Уже можно совершенно однозначно говорить, что российский демарш, вызванный планами киевских горячих голов устроить крупную военную провокацию на Донбассе, оказал должное воздействие не только на украинское руководство, но и в еще большей степени на их западных партнеров.
Четкая демонстрация того, что и Москва проводит красные линии, после пересечения которых последует ее крайне жесткая реакция, заставила западные столицы, включая Вашингтон, задуматься о том, что адекватного ответа у них нет ― воевать (в буквальном смысле) за Украину они не будут.
Как показывает информация из многочисленных источников (при отсутствии альтернативной), одной из основных целей визита госсекретаря Энтони Блинкена в Киев было довести до тамошней власти, что «не надо Россию провоцировать. Путин уже доведен до кипения и может принять резкое решение».
Более того, The Washington Post выпустила материал под заголовком, который говорит сам за себя: «США и НАТО обещали защитить Украину. Но, если она выступит агрессором, сделка отменяется».
Автор пишет: «Столкнувшись с падением рейтинга общественного одобрения, Зеленский стал более жестким в отношении России. В феврале его правительство разработало новую стратегию изгнания российских "оккупантов" из Украины». А далее приводит примеры «ястребиных» настроений в высшем руководстве Украины. Т. е. на то, в силу каких обстоятельств может случиться масштабный военный конфликт, указано предельно четко.
Также четко указано, что под агрессией Украины понимается не «марш на Москву», а попытка вернуть военным путем контроль над Донбассом или Крымом. Делается однозначный вывод: Украина в этом случае останется без военной поддержки Запада и неизбежно проиграет России.
Конечно, это не заявление госчиновника, а мнение сотрудника одной из аналитических структур, но и The Washington Post настолько близка к демократам и нынешней американской администрации, что впору ей именоваться органом «Вашингтонского обкома». Поэтому сигнал недвусмысленный.
Особо же отмечу, что если материалы, в которых давалось понять, что втягиваться в военный конфликт на Украине Запад не собирается, регулярно появлялись с момента начала обострения в феврале, то сейчас впервые на уровне топового СМИ, почти официоза, рассмотрена вероятность того, что агрессором будет Украина.
Скажу больше, в наше время в любом военном конфликте стороны обвиняют друг друга в агрессии, и чью правду считать истинной ― «дело вкуса», точнее, политической целесообразности. Т. е. независимо от того, что на самом деле привело к военному конфликту, у Запада будет отмазка, чтобы уклониться не только от военного вмешательства, но и от масштабной политической эскалации с Россией.
Понятно, доводить дело до необходимости поиска таких оправданий в Вашингтоне не хотят, и это заставило Байдена позвонить в Москву и, главное, начать искать пути снижения напряженности в отношениях. Очевидно, что этому была посвящена и встреча глав внешнеполитических ведомств двух стран в Рейкьявике, перед которой американцы сделали очевидный «жест доброй воли», ослабив санкционное давление на «Северный поток ― 2».
Как стало известно сначала из утечек в СМИ, а затем из переданного в конгресс доклада Госдепа, администрация Байдена отказалась от санкций против компании-оператора, контролирующей «Северный поток ― 2» в Германии.
«Я пришел к выводу, что в национальных интересах США отказаться от санкций в отношении Nord Stream 2 AG, ее исполнительного директора Маттиаса Варнига и должностных лиц компании», ― заявил госсекретарь Энтони Блинкен.
Да, послабления коснулись немецких, а не российских участников проекта, а конкретнее, участвующих в укладке газопровода кораблей. Но дело в том, что включение судов и их владельцев в черный список не представляет опасности: меры против них были ожидаемы. Все это является прямым следствием санкций, введенных еще в декабре 2019 года.
Просто каждый раз американцы уточняют конкретные названия компаний и людей. Как только к достройке датского участка газопровода приступила «Фортуна», она сразу попала под санкции. Теперь очередь «Академика Черского» и судов снабжения, которые буксируют суда-трубоукладчики, подвозят трубы и т. д.
Санкции против немецких участников проекта, особенно тех, кто не только строит, но и будет эксплуатировать газопровод, могли оказаться гораздо чувствительнее для судьбы проекта, но их-то как раз вывели из-под удара, причем достаточно демонстративно.
Комментаторы называют мотивом отказа от санкций нежелание Байдена портить отношения с Германией из-за СП-2. «В Вашингтоне пришли к выводу, что единственный способ остановить проект, который готов уже на 95%, ― ввести санкции против немецких получателей газа, а пойти на разрыв с Германией по такому поводу Байден не готов», ― сообщает издание Axios со ссылкой на два источника.
Безусловно, таков мотив у американцев присутствует (крупные решения всегда принимаются под влиянием целого комплекса факторов), но очевидно и то, что жестом, приуроченным к переговорам Лаврова с Блинкеном, Вашингтон шлёт сигнал и Москве, которая дала понять, что и судьба СП-2 является для неё если не красной линией, то оранжевой.
