На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Закон и Порядок

135 782 подписчика

Свежие комментарии

  • Александр Кокарев
    Наши политики просрали всё что можно. Полное фиаско. Чем это закончится, даже думать страшно. Бойня впередиСоюзник на безрыб...
  • Сергей Лепехов
    В ВШЭ таких же профессоришек пруд пруди (по крайней мере, было до недавнего времени) - и что? Их с их бреднями кто-то...«Вот это нож в сп...
  • Severyanin
    У китайцев  как впрочем и у других азиатов, как и у англосаксов, нет дружбы, как таковой, ни с кем. Есть только мерка...«Вот это нож в сп...

Почему барышни брали «Ванек», а не «Голубчиков»

- И даже не извольте сумлеваться. Будете как у Христа за пазухой. Как пушинку сберегу, мягче, чем на шелковой перине у меня будете.

- Мы дадим вам пятиалтынный.

- Садитесь, барышня, с ветерком полетим.

- Мне на Васильевский, на одиннадцатую линию.

- Ну вы только подсказывайте, где поворачивать.

«Голубчики» и «лихачи», стоявшие около Гостиного двора, только посмеивались, глядя как ловкая молодая барышня и ее спутница окрутили молодого «ваньку», совершенно не знавшего города и подрядившегося везти пассажирок «куда Макар телят не гонял» за бесценок.

Потому и любили в Петербурге нанимать для поездок «ванек», то есть самых дешевых извозчиков, что они брали дешевле всех. Происходило это либо потому что лошади и экипаж были у "ванек" не самыми презентабельными, да и запряжена часто была всего одна, совсем не беговая лошадь. Либо потому что «ванька» был молодым парнем, недавно приехавшим из деревни и нанявшимся на работу извозчиком, не зная города и не представляя реальных цен.

Потом, конечно, деревенская наивность из «Ваньки» уходила. Он начинал хитрить и жульничать. А поездки с опытными извозчиками представляли собой для пассажиров соревнование «кто кого»: извозчик пытался как можно больше содрать, а пассажир заплатить столько, за сколько рядились с самого начала и ту цену, которая считалась нормальной по городу.

Хитрили по-разному. Например, классикой жанра было пустить лошадей пешком, видя, что пассажиры торопятся.

- Что же ты еле тащишься, подгони пошадей, любезный!

- Да куда же подгони, Савраска ведь живое существо. Едем же, барин.

- Да не едем, а тащимся!

- Ну так накиньте пятачок, на корм коню, он глядишь и побежит резвее.

Когда торопишься, хочешь не хочешь, а накинешь. А то либо опоздаешь, либо грязью тебе вслед залепят со злости, что раскрутить на большую плату не получилось. «Ваньки» и «голубчики», а «лихачи» особенно, запросто могли такое устроить своим пассажирам, если были недовольны оплатой. А жаловаться городовым не всегда было время и желание.

Всех извозчиков в двух столицах и прочих городах огромной империи публика делила на три категории: «ванек», «голубчиков» и «лихачей». Это была неофициальная, но всеми признаваемая иерархия, основанная на опыте самого извозчика, качестве его экипажа и лошадей.

"Ваньками" звали недавних крестьян, у которых часто даже экипаж был не свой, а хозяина. И работали они за определенную таксу, да такую, что большая часть выручки так или иначе перекочевывала в карман владельца лошади и экипажа. Если день выдавался неудачный, так "ваньке" еще и недоимку записывали. Поэтому порой получалось и так, что решив заработать денег в городе, "ванька" через некоторое время возвращался в родную деревню должником.

"Ваньки" ездили на самых простых экипажах. Обычно, в летний сезон, это была одноконная коляска самой простой конструкции на железных колесах и без рессор. Поэтому, когда такой «ванька» обещал барышне, что повезет как «на пуховой перине», он несколько преувеличивал.

Постепенно «ванька» набирался опыта и оказывался на более приличном экипаже или вообще обзаводился своим. Хороший экипаж мог даже иметь рессоры и резиновые шины, хота чаще такие удобства предлагали экипажи «лихачей». Тут уже можно говорить и о комфорте поездки и ехать разрешалось не обязательно строго с правой стороны, рядом с тротуаром, а прямо посередине, так как на хорошем экипаже с хорошими лошадьми получается запросто обгонять других, если барин торопится и готов заплатить. Так «ванька» становился «голубчиком», а то и «лихачом».

Но на «лихачах» петербургская публика в основном не ездила. Да, хорошо, конечно, прокатиться, сидя в лакированном экипаже, в который запряжена пара холеных, отборных коней. Вот только стоила такая поездка как чугунный мост. Поэтому "лихачей" нанимали загулявшие купцы-дельцы и прочие кутилы. Это была такая извозчичья аристократия, по меткому выражению Крестовского:

«аристократия самая гордая, самая чванливая и недоступная из всех аристократий в мире» как это всегда и бывает у тех, кто «из грязи в князи» даже еще не добрался, но уже возомнил себя виконтом и князем одновременно.

Самостоятельный «ванька» или «голубчик» после обязательных расходов на корм коням, питание, оплату жилья и постоя лошадей, зарабатывал около рубля в день, то есть примерно по 30 рублей в месяц, если работать ежедневно. У наемных извозчиков получалось раза в три меньше - около 8-10 рублей в месяц. Поэтому так и бились за каждый пятачок с клиента. «Лихачей» было меньше, заработки у них были не ровными, но все равно получалось больше. Ведь они драли с пассажиров по несколько рублей, тогда как «ваньки» хорошо если 30-40 копеек за такую же поездку брали.

И в общем-то, прошло много лет. А в категории извозчиков поменялось разве что только то, что теперь мы называем их таксистами и ездят они на машинах, а не на лошадях. А так все так же: «ваньки» - такси «эконом», «голубчики» - «комфорт», а «лихачи» - «бизнес».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх