На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Закон и Порядок

135 750 подписчиков

Свежие комментарии

  • ММ
    Дед герой- а внучок за замоташек и террористов в хиджабах!Русская барышня з...
  • Иван Иванов
    СРОЧНО надо гнать вон ВСЕХ-легальных и не легальных вместе со своим выводком ....иначе эта азиатская саранча и прочие...«Заплатил, кому н...
  • Геннадий Сытник
    Убогий всем, я же тебе, уроду, по поводу этого видео писал.«Заплатил, кому н...

Сазаны для метростроевцев

- У меня, товарищ Мирецкий есть для вас задача поинтереснее вашего автопробега по Каракумам, - сказал товарищ Каганович сидящему перед ним председателю московского автоклуба: – Раз советские автомобили так хорошо справились с дальней дорогой, они смогут послужить народному хозяйству?

- Конечно, товарищ Каганович.

Мы готовы к самым сложным задачам.

- Смотрите, что вам предстоит сделать. В озере Балхаш добывают много сазана. Мы тут посовещались с товарищами и появилась идея привезти эту полезную рыбу в Москву. Но ближайшая точка, в которой находятся рыбные промыслы, находится в 200 километрах от Турксиба. Берите четыре десятка грузовиков и займитесь делом: не катайтесь по пустыне, а вывезите к железной дороге рыбу. А мы в Москве, благодаря вашей автоэкспедиции улучшим пайки метростроевцев и рабочих на заводах.

- Когда надо выезжать, товарищ Каганович?! - только и ответил командор московских автомобилистов.

В 1933 году все советские газеты трубили о невероятном автомобильном пробеге, маршрут которого пролегал в самых сложных условиях. По маршруту Москва-Каракумы-Москва отправились шесть автомобилей ГАЗ-А, шесть - ГАЗ-АА, пара ГАЗ-ААА, четыре АМО-3 и три «Форда», чтобы наглядно сравнить качество отечественной и «импортной» техники. Слово «импортной» я взял в кавычки потому что «Форды» были собраны не на американских заводах, а в Нижнем Новгороде. Результаты автопробега оценили как отличные – советская техника успешно справилась со сложнейшими условиями лучше импортной.

То, что почти всем машинам по ходу автопробега пришлось пройти через переборку двигателя, осталось за скобками.

"СССР на стройке" №2, 1934 - Каракумский пробег

Вокруг этого мероприятия собралось много тогдашних журналистских знаменитостей, так что осветили его со всех сторон самым громким образом. Еще бы, если заметки в газеты писали принимающие участие в пробеге Лазарь Бронтман и Эль-Регистан, а кинохронику снимал Роман Кармен.

Музей "ГАЗа" в Нижнем Новгороде, стенд, посвященный Каракумскому пробегу
Музей "ГАЗа" в Нижнем Новгороде, стенд, посвященный Каракумскому пробегу

Поэтому стоит ли удивляться тому, что начальство придумало для героев автопробега более приземленную народно-хозяйственную задачу. Раз наши грузовики могут преодолевать пустыни, то и рыбу с озера Балхаш до железной дороги они тоже довезти смогут. Такая мысль пришла в голову главному московскому начальнику Кагановичу. Рыбу, наверное, можно было привезти с Волги, ведь тогда еще каскад плотин, уничтоживший волжские рыбные запасы, не построили. Это было бы проще и быстрее. Но нет такой проблемы, которую бы не придумали себе большевики, чтобы нашлось, где героически преодолевать трудности.

