На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Закон и Порядок

135 787 подписчиков

Свежие комментарии

  • Liudmila Kosteley (Моисеева)
    Иногда бывают опечатки, вот у меня, клавиатура нерусская, а иногда приходиться и печатать ночами. И чтобы побыстрей п...Почему Запад нена...
  • Liudmila Kosteley (Моисеева)
    Я не знаю, почему сложилось такое мнение, что Запад не любит Россию.Так получилось, что моя жизнь была всё время "в р...Почему Запад нена...
  • Сергей Кептицин
    председатель Следственного комитета Российской Федерации, Александр Бастрыкин, подверг критике текущую миграционную п...Всё, закрываем гр...

Толерастия для журнашлюх от полутверёзого недомыслителя

Член Совета при президенте по правам человека Максим Шевченко придумал Этический кодекс для журналистов, работающих в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и сообщил об этом «Известиям». Вскоре он представит кодекс коллегам, а потом, вероятно, и общественности.

«На одном из заседаний межведомственной рабочей группы по национальной политике, которую возглавляет Дмитрий Козак, вице-премьер посетовал, что все жалуются на то, что СМИ плохо пишут. И спросил, нельзя ли создать какой-то документ, который был бы по крайней мере памяткой для журналистов? Я ответил, что можно, после чего мне и поручили разработку документа», — рассказал Шевченко.

«Журналистов призывают не шутить на тему языка, акцента, веры и национальных обычаев. Не указывать национальность в случае совершения бытовых преступлений, не восхвалять и не оправдывать этнические чистки, депортации. Ну и также укрепиться в национальных и религиозных корнях, что, по мнению автора кодекса, поможет лучше понять представителей других национальностей», - кратко пересказывает издание содержание документа.

Это, конечно, симптоматично: если есть проблема, которую власть никак не в состоянии решить, то надо пожаловаться на то, что журналисты все переврали и вообще ведут себя некорректно и безответственно. И придумать какой-то определенный идеальный образ поведения для них.

Тут возникает тема погромов в Бирюлево и вообще межнациональных отношений. Вот как предлагает Шевченко писать или не писать о межнациональном. «Писать о межнациональных отношениях, не указывая национальность персонажей, невозможно. Но если журналист пишет о поножовщине, то должен думать о причинах. Я исхожу из того, что чисто межнациональных конфликтов практически не бывает. У пуштунов есть поговорка: «Конфликт возможен из-за трех вещей: зам, зан о заман - земля, золото, женщина». Это универсальные причины любого конфликта, если их немного раздвинуть. Земля, например — недвижимость. Мотив национальной розни в чистом виде возникает только в головах у психопатов, это достаточно редкий мотив», - поведал Шевченко «Известиям».

Конфликт в Бирюлево был бытовой? Почти безо всяких сомнений — изначально был таким. Неужто журналисты виноваты в том, что все жители района знают об овощебазе, что «виновата» во всех грехах, в том числе и в убийстве? Неужто это журналисты принимали решения об отмене проверок овощебазы, а теперь овощебазу закрывают? Неужели упоминание национальности преступника и только оно превращает конфликт из бытового в национальный?

Бытовым ли является конфликт, если фанат ЦСКА бьет морду фанату «Спартака» или наоборот? Возможно и бытовым, но не только. А если фанату «Анжи», то надо полагать, что без выяснения уровня смуглости кожи не обойдется.

С Этическим кодексом все хорошо, кроме того, что это утопия. Журналисты — часть общества (не самая плохая. просто часть), в котором фактор национальности имеет значение. «Бьют не по паспорту, а по роже» - это не журналисты придумали.

При полном бессилии официозных медиа бушевали погромы русских в Средней Азии в момент распада Советского Союза — не работали никакие кодексы или конституции, когда госвласти потворствовали разжиганию националистческого угара. Они и теперь охотно играют в эту тематику. Тема мигрантов на недавних московских выборах была одной из центральных и все наперебой обещали заняться решением проблемы — запретить, ужесточить, наказать.

Отсутствие рецептов для национальной политики, безусловно, делает привлекательным решение, которое и предлагается (пусть в половинчатом виде) в этом проекте Этического кодекса. Решение элегантное: просто игнорировать наличие проблемы. Не называть вещи своими именами, замалчивать и придерживаться максимально корректных (читай — попросту лживых) формулировок, лишь бы ничего не случилось, только бы не спровоцировать. Будто провокация и без того не случится — и в блоге никто не напишет, какой именно национальности был убийца. Будто массовый психоз и национальная истерия может быть побеждена одним только молчанием медиа.

Будто отсутствие политики у государства, воли у чиновников и их желание жить спокойно, ничего не делая, не приведут к очередному погрому через пару месяцев. Или ненависть и недоверие одних людей к другим куда-то денется в одночасье, если в газете напишут, что группа москвичей разгромила торговый центр из-за убийства «предположительно негражданином России» «гражданина России».

Будто «бомбилы» выучат городские маршруты или уступят место профессиональным таксистам, если медиа перестанут потешаться над «дорогу покажешь?», будто стоящие в пробках будут меньше возмущаться перекрытием проспекта Мира на Курбан-байрам. И так далее — будто что-то изменится, стоит только журналистам стать чуть более политкорректными.

И если уж честно, то вся инициатива — показуха чистой воды. Хотя бы потому, что один из пунктов Московской хартии журналистов от 1994 года (не очень работающего документа, но все же) и без нового этического кодекса звучит как: «Журналист полностью осознает опасность ограничений, преследований и насилия, которые могут быть спровоцированы его деятельностью. Выполняя свои профессиональные обязанности, он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам, включая признаки пола, расы, языка, религии, политических или иных взглядов, равно как социального или национального происхождения».

Но людям государственным так приятнее. Отрицать проблему и пытаться не говорить о ней вместо кропотливой работы и поиска решений — это хороший метод. Так спокойнее, если никого не убивают вокруг
Источник:

http://www.polit.ru/article/2013/10/17/codex/

Вся Россия

Картина дня

наверх