
Новый спор в Рунете. Как выяснилось, некоторые мастера берут 10% за сборку компьютера. Если компьютер стоит 30 тысяч, они просят с пользователя за свою работу 3 тысячи рублей. Если компьютер стоит 200 тысяч, то уже 20 тысяч.
Аргументы сборщиков такие: дорогие компьютеры содержат нестандартные детали, которые сложно состыковать друг с другом, и при обращении с которыми нужен ответственный подход. К примеру, маленькая дешёвая видеокарта вставляется в слот, и всё. Дорогую видеокарту надо специально размещать, подпирать, продумывать её вентиляцию, подбирать дополнительные провода… совершенно другой по объёму труд.
Что важнее, умные клиенты свои 10% за сборку платят с охотой, так как это дешевле, чем собирать компьютер наугад. Компьютер за 220 тысяч, купленный «со сборкой», будет работать лучше и быстрее, чем компьютер за те же 220 тысяч, кое-как скрученный из случайных компонентов по совету продавца, заинтересованного сбыть залежалый хлам.
С другой стороны, если считать по часам, получается жирновато. Сборщик компьютеров — эмоционально приятная работа, поэтому на этом рынке полно людей, готовых собирать технику за 250 рублей в час. Сборка нового компьютера, даже сложного, это 4 часа максимум, с запасом. Или, точнее, иногда получается дольше, но если собрать 100 компьютеров, то суммарное потраченное время с гарантией уложится в 400 часов. Следовательно, 1000 рублей за сборку — адекватная рыночная цена.
Если времени уходит больше, значит сборщик тратит его не на сборку, а на что-то другое: к примеру, лично ездит по пробкам в магазины за компонентами, лично доставляет компьютер клиенту на дом или, что бывает чаще всего, учится за счёт клиента, экспериментируя на сборке новой для сборщика конфигурации.
Да, можно сказать, что за свои 10% сборщик оказывает дополнительный сервис — гарантирует, что если деталь во время сборки сломается, он заменит её за свой счёт. Однако, знаете, компьютерные детали прочные. За последние 35 лет я собрал или перебрал несколько сотен компьютеров, и за всё это время ни одна деталь по моей вине не сломалась. Иногда они заходили в слоты туго или со скрипом, иногда я грубо ошибался, но печатные платы выдерживали всё. Исходя из этого, я бы закладывал на страховку от неудачи сборщика примерно 0,2% от стоимости компьютера — больше просто не нужно.
Более распространена ситуация, когда купленная в магазине деталь не работает, или — ещё чаще — когда она работает, но плохо совместима с другими деталями. Однако это уже не вполне ошибка сборщика, это уже ошибка консультанта, давшего совет, какие конкретно компоненты выбирать.
Таким образом, мы можем разделить работу на три части:
— работу консультанта, составляющего план закупок;
— работу курьера, привозящего детали из магазинов;
— работу сборщика, собирающего компьютер с отвёрткой в руках.
Если клиент не хочет заморачиваться, он покупает всё одним пакетом и платит 10%. Если клиент хочет сэкономить, он платит отдельно консультанту, курьеру и сборщику — выходит дешевле. Если клиент вообще не хочет платить за сборку, он покупает готовое изделие в ближайшем компьютерном магазине (что получается обычно дороже и значительно хуже).
Лично у меня оформленного мнения по поводу справедливых цен на сборку нет. Замечу только, что навряд ли существуют профессиональные сборщики, которые собирают компьютеры «за 10%» на потоке, по 5 системных блоков в день: клиенты, готовые осознанно платить за сборку 10%, слишком редки.
Свежие комментарии