Т. е. новые санкции будут иметь нечувствительный для укладки газопровода характер и больше нужны для сохранения лица, демонстрации того, что позиция США по СП-2 остается «непоколебимой», как выразился Блинкен.
Этому же служат и утечки о новой тактике, которые, конечно же, абсолютно планово предварили появление официального доклада конгрессу (т. е. на неизбежно возникшие у «ястребов» в конгрессе вопросы заранее были даны ответы, что должно было снизить волну критики).
Согласно им, у США не хотят вводить жесткие санкции против немецких компаний, чтобы не сорвать процесс укрепления связей с Германией. Но при этом рассчитывают, что немцы сами откажутся от достройки газопровода после выборов, когда будет сформировано новое правительство, в котором, возможно, главную роль будут играть зеленые ― активные противники СП-2. Действительно, недавно лидером гонки стала Партия зеленых с 26 процентами, а рейтинг блока ХДС/ХСС упал до 23 процентов, и это самый низкий показатель за всю историю.
Но в этом случае по обычной политической логике американцам следует рассматривать Ангелу Меркель как «хромую утку» (тем паче, что независимо от исхода выборов, бундесканцлерин намерена после них уйти на покой) и попросту отложить серьезную работу по формированию новых отношений с Германией (особенно в тех позициях, которые требуют уступок от Вашингтона) до появления там нового правительства.
Однако, полагаю, особых иллюзий относительно смены курса Берлина в Вашингтоне не питают. Прежде всего нужно отметить, что моноправительства у зеленых не получится, они и ХДС/ХСС идут с небольшим разрывом, причем лидерство в нем за четыре месяца может поменяться еще не один раз.
Коалицию им придется формировать на примерно паритетной основе, а значит, вырабатывать общую политическую линию по всем ключевым вопросам, т. е. позиция ХДС/ХСС окажет сильное влияние на общий курс, притом что кандидат в канцлеры от него Армин Лашет известен как сторонник развития отношений с Россией и, естественно, СП-2.
Аналогичную позицию занимают и в Социал-демократической партии Германии (СДПГ). Более сдержанно относятся к проекту в еще одном потенциальном участнике будущей коалиции ― Свободно-демократической партии (СвДП), но, скажем так, без фанатизма, они занимают скорее уклончивую позицию.
Из возможных вариантов новой коалиции наибольшие сложности для СП-2 может вызвать конфигурация зеленые-СДПГ-СвДП, в которой социал-демократы будут «младшим партнером», но она достаточно маловероятна, притом что возможен и вариант, при котором за пределами коалиции окажутся зеленые.
Но, как известно, «точка зрения определяется точкой сидения», а предвыборная риторика сильно отличается от реального курса, который проводят политики и партии, оказавшись у власти.
Крупному чиновнику, тем более главе правительства (если таковой станет лидер зеленых Анналена Бербок), нужно думать о реальных интересах экономики, просто кошельков своих избирателей, а также об интересах «элит», просчитывать последствия тех или иных резких и непродуманных шагов. Степень свободы принимаемых решений для крупного руководителя очень часто оказывается куда более узкой, чем видится со стороны.
А курс на конфронтацию с Россией ради конфронтации будет очень чувствителен для всей германской экономики, ведь и политика Ангелы Меркель на сохранение партнерства с Россией обусловлена не личными симпатиями к ней, а интересами Германии и просто здравым смыслом.
Относится это и к такому «частному вопросу», как СП-2. «Как и в прошлом году, значительное большинство — 75% — граждан ФРГ считают, что газопровод “Северный поток ― 2” даже в случае противодействия США должен быть достроен. 17% полагают, что строительство трубопровода не должно быть завершено», — говорится в заявлении Восточного комитета немецкой экономики, по заказу которого было осуществлено исследование. И даже среди избирателей зеленых таковых 69 процентов.
Остановка проекта сильно ударит по вложившемуся в него немецкому бизнесу, а главное, Германия просто критически нуждается в российском газе и надежных маршрутах поставки его, коим Украина по определению не является. Как мы неоднократно отмечали, именно в этом причина того, что проект СП-2 был запущен сразу после украинского Евромайдана, в 2015 году, когда общая ситуация в отношениях России и Запада, казалось бы, совсем не располагала к реализации таких масштабных проектов.
Если отсутствие СП-2 станет причиной дефицита газа в Германии следующей зимой, то история первого немецкого правительства, возглавляемого зелеными (если оно еще состоится) может оказаться очень короткой. Между тем, судя по всему, у «Газпрома» есть и план Б на случай появления в Германии недружественного СП-2 правительства, который заставит его быть более сговорчивым (а нынешнее ― активней отстаивать проект и способствовать его скорейшей достройке).
