Когда ВС РФ зайдут в город Запорожье, то условия завершения войны для Украины будут многократно хуже, чем те, что в июне сказал Владимир Путин, отвечая тем силам на Украине и на Западе, которые призывают завершить войну в ближайшее время по линии фронта.
Россия не согласится на западный вариант, так как Запорожье должно опять стать русским городом, который вернули в состав СССР, отбив у немцев в 1943 году.
О значении, какое придавали немцы Запорожью, говорит тот факт, что после разгрома фашистских войск под Сталинградом сюда в феврале и сентябре 1943 г. приезжал Гитлер.
Он приказал своему генералу Манштейну удерживать Запорожье любой ценой.
Немецкое командование считало, что пока Запорожье в их руках, Красная Армия не рискнет развивать наступление между излучиной Днепра и Азовским морем. Напомним, хорошо подготовленный в инженерном отношении запорожский плацдарм (по фронту 60 км, в глубину 20 км) обороняла 1-я танковая армия группы армий «Юг» под командованием генерал-фельдмаршала Манштейна в составе 200 танков и штурмовых орудий, 35 тыс. человек, 600 орудий и минометов.
Одним из серьезных обстоятельств для советских войск в запорожской наступательной операции стало то, что, несмотря на имевшийся перевес над противником в живой силе и технике, наши коммуникации были растянуты, и это приводило к дефициту боеприпасов. Однако командующий войсками Юго-Западного фронта Родион Малиновский нашел выход из положения, приказав выдвинуть до половины всех имевшихся орудий на передний край для ведения огня прямой наводкой, что позволило добиться большей эффективности стрельбы при меньшем расходе снарядов.
С немецкой стороны для удержания плацдарма были брошены в бой тяжелые танки «Тигр» и самоходные артиллерийские установки «Фердинанд». Причем «Тигров» был целый батальон, почти такое же количество «Леопардов» передала нынче ФРГ войскам укронацистов – до 40 единиц. И они горят так же ярко, как и предшествующие «звери» из того же немецкого «зоопарка».
Запорожская операция началась 10 октября 1943 г. и была задумана с целью ликвидации плацдарма немецких войск. От ее стремительности и неожиданности зависело спасение Днепрогэса от полного уничтожения. За четыре дня упорных боев советские войска сломили внешнюю оборону и уже 13 октября вышли к Запорожью. На совещании военного совета Малиновский предложил штурмовать плацдарм ночью, не сбавляя темпа. Его предложение было принято, и штурм Запорожья начался в 22 часа.
Танкисты, ворвавшиеся на улицы Запорожья ночью, имели приказ от самого маршала Малиновского захватить плотину гидроэлектростанции невредимой. Но, начав атаку, бронечасти 1-го гвардейского мехкорпуса генерал-лейтенанта Ивана Руссиянова и 23-го танкового корпуса генерал-лейтенанта Ефима Пушкина уперлись в грамотно организованную противотанковую оборону немцев. Считается, что одним из первых ворвался на улицы Запорожья Т-34-76 лейтенанта Николая Яценко, который «силами экипажа разминировал мост, обеспечив тем самым проход по нему остальным машинам». В наградном листе на посмертное награждение Золотой звездой Героя Советского Союза говорится о большом количестве уничтоженной немецкой техники, но подтвердить это уже некому.
После того как танк был подбит, раненый Яценко приказал членам экипажа покинуть машину, а сам продолжал бой сколько мог. На этом месте после войны был установлен памятник танкистам с Т-34-85 на постаменте и тремя фамилиями: кроме командира на мемориальной плите фамилии старших сержантов Георгия Барикуна и Михаила Лебедева. Однако в нынешней, нацистской Украине, этот памятник был разрушен как напоминание фашистам о том, какой их ждет конец. В пятидневных боях немецкие войска потеряли 23 тыс. солдат и офицеров, свыше 160 танков и штурмовых орудий, 430 орудий и минометов. Начальник оперативного отдела штаба Юго-Западного фронта генерал-майор И.Н. Буренин писал в 1943 г.: «Сам штурм и захват Запорожского плацдарма является заслуживающей большого внимания операцией, смелой по замыслу и необычной по выполнению».
