На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Закон и Порядок

135 799 подписчиков

Свежие комментарии

  • Искандер
    Раньше журналиста учили порядку изложения: проблема-свой тезис-свои аргументы-свои выводы. А сейчас в инете любой при...Юрко и Олег освоб...
  • Владимир Морж
    А таксист подал на компанию в суд?«Яндекс.Такси» пр...
  • Владимир Морж
    @alik3456 Джексон "На трусах ещё флаг России не носят?" --- за этим в Штаты, пожалуйста. Там и презервативы со статуе...«Яндекс.Такси» пр...

Иран: кому достанется «лакомый кусок»?

 
 
       
       
 
 
 
 
 
 

 

06 марта 2014 г.
 

В эру глобальной экономики, доминирования транснациональных корпораций и переизбытка потребительских товаров в мире идет жесткая борьба за рынки сбыта. Иран в этой борьбе  является «лакомым кусочком», едва ли не единственной страной в мире, куда еще не хлынул поток разных зарубежных товаров.

Долгое время доступ на рынок Исламской Республики оставался практически закрытым из-за введенных США и их европейскими союзниками санкций. Но сегодня для предпринимателей всего мира появилось новое окно возможностей.

Конец 2013 года стал для предпринимателей, ведущих дела с Ираном, знаковым периодом. Год строго разделился на две части – до 24 ноября, когда в Женеве впервые удалось сдвинуть с мертвой точки в сторону разрешения вопроса по иранской ядерной программе, и после. До означенной даты США и их союзники проводили свою четко сложившуюся политику «медленного удушения» в отношении Ирана путем применения все ужесточающихся экономических санкций. Российская Федерация неоднократно заявляла, что РФ не признает этих санкций, считает их односторонними и прямо противоречащими международному праву. Тем не менее санкции вводились с завидной регулярностью, едва ли не раз в две недели вбрасывался очередной пакет.

Однако глобальная экономика диктует свои правила, и негативные последствия вводимых, хоть и непризнанных Россией, санкций ощутили на себе все предприниматели, ведущие дела с Ираном. Сами представители бизнеса и деловых структур, работающих на иранском направлении, не раз признавали, что как только та или иная российская коммерческая структура «светилась» на иранском фоне, в ее адрес незамедлительно поступали достаточно серьезные угрозы со стороны США и западноевропейских стран. Суть этих угроз сводилась примерно к следующему: либо вы играете по нашим правилам, либо мы перестаем вести с вами любые дела и переговоры. Бесспорно, для любой компании, работающей на международном рынке, это весомый аргумент в пользу отказа от сотрудничества с Ираном. Проще потерять одного партнера, чем лишиться сразу всех и фактически оказаться в опале на международном рынке.

Все это не могло не сказаться на деловых отношениях России и Ирана отрицательным образом.

Согласно данным, приведенным Российско-Иранским деловым советом (РИДС), за последние два года взаимный товарооборот между нашими странами значительно уменьшился. Если в 2011 году он составил 3,7 млрд долларов, то в 2013 – только 1,5 млрд.

Как считает председатель РИДС Виктор Мельников, самым негативным для нас в этой ситуации является то, что импорт из Ирана в Россию практически не уменьшился, а значительно сократился наш экспорт в Иран – более чем в три с половиной раза.

Связано это было прежде всего с проблемами по расчетам, потому что потребность Ирана в поставке наших товаров не снизилась. Иранская промышленность, постоянно развиваясь, наращивает возможности по своему экспортному потенциалу, и прежде всего по новым товарам – нефти и химии, продовольственным товарам.

До подписания женевского соглашения попытки подключить тот или иной банк к работе по расчетам с Ираном зачастую заканчивались неудачно. Если в начале 2013 года восемь российских банков имели корреспондентские отношения с иранскими банками, то к концу года таких банков осталось всего два. Здесь стоит понимать, что почти все банки работают на международном финансовом рынке, и весьма трудно придумать банк, который бы не работал с долларами и евро. Получается, что банк должен строго работать на территориях и с теми валютами, которые не связаны с долларами и евро напрямую.

Но 24 ноября 2013 года произошли известные события. В семь часов утра в Женеве было подписано соглашение между «шестеркой» международных посредников и Ираном. Стороны договорились, что на ближайшие полгода Тегеран замораживает свою ядерную программу. Этот шаг даст возможность западным участникам «шестерки» ослабить свои санкции в отношении Ирана. 

Достигнутый компромисс, как считает председатель РИДС Мельников, явился результатом, с одной стороны, последовательной и твердой позиции иранцев и готовности идти на договоренности в рамках той политической линии, которая сформирована руководителем и духовным лидером страны, и, с другой стороны, осознанием европейскими странами того, что политика жестких санкций к какому-либо решению вопроса не приведет и надо от этой политики отказываться.

По свидетельству Мельникова, который находился в Иране в момент подписания женевского договора, буквально за неделю все гостиницы Тегерана были забиты деловыми представителями Соединенных Штатов Америки, Италии, Франции, Германии.

В страну сразу же хлынул поток деловых людей, ясно демонстрируя, что Иран на сегодняшний день единственная в мире страна такого масштаба, такого объема рынка, абсолютно платежеспособная, которая до сих пор не поделена между транснациональными корпорациями. И это для всех представляет очень большой интерес.

«В этих условиях понятно, что мы не должны терять времени и должны искать все возможные пути для того, чтобы не потерять этот рынок», –  уверен глава РИДС.

Что касается взаиморасчетов, то шаги в этом направлении уже предпринимаются, в том числе и путем осуществления расчетов через третьи страны. «Все-таки расчеты идут и постоянно появляются какие-то новые возможности. Мы занимаемся решением этого вопроса довольно плотно», – отмечает Мельников.

Председатель РИДС уверен, что совету в своей работе необходимо сконцентрировать силы на определенных направлениях, которые логически и исторически очевидны. Прежде всего, это торговля продовольствием. Почти пятьсот лет Россия возила зерно через Каспий в Персию. Сейчас Российская Федерация является нетто экспортером зерна.

В прошлом году Россия экспортировала почти 20 млн тонн, а в планах у Ирана на 2013 год было 7,5 млн тонн зерна импортировать. При этом следует иметь в виду, что Иран импортировать зерно будет всегда.

Объясняется это элементарно просто – необходимостью продуктов белкового содержания в рационе питания, с одной стороны, и климатическими условиями, в которых находится страна, с другой. В Иране попросту невозможно произвести достаточное количества зерна для питания животных и людей. Там производится рис, а пшеница, ячмень и остальные зерновые, которые мы могли бы поставлять в должном объеме, там не могут быть произведены. Поэтому иранский рынок – это долгосрочный, потенциальный и емкий, объективно заинтересованный в работе с Россией рынок. И главное для российских предпринимателей сейчас – не упустить уникальную возможность закрепиться на нем.

Мария Качевская,
ТПП-Информ

 

Картина дня

наверх