На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Закон и Порядок

135 771 подписчик

Свежие комментарии

  • HotRS
    А что ты тут на клаву жмешь, а не асфальт лопатой кидаешь?  Или Витковских мама не для лопаты рожала?Сын крупнейшего д...
  • Виталий Рудзит
    👍!!!!!!Супер! Тепленькая...
  • людмила
    Ещё бы осуществить этот закон.Супер! Тепленькая...

Храм Христа Спасителя признан законным торговцем

Хамовнический суд признал сегодня законной деятельность по распространению товаров на территории Храма Христа Спасителя, отклонив иск общества защиты прав потребителей. Представители подворья уверяют, что они ничего не продают, товары посетителям дарят, однако на товарах имеется бирка с «рекомендуемым размером пожертвований».

 Иск в Хамовнический суд Москвы был подан в июне 2012 года «Общественным контролем» в защиту неопределенного круга лиц. Ответчиком выступала организация «Подворье патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный храм Христа Спасителя» Московского патриархата. В обществе пояснили, что к ним поступали жалобы граждан на нарушение торгового законодательства в ХХС. В ходе проверки правозащитники обнаружили на территории храма бизнес-центр с автосервисом, автомойкой, автостоянкой, химчисткой, столовой, ювелирными и сувенирными магазинами, в которых нет кассовых аппаратов, жалобных книг и правильно оформленных ценников. В иске «Общественный контроль» потребовал от Московского патриархата «прекратить противоправные действия».

В свою очередь, представители Московского патриархата убеждали “Ъ”, что иск подан не по адресу, а в храме Христа Спасителя церкви ничего не принадлежит. Тем не менее в патриархате признали, что управляющий храмом фонд храма Христа Спасителя все же «использует коммерцию», однако в фонде, в свою очередь, заверили, что все делается в строгом соответствии с законодательством (см. “Ъ” от 5 июня).


Сегодня адвокаты подворья заверили суд, что на его территории ничего не продается, а его сотрудники «бесплатно распространяют товары религиозного назначения». Впрочем, представители ответчика уточнили, что в благодарность посетители все же могут пожертвовать денежные средства. Отметим, что представители «Общественного контроля» представили суду товары, приобретенные на территории подворья,— шкатулку, косынку, нательный крест и цепочку. Осмотревший их судья Игорь Кананович уточнил, что на товарах «наклеены зеленые бумажки с цифрами». Представители подворья на это еще раз заявили, что на территории храма предпринимательская деятельность не ведется.
«У нас даже нет должности продавца, только сборщик пожертвований»,— уточнили представители ответчика, впрочем, отметив, что «на каждом товаре указан рекомендуемый размер пожертвования».

В итоге суд признал деятельность подворья законной, иск общества защиты прав потребителей отклонен.

По словам господина Аншакова, представители ответчика на суде заявляли, что на территории храма реализуются только предметы религиозного характера. «На деле это разнообразные ювелирные украшения, например, копии яиц Фаберже за 150 тысяч рублей, — негодует господин Аншаков. – Точно так же можно продавать айфоны с христианской символикой на корпусе. Если такой православный айфон сломается, то чинить не станут — вам скажут, что вы его взяли просто так».

Также господин Аншаков выразил недоумение по поводу позиции Роспотребнадзора. «Они не считают покупателей в ХХС “неопределенным кругом потребителей” – говорят, что это только прихожане храма, поэтому жаловаться могут только они, — рассказал юрист. – Но все знают, что за покупками туда приезжают туристы со всего света».

Защитники прав потребителей подадут апелляцию на решение Мосгорсуда, однако сами признают, что шансы на пересмотр дела невелики. «В данном случае судьи руководствуются не законом, а принципом политической целесообразности», — считает Михаил Аншаков.

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1978123
 

Коммерческие скандалы вокруг храма Христа Спасителя

История вопроса
В 1997 году мэр Москвы Юрий Лужков дважды отверг предложенную Академией художеств Зураба Церетели смету на оформление храма Христа Спасителя (ХХС). Первоначально академия запросила 4,3 млрд руб., а через несколько недель снизила оценку до 372 млн руб. Мэр заявил, что за такие деньги сам будет "спокойно лежать на лесах с кистью в руках". В результате роспись храма обошлась в 230 млн руб.