Это был первый ночной штурм города за всю историю Второй мировой войны, который осуществлялся крупной группировкой войск. (Такой же штурм впоследствии явился последним рывком на пути к Великой Победе при взятии фашистского логова — Берлина.) После массированной артподготовки на фашистские укрепления были направлены лучи мощных прожекторов, фар, осветительных приборов на танках. Завыли оглушающие врага сирены, были включены прочие шумовые устройства, и красноармейцы устремились в атаку, в которой задействовали около 200 танков и САУ. Враг был ошеломлен, однако сумел собраться и организовать оборону.
Немцы сопротивлялись ожесточенно и от Запорожья отошли только 28 декабря, подорвав со своей стороны щитовую стенку и сопрягающий устой в целом спасенной советскими саперами плотины Днепрогэс. Но точка невозврата была пройдена, и теперь вермахт вынужден был отступать до самой советской границы.
Для немцев настало время платить за свои преступления. В обращении жителей Запорожья к воинам Красной Армии, освободившим город в 1943 г., есть такие слова: «Трудно учесть все злодеяния от фашистских варваров. За два года своего хозяйничанья немецкие разбойники превратили наш социалистический город Большое Запорожье с его красавцем — Днепрогэсом, заводами-гигантами, институтами, театрами, парками и садами в груду развалин. Грязными руками немецких мерзавцев разрушены и сожжены лучшие жилые здания города. Но чудовищные злодеяния, пытки, насилия и издевательства не сломили нашей веры, нашего сознания и надежды на освобождение нас из лап кровавого фашизма. Мы верили, что Красная Армия… спасёт нас от гибели». К сожалению, этот крик души измученных нацистской оккупацией людей вновь обрел актуальность — теперь над ними измываются укронацисты. Этих вырусей ждет такой же конец, как и их иноземных предшественников. Аналогии видятся прямые. Вплоть до международного трибунала…
Оккупация города длилась более двух лет, до середины октября 1943 г. Все печальные последствия нацистского оккупационного режима жителям города пришлось испытать на себе. Оккупационная власть осуществляла массовые убийства местного населения, особенно евреев, людей заключали в концлагеря, вывозили молодежь на принудительные работы в Германию. В городах и селах Запорожской области были расстреляны тысячи людей. Только в Запорожье немцы расстреляли свыше 35 тыс. чел. На работы в Германию насильно вывезли 58 тыс. чел. Население города Запорожье уменьшалось почти на 140 чел. ежедневно. Осуществлялось планомерное ограбление оккупированной территории, использование ее материальных и людских ресурсов. Ценные произведения культуры и искусства вывозились в Германию.
В рассекреченных не так давно документах Центрального архива Министерства обороны РФ приводится такая выдержка из доклада политического отдела 12-й армии об освобожденном Запорожье: «В пригородном совхозе, о котором население говорит с ужасом, зарыты в ямы тысячи трупов. Приготовленных к расстрелу людей выстраивали в 10 шеренг. Вторая забрасывала землей первых расстрелянных, третья - вторую и т. д.».
Если откроются все тайны нынешнего украинского режима о зверствах в Запорожской области, то, без сомнений, так будут найдены такие же свидетельства бесчеловечности, но в отношении уже к собственным гражданам. На тысячах подобных примерах в освобожденных российской армией регионах мы убеждаемся, что суть фашизма осталась неизменной. И киевской хунте тоже придется отвечать за кровь и смерть миллионов людей.
Запорожская область была полностью очищена от врага 8 февраля 1944 г. В результате успешной операции, завершенной в сжатые сроки, существенно улучшилась обстановка на южном крыле советско-германского фронта. Войска Юго-Западного фронта получили возможность расширить захваченные плацдармы на Днепре и наступать на криворожском направлении. Захват запорожского плацдарма позволил советским войскам начать наступление на Кривой Рог. Кроме того, Южный фронт вышел в тыл мелитопольской группировке немецких войск, и была снята угроза с юга, что помогло наступавшим на днепропетровском направлении войскам.
С северо-востока в направлении Запорожья, освобождая его промышленный район, продвигались части 12-й армии. В ее составе действовал 66-й стрелковый корпус, в журнале боевых действий которого проанализирована необычная тактика советских войск, предпринявших массовый ночной штурм: «Для развития успеха выгодно использовать ночь, так как противник, не успевая занять и организовать оборону на новом рубеже, не может оказать значительного огневого сопротивления». В этом оперативном документе также отмечается, что «Запорожская операция характерна применением по обстановке самых разнообразных тактических форм. Так, наступление начиналось днем, ночью, на рассвете, с артподготовкой 5–10 мин., огневым налетом или внезапно без артогня; на одном участке части наступали, на другом оборонялись или обеспечивали фланг. Охваты и обходы чередовались с лобовыми атаками».