После холодной зимы пока ситуация с заполняемостью газохранилищ в Европе аховая, «Газпром» же отнюдь не торопится увеличивать объемы закачки, выкупая украинские транзитные мощности сверх объема, предусмотренного контрактом 2019 года.
Как заявила заместитель председателя правления компании Елена Бурмистрова, «С вводом газопровода “Северный поток ― 2” мы сможем обеспечить дополнительный спрос. Я и ранее говорила [об этом] на пресс-конференциях, потому что у нас действительно существуют заявки на дополнительные объемы». Намек совершенно недвусмысленный.
И наконец, зеленым, оказавшись во власти, уж точно придется демонстрировать выполнение главного пункта своей даже не программы, а идеологии ― сокращение угольной и атомной генерации. А как признают все вменяемые эксперты, без увеличения потребления природного газа это сделать невозможно.
Поэтому полагаю, что зеленые достаточно легко изменят позицию по СП-2, железным основанием для чего будет позиция партнеров по коалиции (что с политической точки зрения позволит им сохранить лицо), даже если это будет относительно слабая СДПГ ― коалиция ведь всегда подразумевает взаимные уступки. «Но проблема в том, что трубопровод уже на дне Балтийского моря, уже есть стыкующий трубопровод в моем регионе (Бранденбург)», ― признает Бербок уже сейчас.
А между тем при соблюдении всей осторожности можно констатировать, что работа движется. «Фортуна» в последние дни набрала очень высокий темп, до 1,5 км в сутки, и уже вошла в германскую экономическую зону, где осталось проложить 13,9 км. Т. е. первая ветка СП-2 может быть проложена «Фортуной» уже в ближайшие дни.
Показательно, что накануне немецкий регулятор отклонил очередной иск «экологов», который приостанавливал действие разрешения на укладку, действовавшего до 31 мая (с 1 июня вступает в силу другое разрешение). Т. е. немецкие власти постарались, чтобы у «Фортуны» не возникло и нескольких дней простоя.
«Академик Черский» пока идет медленней, у него при соблюдении нынешних темпов работы до сентября, но ведь возможен и вариант, когда «Фортуна», завершив первую ветку, пойдет по второй навстречу «Черскому».
В общем, с большой долей вероятности к 26 сентября, когда в Германии пройдут выборы, по СП-2 (хотя бы по одной ветке) пойдет газ. А ведь потом еще «коалициада», учитывая её многовариантность, наверняка займет не одну неделю, если не месяцы, в течение которых будет работать старый кабинет, который будет всячески способствовать скорейшему запуску СП-2.
Особо же нужно отметить, что «заморозить» недостроенный (пусть и в высокой степени готовности) проект новому немецкому правительству было бы куда проще, чем закрыть уже готовый как с политической, так и с сугубо практической точки зрения: под такое решение нужна серьезная юридическая база, на подготовку которой нужно время и очень веские основания.
Поэтому американцам, если их последние маневры связаны с новой тактикой срыва достройки СП-2, следовало бы действовать наоборот ― предпринять все возможное, чтобы он не был достроен до появления в Германии нового правительства и ему было бы проще принять «правильное» решение. Но, судя по всему, они действительно «смирились с тем, что изменить невозможно», естественно, постаравшись за это выторговать побольше уступок у России и Германии, но это обычная политика.
«Когда президент занял свой пост, трубопровод был готов на 95%. Каким же образом мы могли бы остановить проект в другой стране, который готов на 95%?» ― возразила Джейн Псаки журналисту, который утверждал, что власти США могли бы помешать строительству трубопровода, но не делают этого.
При этом, по ее словам, Вашингтон предпринимал необходимые меры, чтобы показать свое негативное отношение к проекту. «Мы продолжали демонстрировать, что мы считаем это плохой идеей, плохим планом, мы также предприняли действия в последние несколько дней, которые были направлены на то, чтобы четко это показать», ― заявила Псаки.
«Показать» ― и не более того (чем хороша Джейн Псаки, так своей «непосредственностью»). Уверен, не стоит ждать больших проблем и от внесенного республиканцами в Сенат США проекта закона, который должен привести к введению санкций против компании Nord Stream 2 AG и ее исполнительного директора Маттиаса Варнига.
Далеко не факт, что он вообще будет принят (большинства в сенате у республиканцев больше нет), но в любом случае администрация США может приостановить действие и этого закона, руководствуясь соображениями национальной безопасности (собственно, по этой же процедуре и произошел формальный отказ от санкций против немцев).
Скорее можно говорить о любопытном повороте политической игры в США, ведь при Трампе именно демократы постоянно обвиняли действующего президента в пророссийскости. При этом Байден, в отличие от предшественника, своих оппонентов мало празднует.
Впрочем, говорить, что игра закончена, рано. Но важный раунд, приближающий к окончательной победе, выигран. Жесткие действия, предпринятые в ситуации, к СП-2 имевшей, казалось бы, косвенное отношение, оказались «животворящими».
Свежие комментарии