В январе 2003 года газета "Известия" сообщила о существовании "Плана привлечения средств для расчетов за выполненные работы по воссозданию ХХС", якобы подписанного руководителем Москомимущества. Основываясь на документе, газета предполагала, что взносы на воссоздание храма не всегда платились добровольно.

В мае 2009 года под храмом открылся "центр изящных искусств" Volkhonka Fine Art Centre площадью 2,35 тыс. кв. м, предлагающий клиентам проведение выставок имузыкальных вечеров. В ноябре 2011 года фотограф Геннадий Авраменко опубликовал в блоге репортаж "VERTеп в Храме" с рассказом о прошедшей в арт-центре вечеринке с "газовыми факелами, алкоголем и светскими львицами", посвященной выходу нового телефона Vertu.

В январе 2012 года ключарь ХХС протоиерей Михаил Рязанцев раскритиковал фонд храма Христа Спасителя, который, по его словам, "узурпировал деятельность по привлечению благотворителей". Он назвал фонд "совершенно далекой от церкви организацией", которая, однако, управляет всем недвижимым имуществом храма.


Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1951589
 

"Церковь забылась без критики"

Ольга Филина беседует с социологом религии Сергеем Филатовым
 
После скандалов с патриархом отношения общества и РПЦ обострились. Кто здесь агрессор и возможен ли мир, "Огонек" спросил у социолога религии, старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН, руководителя проекта "Энциклопедия религиозной жизни России" Сергея Филатова

 

— На Страстной неделе РПЦ рекомендовала во всех приходах зачитывать особый циркуляр, осуждающий "ложные ценности агрессивного либерализма". С кем борется Московская патриархия?

— Вряд ли с теми, кого традиционно называют "агрессивными либералами", то есть с защитниками однополых браков, сексуальных свобод и прочих вещей, естественно, неприемлемых для церкви. Я лично не помню ни одного митинга перед храмом Христа Спасителя в защиту гомосексуализма. Произошла очевидная подмена понятий, и циркуляр направлен против демократического движения как такового. Это, конечно, любопытный феномен. Патриарх уверяет, что он воюет с безбожниками и атеистами. Но простите, кто среди демократов безбожник?.. Я изучаю развитие РПЦ с начала 1990-х и прекрасно помню, что первым избранным губернатором, который вопреки Конституции стал тратить бюджетные деньги на восстановление храмов, был Борис Немцов. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай тогда честно признавался мне, что он в восторге от Немцова. Или, может быть, Навальный не православный?.. Или Явлинский, который всю жизнь был практикующим верующим?.. Я бы как раз удивлялся другому: насколько наше общество и даже демократическая его часть лояльно церкви. По пальцам можно пересчитать людей, которые называют себя атеистами: Невзоров, Иноземцев, Познер. Более того, обратите внимание, что даже нынешняя критика церкви не враждебна вере как таковой. Ни Pussy Riot, ни Дмитрий Быков, которого тут недавно ругали за его стихи, не говорили ничего против Христа и Евангелия. С точки зрения европейских исследователей, как раз это самое удивительное в нашей религиозной жизни — здоровой, возрождающейся жизни.

— Но для церкви абсолютен авторитет патриарха, а он, как написано в циркуляре, страдает от "клеветнической информационной атаки". РПЦ разозлил скандал в прессе из-за квартирных судов патриарха Кирилла?

— Для церкви абсолютность авторитета священноначалия вопрос богословски спорный, а для общества необсуждаемая норма — открытость публичных лиц. Нужно уважать требования обоих институтов. Проблема нашей церкви как раз в том, что она забылась, находясь в тепличных условиях всеобщей лояльности. У нас о порядках, царящих в церковной жизни, о патриархе никто плохо не говорит, уважая страдания священников в советские годы. Нам кажется дикостью суд Кирилла с Юрием Шевченко из-за 19 млн рублей, который СМИ в целом верно описали. Однако это не дикость, а то, что происходит с влиятельным человеком, живущим безо всякого общественного контроля. Политические лидеры у нас уже научились так очевидно не подставляться, патриарх — нет, так как никто за ним до последнего момента не следил. Суд с Шевченко длится уже год, и так бы и остался под спудом, если бы не антидемократические выступления Кирилла, которые взбудоражили и разозлили прессу. Алексий, который правил как осторожный монарх, тоже умел организовать свой быт с барской роскошью. Но кто об этом знает? Нужно понимать, что священники в православии — тоже люди, тоже грешные и тоже борются с искушениями, поэтому создавать вокруг них ореол святости — только способствовать их антиобщественному поведению. Более того, наиболее удачно церковь действовала тогда, когда ее работе сопутствовала демократическая критика. Самый свежий пример — преподавание "Основ православной культуры" в школе. После долгих споров РПЦ и Минобрнауки договорились, и те учебники, которые сейчас выдаются детям на руки, оказались на редкость приличными и интересными. Я их все изучил, претензий быть не может: чиновники не врут, когда говорят, что детям нравятся уроки.