"СССР на стройке" №2, 1934 - Каракумский пробег

Поэтому 15 января 1934 года в Среднюю Азию отправился поезд, на который погрузили: 41 грузовик, две легковые машины и два тягача «Коммунар». Хорошо хоть не приняли решения, что автоколонна добирается своим ходом. Называлось все это «Первая балхашская автоэкспедиция». Два месяца в 40-градусный мороз машины вывозили рыбу с Балхаша на железнодорожную станцию Эспе. Всего вывезли 1284 тонны рыбы, в Москву экспедиция, также погрузившись на поезд, вернулась 24 марта. Причем журнал «За рулем», написавший заметку об этой экспедиции, специально отметил, что:

«Машины прибыли в Москву в таком состоянии, что могут быть немедленно пущены в нормальную эксплуатацию».
"СССР на стройке" №2, 1934 - Каракумский пробег

Зимняя экспедиция товарищу Кагановичу так понравилась, что уже летом он отправил товарища Мирецкого, назначенного к тому моменту начальником транспортного управления Моссовета во Вторую Балхашскую экспедицию. Если в прошлый раз экспедиция боролась с 40-градусными морозами, то теперь пришлось противостоять сначала 50-градусной жаре, а потом морозам, потому что послали их уже на несколько месяцев. И при этом перевозить рыбу в любую погоду. За 200 километров, как вы, наверное помните. На все ту же станцию Эспе. Только на этот раз экспедиции поставили задачу обеспечить поставку 5 тысяч тонн сазана в Москву, потому что планы в то время умели раздавать направо и налево:

«…На экспедиции лежит большая и почетная задача обеспечить снабжение рыбой московских пролетариев. Пять тысяч тонн балхашского сазана, предназначенного главным образом для рабочих Метростроя и текстильпиков Московской области, экспедиция должна перебросить далеких промыслов к линии Турксиба.

От станции Эспе к промыслу Буры-Байтал, где сосредоточивается рыба, сдаваемая экспедиции, путь лежит через безлюдную, полупустынную степь. 180 километров зноя, пыли и солончаков.

- И какого зноя! - говорит Мирецкий. - 50 градусов. Как в малых Кара-Кумах.

Начав работать 10 августа, экспедиция закончит перевозку рыбы только через семь месяцев.

Москвичи получат 2.600 тонн свежепросоленного сазана и 2.400 тонн замороженного… Нагрузив кузова бочками, грузовики отправляются на промысел. Через шестнадцать часов они возвратятся обратно с грузом жирного сазана. Быстро идет разгрузка.

Чуть ли не прямо из автомобиля сазан попадает в изотермический вагон, чтобы с первым товарным поездом укатить на север, на обеденный стол московского метростроевца. Хорошо организованная и слаженная работа прерывается наступлением обеденного часа.

Возвратясь с рейса, эсперийцы, терракотовые от пыли, едут за город на «дачу» купаться. Дачей называют расположенную в километре водокачку. Ближайшие (радиусом 50 метров) окрестности водокачки и впрямь напоминают Покровско-Стрешнево или Пушкино…»

Источник: «Вечерняя Москва», 7 сентября 1934 года.

"СССР на стройке" №2, 1934 - Каракумский пробег

Вторая экспедиция отправилась в путь в июле 1934 года. Планировалось, что она уезжает сроком «на пять-шесть месяцев». Но 20 февраля 1935 года, когда прошло уже больше времени, «Вечерняя Москва» все еще рассказывала о том, как героически преодолевают трудности московские водители, доставляя рыбу к железной дороге с рыбных промыслов Балхаша. Видимо большой план оказался совсем не таким простым.

Впрочем, летом 1935 года товарищ Мирецкий уже принимал участие в автомобильных соревнованиях, так что к этому времени эпопея с вывозом рыбы с Балхаша, видимо, закончилась. В 1937 году он снова организовал автопробег «На 20 тысяч километров, через 20 столиц наших республик». Этот автопробег пролегал в том числе и через Каракумы.

В октябре 1938 года товарищ Мирецкий искал себе через объявление в «Вечерней Москве» домработницу. Примерно тогда же его арестовали. Я уже как-то говорил, что в журнале «СССР на стройке», что не номер – то сплошные враги народа. Фотографию Мирецкого опубликовали в №2 за 1934 год.

Но кто бы все-таки объяснил – какой смысл было везти сазана от Балхаша в Москву в 1934 и 1935 году?! Почему нельзя было наполнить прилавки, например, астраханской рыбой, доставить которую было не в пример проще и дешевле … Или заполнение прилавков в этом приключении было совсем не самым главным…

Ссылка на первоисточник
наверх