На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Закон и Порядок

135 791 подписчик

Свежие комментарии

  • леонид жильцов
    Уничтожать надо глубинное государство, их 1 млрд нас прочих не менее 6 млрд и надо консолидировать эти 6 для уничтоже...Россия нашла прот...
  • Татьянка Яцук
    эээ... так что получается- на стадии изготовления в эти гаджеты была внедрена взрывчатка? Так сказать- "на всякий слу...Россия нашла прот...
  • ММ
    А Вы в состоянии отличить внутри аккумулятора взрывчатку?Россия нашла прот...

ПЛАН РАЗВИТИЯ РОССИИ - 2020

ЭТОТ ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ "СТРАТЕГИЯ-2020"

ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ

http://webfile.ru/6244232

ПРИВОЖУ ВАМ ЦИТАТУ ИЗ ЭТОГО ДОКУМЕНТА

СТРАНИЦА 143

--------------------------------------

Глава 9. Миграция

 

Основные выводы и рекомендации:

  • Миграционный приток сыграл в последние 20 лет огромную позитивную роль в социально-экономическом развитии России. Однако в последние годы Россия теряет миграционную привлекательность, в обществе растут антимигрантские настроения.
  • Миграционная политика ориентирована на временную трудовую миграцию и носит ограничительный характер, она не способствует адаптации мигрантов и их интеграции в принимающее общество.
  • Вне зависимости от сценария развития потребуется увеличение числа мигрантов разных категории.
  • Необходимо отказаться от рассмотрения всех мигрантов как «временных» и расширить возможности для переселения в РФ, рассматривая в качестве основной долгосрочную и постоянную миграцию. Следует выстроить систему миграционных статусов с акцентом на статус резидента, ввести специальный статус для долгосрочных временных мигрантов.
  • Масштабная инокультурная иммиграция потребует введения интеграционных и адаптационных программ.


 

  1. 1.    Анализ ситуации, основные проблемы

Позитивная роль миграции

Миграционные процессы сыграли позитивную роль в социально-экономическом и демографическом развитии России за последние два десятилетия. С учетом результатов переписи 2010 года, миграционный прирост с 1992 по 2010 г. включительно превысил 7 млн. человек и почти на 60% компенсировал естественную убыль населения страны, составившую за этот период 13,1 млн. человек. Без этого масштабного переселения из бывших союзных республик численность постоянного населения России в начале 2011 г. равнялась бы 135,4 млн. вместо 142,9 млн. человек.

Относительно молодая возрастная структура миграционного потока сыграла роль, затормозила процесс демографического старения:доля лиц в пенсионных возрастах сейчас в России на 3-4 п.п. ниже той, которая наблюдалась бы при отсутствии миграции. Благодаря постоянной миграции численность работников в России увеличилась более чем на 5 млн. человек.

Масштабный приток мигрантов повысил спрос на жилищное строительство обеспечил торможение роста цен в секторах, где заняты мигранты. Также были компенсированы потери квалифицированной рабочей силы из-за массовой эмиграции, превысившей за постсоветский период 1,5 млн. человек. Свыше 2,5 млн. мигрантов-переселенцев в Россию за 1990-2000-е гг. имели высшее и среднее профессиональное образование.

За 2000-е гг. иностранцам было выдано около 10 млн. разрешений на работу. Временные трудовые мигранты заняли «плохие» рабочие места, малопривлекательные (низкооплачиваемые, с тяжелыми условиями труда) для российского населения. По данным Минздравсоцразвития России, в последние годы более трети из них были заняты на горно-капитальных и строительных работах, еще четверть выполняла работу низкой квалификации во всех отраслях экономики. По данным ФМС России и Росстата, в 2009 году легальные иностранные работники составляли почти 2,5% от общего числа занятых в экономике, в том числе: более 15% от всех занятых в строительстве, почти 4,5% – от занятых в добыче полезных ископаемых, более 3% – от занятых в сфере торговли и бытовых услуг, около 2,5% – от занятых в обрабатывающих производствах и сельском хозяйстве, около 2% – от занятых на транспорте.

 

 

 

Основные «болевые» точки

Количество и качество мигрантов не соответствует в полной мере потребностям экономического развития страны. Из-за несовершенства миграционного законодательства и неразвитости миграционной инфраструктуры возрастают издержки миграционных процессов, снижается их эффективность. Россия обладает большим иммиграционным потенциалом, но интенсивность притока постоянных мигрантов, их состав свидетельствуют о невысокой миграционной привлекательности страны. Миграционной прирост в России (в расчете на 1000 жителей, в среднем за 2005-2009) в 5 раз ниже, чем в Испании, в 3 раза ниже, чем в Австралии и Канаде, в 1,5 раза ниже, чем в США. Значительная часть из переселенцев в Россию были ее гражданами, прибывшими из республик бывшего СССР. Численность иностранцев, которые находились в России более 1 года, по острожным оценкам, основанным на данных ФМС России, составляла в апреле 2011 г. порядка 1,5 млн. человек. Численность иностранцев в постоянном населении Испании равняется 5,6 млн. человек, в Германии – 7,1 млн. человек, в Великобритании – 4,4 млн. человек.

Слабо используются миграционные возможности системы образования. Образовательная миграция – источник квалифицированных и уже интегрировавшихся в стране иностранных работников. По числу иностранных студентов и их доле в общем числе учащихся в высших учебных заведениях Россия заметно отстает от таких стран, как США, Франция, Германия, Великобритания.

