Слово «Байрактар» за последние сутки приобрело поистине зловещий оттенок – Украина впервые применила этот ударный турецкий беспилотник в Донбассе, нанеся удар по позициям ополчения в районе села Гранитное южнее Донецка.
В украинских СМИ царит эйфория на уровне истерики – никто и не думает маскировать факт применения запрещённого соглашениями оружия, напротив – бушует безумное торжество уровня плясок Горлума с Кольцом: «Моя прелесть!
Моя прелесть!». Ещё бы, бомба с БПЛА угодила в одну из гаубиц противника. Вот оно, началось – а дальше будет как в Карабахе: сотни уничтоженных единиц вражеской техники, никаких собственных жертв, и полная победа руками (крыльями) роботов.Чтобы понять, почему это не так, нужно обстоятельно разобраться в ситуации. А чтобы это сделать, нужны правильные вопросы. Правильный вопрос – ключ к пониманию любой ситуации.
Итак, давайте искать такие вопросы и находить на них ответы.
Для начала – два факта: видео с ударом с «Байрактара», и официальное украинское заявление (практически, его можно считать таковым – тут вся канва профпропаганды) по теме. От этого и будем отталкиваться.
Вопрос первый: а кто сказал, что удар был удачным?
На видео мы видим, как происходит взрыв возле одного из орудий. Рассеивается дым – и с места удара отбегают два человека. Получается, что расчёт уцелел практически в эпицентре разрыва. Более того, и пушка особо-то не пострадала – как стояла, так и стоит. Да, там, наверняка, повредило прицельные приспособления, но лафет, затвор и ствол – сама база – отделались минимумом повреждений. Матчасть в основном цела, личный состав жив – а где же успех? Да, работа батареи была сорвана – понятно, что при угрозе с воздуха полагается занять места в укрытиях, но считать ли эту паузу такой уже невероятной перемогой?!
Вопрос второй: когда мы знакомимся с «Байрактаром» поближе, то узнаём, что у него, вообще-то, 4 точки подвески. Удар был нанесён управляемой бомбой МАМ-С, которая по сравнению со своим более тяжёлым вариантом MAM-L, весит всего 6, 5 кг (что, собственно, и обусловило такой низкий урон – в изделии весом 6,5 кг на собственно взрывчатку пришлось явно не больше килограмма-двух). Получается, что «Байрактар» нёс всего одну бомбу? Это странно. Обычно вешают парами для правильной развесовки. А так как брали лёгкие, то взять могли на все четыре подвеса – четыре штуки. А показали нам только один удар. Вывод: бомб почти наверняка было две, но вторая ушла «в молоко», и показывать было нечего. Тем более, что на видео видно, что вот она – следующая цель – гаубица справа: почему бы по ней тоже не ударить? Соответственно, было одно попадание и один промах. Если не три.
Идём дальше. Теперь нам предстоит опровергнуть официальную ложь ВСУ, где заявили, что удар был нанесён ИЗ-ЗА линии фронта, не пересекая её. Типа «оставаясь в рамках приличий» – «Бил, не пересекая линию фронта”, – генштаб ВСУ раскрыл детали первого боевого вылета Bayraktar в ООС».
Генштаб ВСУ брешет и при том очень неумело. Смотрим на карту, которую быстро сделали украинские же военные энтузиасты:
Где беспилотник, а где линия фронта – сама видите. Но даже если бы такой карты не было – всё равно можно было бы понять, что нам врут: ликующие украинские блогеры заявляли про удар то с 11, то с целых 13 километров. Но как такое может быть, если дальность действия MAM-C – всего 8 километров? Ну как… вот так. С нарушением границы. С нарушением договоров.
И последний – но очень важный! – вопрос. А как вообще удалось скоординировать прилёт беспилотника с нахождением артиллерии ДНР в конкретной точке?
Это, собственно, и есть «вопрос вопросов». Смотрите, как пишет Бутусов – «Россияне развернули батарею прямо на дороге, без всяких укрытий». То есть, ещё полчаса назад её там не было. Это не тот случай, когда позиции стационарные, давно разведаны и остаётся по ним прилететь и ударить. Откуда ВСУ знали, что гаубицы противника будут стоять «без всяких укрытий» в конкретной точке? Телепатия?
Ещё момент: «Байрактар» – машина не быстрая. Крейсерская скорость – порядка 130 километров в час. Аэродром находится явно не у линии фронта, а за несколько десятков километров от неё. Решение о том, что будет нанесён ПЕРВЫЙ удар в украинской практике принималось на уровне ГЛАВКОМА вооружённых сил! То есть, ну очень много факторов, которые бы сильно замедляли весь процесс. Пока дозвонятся до главкома, пока найдут позиции врага, пока долетит дрон – артиллерия противника уже свернётся и уедет. А тут всё так быстро…
Но есть вот какое объяснение – и оно весьма логичное: «В целом похоже, что вся операция ВСУ, которую они осуществили в районе Старомарьевки, имела лишь одну цель: обкатать на практике возможности Bayraktar TB2 на этой войне. Украинские военные действительно заняли населенный пункт, находящийся в серой зоне. Господствующие высоты над селом находятся в руках Славянской бригады. Все снабжение украинских военных, зашедших в Старомарьевку, возможно исключительно через пешеходный мост через реку Кальмиус. Таким образом, командование ВСУ осознанно загнало своих солдат в огневой мешок, сделав их мишенью для артиллерии Народной милиции ДНР. При этом украинская 93-я бригада понесла потери. Тем не менее «ловля на живца» сработала. По артиллерии ДНР, наносившей ответные удары, отработал Bayraktar TB2. Украинское командование пожертвовало своими солдатами для очередной медийной картинки для обеспечения перемоги с применением турецкого ударного беспилотника».
Да, спровоцировать экстренное выдвижение резервной батареи из тыла к району обострения можно было только создав это самое обострение. Об этом же пишет и Бутусов: «От огня этой батареи погиб воин 93-й бригады». И вот когда стало ясно, что всё: заработали орудия будущей цели для дрона – дрон оснастили бомбами, и он вылетел, а главком приказ давал заранее. Жизнями собственных бойцов пришлось, правда, пожертвовать, но перемога – вообще такое божество, постоянно требующее кровавых жертв.
Не станем забывать и вот какой момент – торжествующее утверждение о том, что «Российская ПВО и средства РЭБ были развернуты в данном районе, но россияне не смогли поставить помехи, не смогли сбить и не смогли даже обнаружить “Байрактар”» рассчитано на дураков. Линия фронта в Донбассе весьма протяжённа, и всю её прикрыть ПВО и РЭБ сложно. Прикрыты крупные города типа Донецка, Луганска, Горловки и т. п. Но конкретно возле Гранитного никаких крупных населённых пунктов нет. И ПВО там вряд ли было. Поэтому, собственно, там всё и провернули. Потому что если бы рискнули ударить там, где можно было бы свою драгоценную «птичку» потерять – это было бы чудовищным имиджевым провалом, от которого всеми силами перестраховались. А вот как показал бы себя «Байрактар» в Донбассе в условиях не идеальных, а боевых – вопрос до сих пор открытый.
Вот так, собственно. Если отломать от перемоги все плохо держащиеся части, то остаётся одна дырка посередине.
Григорий Игнатов
Свежие комментарии