— Антидемократизм главных церковных иерархов — это их личная позиция или угодничество перед властью?

— Поскольку Кирилл представляется умным человеком, его нынешний поход на демократов, когда движение как раз набрало силы, многих поразил своей самоубийственностью. Он не мог не знать, что за этим последует. Отсюда у многих экспертов рождаются конспирологические догадки, что за этот жест доброй помощи режиму патриарху нечто обещано, чего мы не знаем. Здесь стоит добавить, что Кирилл не может быть независимым политическим игроком. Возвращение церковного имущества стало его пирровой победой: он получил такие дары, которые сам не в состоянии содержать, а потому превратился в вечного попрошайку бюджетных денег. Так что, несмотря на его независимый вид, в финансовом плане он еще более уязвим, чем Алексий.

С другой стороны, антидемократическая, я бы сказал неославянофильская, идеология абсолютно искреннее разделяется большинством высшего православного духовенства. Я следил за речами патриарха в предвыборный период, и он, не агитируя ни за кого из кандидатов, агитировал за вполне определенный строй — авторитарный. Создается впечатление, что нынешних иерархов РПЦ устраивает не сам Путин, а Путин как автократ. Поэтому, приди Иван Грозный, церковь, конечно, поддержит его. Не будет преувеличением сказать, что многие люди из команды Кирилла вполне согласны с тем, что, окажись в СССР официальной идеологией не коммунизм, а православие, отличный бы вышел режим.

— Это странно, если учесть, что большинство людей из команды Кирилла, руководители ключевых синодальных отделов — митрополит Иларион, протоиерей Всеволод Чаплин, епископ Марк — имеют отличное образование, служили за границей и казались "молодой кровью" в церковной жизни, чуть ли не реформаторами.

— Скорее, команда Кирилла казалась командой эффективных менеджеров, но совсем необязательно, чтобы ее представления об эффективности были связаны с демократией. В 2000 году мы проводили исследование религиозной жизни Смоленской епархии, которую тогда возглавлял Кирилл. Обнаружили активную работу церкви по созданию патриотических организаций, общественных движений, церковному образованию, то есть колоссальную мирскую активность. При этом Кирилл выстроил в регионе идеальную бюрократическую систему, которой мог бы позавидовать сам Ватикан, и уже тогда стал в проповедях львиную долю времени уделять не вере, а ценностям "русской цивилизации". Неудивительно, что роста числа православных верующих (в отличие от числа православных организаций) на Смоленщине не произошло. Сегодня ту же модель религиозного управления Кирилл перенес на всю страну. Проведите простой эксперимент: сравните, как часто в своих обращениях патриарх произносит слово "Россия", а как часто — "Христос". После этого многое в его идеологических воззрениях станет яснее. Это старая беда нашей церкви. История руками Иосифа Сталина сыграла с ней злую шутку: легализация РПЦ происходила в русле отказа от идей мировой революции и дрейфа в сторону великодержавности. Патриарх Сергий, получивший сан из рук тирана, должен был изобрести для церкви такой тип служения, который бы позволил ей существовать в воинствующе атеистическом государстве. И он придумал — возникло "патриотическое служение", согласно которому церковь рассматривается как преграда "внутренней смуте". СССР рухнул, но от сергиевской идеи, которая была страшным, вымученным компромиссом, до сих пор не могут отказаться. Показательно, что первые договоренности о взаимодействии в 1995 году церковь подписала с Министерством обороны и другими силовыми ведомствами. А вот сотрудничать с Министерством здравоохранения она решилась только в 2003-м.

— Вы полагаете, что церковь должна заниматься вопросами веры, не выходя со своими предложениями на социально-политическую арену?