Миграционная политика, ограничивающая срок пребывания в стране, и неразвитая миграционная инфраструктура ведет к неустроенности большого числа мигрантов, что является одной из причин негативного отношения к ним со стороны части коренного населения России. В течение года в стране находится от 3 до 5 млн. лиц, осуществляющих трудовую деятельность без официального разрешения или проживающих с нарушением правил пребывания. Из них около 1 млн. проживают в России длительное время и не могут урегулировать свой статус, т.е. получить разрешение на временное проживание или вид на жительство. Нелегальная миграция питает рабочей силой теневой сектор экономики.

Мигранты новых, постсоветских поколений из Центральной Азии и Закавказья обладают более низким уровнем образования, знанием русского языка, профессионально-квалификационной подготовкой, чем их предшественники. Так, результаты обследований показывают, что более 20% современных мигрантов из Таджикистана вообще не говорят на русском языке. Из этих стран идет приток «мускулов», а не «мозгов». Изменения в миграционном законодательстве, направленные на привлечение высококвалифицированных специалистов, не повлияли на структуру потока временных иностранных работников в Россию.

Проблемы интеграции и адаптации мигрантов и членов их семей превращаются в одну из важнейших социальных проблем. Их решение затрудняется отсутствием государственных программ интеграции и неурегулированностью гражданско-правового статуса многих мигрантов. Нарастающая изоляция мигрантов от принимающего социума ведет к нарастанию ксенофобских настроений и негативного отношения к мигрантам у коренного населения. Результаты опросов Левада-Центра показывают, что если в 1998 г. 43% респондентов положительно относились к идее « Россия для русских», то в 2011 г. – 58%.

В 1990-е гг. Россия принимала беженцев и вынужденных переселенцев из постсоветских стран (официальный статус получили около 1,5 млн. человек), но до сих пор не до конца выполнила законодательно закрепленные перед ними социальные обязательства.

Население России отличается более низкой территориальной мобильностью (прежде всего, на локальном уровне) в сравнении с другими странами с обширной территорией. Так, в США в 2008/2009 гг. 19 человек из 1000 переселилось из одного штата в другой. В Австралии за тот же период в межрегиональную миграцию было вовлечено 17 человек из тысячи, в Канаде – 9,5. В России в 2008 году в межобластных перемещениях  участвовало  6 человек из 1000. Причины – высокие транспортные издержки, неразвитость транспортной сети, высокая стоимость жилья и аренды, низкие доходы населения. Основные направления внутренних миграций не отвечают геополитическим интересам страны. Осевым вектором межрегиональных внутренних миграций остаются: движение с Востока в Центр и движение в Московский регион. Обследование, проведенное в 2008-2009 гг. при содействии органов по труду и занятости, показало низкую готовность безработных и лиц, ищущих работу при посредничестве государственных органов, к поиску работы в других регионах страны.

 

 

 

Недостатки миграционной политики

Миграционное законодательство не соответствует реальным потребностям экономического и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно имеет ограничительный характер и не нацелено на привлечение мигрантов, обладающих востребованными в стране образовательными, профессионально-квалификационнымии, социально-демографическими и другими характеристиками. Миграционное законодательство ориентировано на приток временных иностранных работников («гастарбайтеров») подобно законодательству стран континентальной Европы периода 1960-70 годов.

Понятие «иммигрант» не получило законодательного определения, а программы постоянной миграции отсутствуют (кроме содействия переселению соотечественников – но ее эффект оказался в 20 раз ниже ожидаемого: 10 тыс. человек вместо 200 тыс.). Сильно затруднено получение разрешения на временное проживание и вида на жительство. В начале 2011 г. разрешения были всего у 320 тыс. человек, а вид на жительство – только у 70 тыс. Для получения разрешения соискатель должен попасть в квоту, которая определяется по непонятным и непрозрачным критериям по предложениям региональных органов исполнительной власти. Сложности в получении миграционных статусов затрудняют процесс получения российского гражданства для большинства законопослушных мигрантов.

Законодательство не предусматривает разработку и внедрение иммиграционных программ для разных категорий иностранцев (родственники, экономические мигранты, в т.ч. работники высокой квалификации, инвесторы, бизнесмены, самозанятые, отдельные категории беженцев).

Система привлечение временных трудовых мигрантов не эффективна, несмотря на их большую численность. Она не дифференцирует иностранных работников по срокам пребывания: рабочие контракты с иностранцами ограничены 1 годом. Исключением является узкая категория высококвалифицированных специалистов, которых через год после открытия соответствующей программы прибыло всего 7,2 тыс. человек. Отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной миграции. Система квотирования – всего лишь дополнительная бюрократическая процедура, разделяющая мигрантов и работодателей. Она не определяет потребность в иностранной рабочей силе и исключает работодателя из процесса отбора мигрантов.

Законодательные ограничения для занятости во время обучения и после его завершения снижают привлекательность получения образования в России для иностранных студентов. В отличие от многих развитых стран, в России сегодня сложно изменить статус, определяемый целью пребывания (например, с частной поездки – на учебу). Для этого надо выехать из страны. Также в России отсутствуют механизмы селекции (отбора) мигрантов с определенными демографическими, социо-культурными, экономическими характеристиками, обладающих высоким потенциалом для адаптации и интеграции в российское общество.

Поскольку все мигранты рассматриваются как временные, программы интеграции отсутствуют как таковые. Устранить проблемы адаптации для значительной части временных трудовых мигранты может помочь специальная предмиграционная подготовка (профессиональное обучение, изучение русского языка, законов, истории и культуры России), которую они должны проходить у себя на родине и которая должна быть увязана с потребностями российского рынка труда. К организации таких программ следует привлечь все заинтересованные стороны (правительство страны-исхода мигрантов, самих мигрантов, бизнес, привлекающий этих мигрантов, неправительственные организации).

Картина дня

наверх