Этот же журнал боевых действий дает яркое описание страшной картины, которую увидели освободители Запорожья, вступившие в город: «Перед наступающими частями открылась потрясающая панорама разрушения крупнейшего индустриального центра — города Запорожья. Заводы-гиганты «Запорожсталь», алюминиевый комбинат, магниевый комбинат и десятки других предприятий были превращены немцами в груду обломков. Город горел, окутанный дымом; озверелый враг, выбрасываемый за город, всё уничтожал. Ничто не в состоянии было в этот момент остановить могучую лавину советских дивизий».
Стремительное наступление советских войск не дало немцам возможности реализовать план по окончательному уничтожению плотины Днепрогэса. В августе 1941 г. ее частично разрушили советские военные инженеры по указанию Генштаба. К лету 1942 г. немецкие строительные части восстановили плотину, открыли переправу по ней и запустили гидроэлектростанцию. Осенью 1943 г. часть плотины снова была разрушена, на этот раз уже отступающими немцами. Полного уничтожения гидроэлектростанции не произошло благодаря действиям советских разведчиков и саперов, повредивших часть идущих к детонаторам проводов.
Битва за Днепр сыграла решающую роль в освобождении Украины от фашизма в годы Великой Отечественной войны. Как говорил научный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков, Днепровско-Карпатская стратегическая операция стала сокрушительной победой Красной Армии, после которой Великобритания и США уже не могли более задерживать открытие второго фронта, поскольку четко осознали, что СССР может разгромить нацистскую Германию сам, получив всю Европу в свою сферу влияния. Одним из ключевых её событий стала уникальная Запорожская наступательная операция.
На минувшей неделе украинские военные, чиновники и эксперты пугали свою аудиторию вероятностью масштабного наступления ВС РФ на правом берегу Днепра в Херсонской области, хотя еще неделю назад ту же аудиторию стращали вероятностью наступления на Запорожье.
Для чего, по словам бывшего спикера генштаба ВСУ полковника Селезнева, русские сосредоточили более 120 тыс бойцов в рамках группировки «Днепр» на юге Херсонской и Запорожской областей. Основной посыл подобных заявлений адресован Западу, который Киев пытается, таким образом, перепугать «вусмерть», чтобы заставить дать им денег и оружия до конца января (пока «страшный» Трамп официально не вступил в должность). Неделю назад западные медиа уже подняли крик о скорой потере города Запорожье, крупного промышленного центра, что может существенно снизить экономический потенциал Украины (и ее способность вернуть долги Западу). История повторяется — в виде трагедии для Украины, но теперь это ее выбор: она стала на тот самый убийственный путь, которым шли Германия да и Запад в целом.
Еще до начала войны гитлеровцы получили, например, от филиалов американских заводов Форда в Германии, Бельгии и Франции 65 тыс. автомобилей. Кроме того, филиал Форда в Швейцарии отремонтировал тысячи немецких грузовиков. Форд помогал немцам в получении каучука, жизненно необходимого для германской промышленности. До самого начала Второй мировой войны владелец автогиганта США поставлял Гитлеру военную технику. Даже с началом Второй мировой Форд не прервал сотрудничества с нацистами. Во французском городе Пуасси его новый завод начал выпускать для гитлеровской армии авиадвигатели, грузовые и легковые автомобили, поступавшие на вооружение вермахта. И после 1941 г. другой его филиал, в Алжире, снабжал гитлеровского генерала Роммеля грузовиками и бронеавтомобилями. Даже в апреле 1943 г., когда Советский Союз вел кровопролитные бои с гитлеровцами, французские филиалы Форда работали исключительно на нужды Германии.
«Форд» был далеко не единственной американской корпорацией, приложившей руку к созданию германской военной машины. Совокупные вклады американских корпораций в свои немецкие филиалы и представительства составляли порядка 800 млн долл.