— Это вряд ли выполнимая и вряд ли желательная цель. Просто предложения должны соответствовать ситуации, которая со времен Сталина все-таки изменилась. Здесь показателен опыт католической церкви, которая сыграла гигантскую положительную роль в переходе Испании, Португалии и Латинской Америки к демократии. Ватикан тоже непросто и постепенно принимал демократические идеи, ведь те были обязаны своим возникновением резко атеистическим движениям XVIII-XIX веков. Однако получилось: в конце XIX века папа Лев XIII выпустил энциклику, где положительно отозвался о демократии, а на Втором Ватиканском соборе в 60-х годах демократию официально признали религиозной ценностью, которую всякий католик должен защищать. После этого католические приходы Испании, Португалии и Латинской Америки вопреки личной выгоде (тираны обещали щедрые подарки) встали в оппозицию к диктатуре и выступили гарантом честных выборов. Поэтому Латинская Америка, которая со времен своей независимости знала одни диктатуры, вдруг быстро обросла демократическими государствами. Я не спорю: в нашем секулярном мире церковь не может все решить, но ее роль в этом процессе была огромна.

— В 2000 году РПЦ приняла свои "Основы социальной концепции", следуя примеру католиков. Эти основы антидемократичны?

— Документ был написан в Отделе внешних церковных сношений под руководством Кирилла, и Чаплин, как мне сам признавался, был одним из его главных авторов. Это уже о многом говорит. Идеальным принципом государственного устройства там выступает византийская монархия с ее "симфонией" церкви и государства. Характерно, кстати, что в этом документе, как и в прочих церковных заявлениях, много места уделено политике, геополитике, роли государства, но почти ничего не сказано о социальной работе самой церкви: устройстве приютов, помощи бездомным, благотворительности. Недавно РПЦ приняла некий документ о поддержке материнства и детства. Он на сто процентов состоит из положений вроде "государство должно принять закон", "государство должно запретить" — такое ощущение, что его составляла не церковь, а политическая партия. Ничего нет о собственно церковной помощи больным детям, матерям-одиночкам. Но — и это важно отметить — такая позиция Московской патриархии ничуть не мешает отдельным священникам осуществлять свое социальное служение. Еще 10 лет назад найти хорошо работающий приход, который что-то делает для детей, нищих, было большой удачей. А сегодня я в каждой епархии вижу по несколько таких. Предполагаю, что роль Кирилла тут равна нулю, церковь возрождается сама, силой верующих священников и прихожан. Снизу в ней очень много новых и здоровых начинаний.

— То есть патриарху не удалось выстроить идеальную вертикаль власти?

— Конечно, подчинение и давление сверху растет. Первые же высказывания Кирилла после избрания патриархом свидетельствовали, что он невысокого мнения о Поместном соборе — представительном церковном органе. Зато он учредил Высший церковный совет — подконтрольный орган, имитирующий представительство, нечто вроде светской Общественной палаты. Он расширил систему синодальных отделов — своеобразных министерств, и того и гляди, что создаст свой кабмин. Так что централизация налицо. Священники рассказывали мне, что сейчас все жалобы на них, даже откровенно идиотские, обязательно рассматриваются на самом верху. По любому поводу может приехать комиссия из Москвы. Это не всегда плохо, однако пока этот контроль только мешает и стопорит самых инициативных священников. Но все-таки православная церковь устроена так, что сделать ее абсолютно иерархичной невозможно. У Кирилла же нет своего КГБ, чтобы за всеми следить. И потом, наши батюшки за годы советской власти научились быть очень осторожными. Так что на местах свобода есть, есть свое видение духовной жизни. Я сейчас вернулся из поездки в большой русский город, который не буду называть, чтобы не подвести принявших меня священников. Там очень хорошая воскресная школа, много образованных, глубоко верующих прихожан. Местные представители церкви признаются, что им стало сложнее работать: поведение начальства, скандалы, циркуляры отпугивают паству. Один прихожанин — парень, инженер на судостроительном заводе — сокрушался, что хотел бы миссионерствовать, но сейчас это почти невыполнимая задача. В общем, им неудобно за поведение Москвы. Епископы, с которыми я встречался, были осторожнее в своих заявлениях, но один и при мне с большой симпатией говорил о нынешнем демократическом движении. Сам Кирилл недавно утвердил кандидатуры двух епископов, известных мне по своим гуманным, демократическим воззрениями. Вряд ли их взгляды — тайна для патриарха, но, видимо, он согласен терпеть эту долю свободы внутри церкви. По крайней мере, до тех пор, пока никто не посягает на его авторитет.

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1911914

Картина дня

наверх