масштабных протестов после выборов, как это было в 2020 году?
— Я не ожидаю повторения протестов 2020 года. Внутриполитическая ситуация стабилизирована. Нельзя сказать, что нет вообще никаких недовольных, но открытых выступлений за последние годы не было. И социально-экономическая ситуация, несмотря на усиление санкций тоже довольно хорошая. Белоруссия живет под санкциями уже много лет. На экономику и на жизнь людей влияют санкции 2021 года, а потом 2022-го, когда Белоруссия поддержала Россию в конфликте на Украине. Социально-экономическая ситуация в Белоруссии держится под контролем, она достаточно стабильная. Рост в 2023 году был, с учетом ситуации, довольно неплохой. Исходя из социально-экономических показателей, вряд ли население будет высказывать недовольство.
— Но определенные протестные настроения же, наверное, сохраняются?
— Есть люди, которые настроены прозападно, но при условии, что Белоруссия не будет втянута в вооруженный конфликт. Белорусы потеряли очень значительную часть населения во Второй мировой войне. И они очень серьезно относятся к этим вопросам. Там понимают, что может быть большое количество жертв при условии участия в том или ином военном конфликте. В нынешней ситуации вряд ли будут масштабные демонстрации.
Люди не пойдут на протесты, чтобы не навлечь беду на страну и, чтобы страна не втянулась в военные действия. Нынешнему президенту пока удается сохранять страну в стороне от конфликта.
Ссылка на статью: https://newizv.ru/news/2024-10-25/zhizn-bez-lukashenko-pochemu-belorusy-ne-vyydut-protiv-
Свежие комментарии