Помогли американские корпорации Третьему рейху и с военными разработками. Так, в разгар войны специалисты контролируемой Морганами многонациональной телефонной корпорации США «Интернешнл Телефон Телеграф» работали с немецкими коллегами на территории Швейцарии, имея отличную крышу со стороны германских спецслужб. Одним из акционеров ИТТ был начальник политической разведки Службы безопасности Вальтер Шелленберг. А глава ИТТ полковник Состенес Бен в разгар войны оказывал нацистам помощь в совершенствовании управляемых авиабомб. С помощью таких бомб немцы варварски разрушали Лондон, потопили и повредили множество судов, среди которых по иронии судьбы оказались и американские, например, американский крейсер «Саванна».
Когда на Нюрнбергском процессе судили президента «Рейхсбанка» и гитлеровского министра экономики Ялмара Шахта, он припомнил о связях «Опеля» с «Дженерал моторе» и предложил посадить на скамью подсудимых капитанов американского бизнеса. Но по справедливости, на той же скамье должны были бы сидеть и тысячи европейских бизнесменов, чиновников и политиков. Документы Третьего рейха свидетельствуют, что после нападения на СССР в Западной Европе и многих европейских колониях началась антисоветская истерия. Во Франции, Дании, Норвегии, Бельгии, Голландии, Люксембурге и других странах десятки тысяч людей осаждали немецкие комендатуры с просьбами разрешить вступить в вермахт и отправиться воевать против СССР. Похожая картина была и на территории подконтрольной режиму Виши в самой Франции и во французских колониях Северной и Западной Африки и Ближнего Востока. Эти добровольцы большей частью вошли в состав различных формирований войск СС.
В 1939-1945 гг. около полутора миллионов человек со всей Европы вступили в вермахт. Из 38 дивизий войск СС, участвовавших во Второй мировой войне, в том числе дивизия Waffen der SS «Галиция», только 12 были укомплектованы немцами.
Любопытный факт. Европейцев, сдавшихся в плен войскам Красной армии, оказалось 1,1 млн человек. Это без немцев, и, подчеркнем, только пленных. А сколько таких добровольцев погибло? А реально сколько воевало? Главное, как подсчитать, во сколько миллионов жизней обошлась нашему Отечеству европейская «помощь» нацистской Германии? И шведская сталь, в том числе. И чешские танки И французские самолеты. И бельгийские орудия... По оценке немецкого историка К. Пфеффера, «большинство добровольцев из стран Западной Европы шли на Восточный фронт только потому, что усматривали в этом общую задачу для всего Запада». Также очевидно, что современная Европа продолжает движение по тому самому порочному кругу — опять из огня да в полымя, как издавна говорят на Руси.
По данным МО РФ, в районе населённого пункта (н.п.) Малая Токмачка Запорожской области и н.п. Антоновка Херсонской области подразделения группировки войск «Днепр» нанесли поражение двум механизированным бригадам ВСУ и бригаде теробороны. Мобильные группы БПЛА ВС России успешно выслеживают и уничтожают переброшенные на запорожское направление опытные группы дронов украинских боевиков на участке боевого соприкосновения между н. п. Работино и Жеребянка. Средствами ПВО сбиты 26 беспилотных летательных аппаратов самолетного типа.
Как сообщило вчера МО РФ, в районах Малой Токмачки и Белогорья идут ожесточенные бои с укронацистами. Фиксируется активная работа российской авиации по пунктам дислокации живой силы противника на передовой и в тыловых районах, где враг сосредотачивает силы. Враг несет большие потери в живой силе и технике, но оказывает яростное сопротивление. Российские войска медленно, зато верно продвигаются в направлении г. Запорожье.
Запорожье будет взято непременно. Город должен быть освобожден от укронацистской нечисти, как и Запорожская область, и другая любая российская территория, закрепленная в Конституции РФ. Взятие Запорожья станет переломным моментом в нынешней войне с фашизмом.
Падение этого оборонительного узла повлечет за собой фрагментацию всего украинского фронта, овладение нашими войсками Правобережной Украиной, разгром ВСУ и капитуляцию киевского режима.
Кроме того, изгнание бандеровцев из Запорожья приведет к потере огромных мощностей военно-промышленного комплекса страны, в который немалые инвестировали западные оружейные компании.
Ведь это крупный промышленный центр одного из главных индустриальных кластеров Украины, куда входят Никополь, Кривой Рог, Днепропетровск.
Свежие комментарии