На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Закон и Порядок

135 777 подписчиков

Свежие комментарии

«Фордзон» для диктатуры пролетариата

Стою в музее перед старой железной махиной и искренне восхищаюсь теми трактористами, которые когда-то управляли этим агрегатом. Никакой кабины, никаких приборов, железное сиденье, на котором непонятно как удержаться, железный руль, рычаг переключения скоростей.

Как они управлялись с этим «Фордзоном»?

! С трудом, конечно. Но такими тогда были трактора не только в Стране Советов. «Фордзон-Путиловец» собирали по лицензии, купленной у Форда. В Ленинграде производилась копия американского трактора, собранная на основе оригинала с учетом особенностей советской промышленности: низкой квалификации рабочих и штурмовщины из-за нереальности взваленного на себя плана. В результате качество советских «Фордзонов» получалось таким:

«…Изнашиваемость и порча отдельных частей тракторов марки «Фордзон» (американских) резко разнится от тракторов, изготовленных «Красным Путиловцем», а именно: в колхозе «Красный пахарь» американские «Фордзоны» потребовали капитального ремонта после 4-х летней беспрерывной работы, части же изготовления «Красного Путиловца» изнашиваются в течение одного месяца…»

Источник: Доклад Псковского окружного отдела ОГПУ об эксплуатации тракторов в Псковском округе, 29 июля 1930 года, ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 1б, Д. 190. Л. 62-64.

А почему? Потому что начальство хотело получить трактора здесь и сейчас. «Красный путиловец» выпускал «Фордзоны» с 1924 года. В первый год производства сделали 74 трактора. В 1925-м - 422. В 1927/28-м (хозяйственный год считался с 1 октября по 30 сентября) – 1115. В 1928 – 3000! А потом начальство решило, что нечего прохлаждаться и дало заводу план в 10 тысяч тракторов!!! Причем технические специалисты завода на открытом обсуждении предложенного плана в присутствии Валериана Куйбышева и Сергея Кирова честно назвали выданные из Москвы требования «затеей досужих мечтателей» и полной нелепостью.

Но у товарищей Куйбышева и Кирова имелся джокер в рукаве: на собрании после выступлений всех этих умных инженеров, слово взял наш, настоящий рабочий советский человек – опытный токарь Михаил Филатов. Он, как настоящий коммунист, заявил собранию, что нечего тут препираться. Заводу «Красный путиловец» следует поступить в духе времени: взять на себя встречный план и дать Родине не 10, а 12 тысяч тракторов. То, что это означало, что заводу придется делать по 1000 тракторов в месяц, а он на тот момент с надрывом успевал делать 450, опытного токаря не беспокоило. Главное – дать красивое обещание.

После этого все мигом поняли, что если препираться из-за плана и дальше, то можно попасть в левые или правые уклонисты, ведь страна как раз взяла прямой курс на коллективизацию. Одним из принципиальных моментов коллективизации было обещание товарища Сталина и его помощников, что в колхозах с механизацией сельского хозяйства все мигом станет хорошо, надо только объединиться и сдать зерно государству. А так как индустриализация пока лишь набирала обороты и Сталинградский тракторный завод, как и прочие индустриальные гиганты только строили, то и выбора у «Красного путиловца» не имелось. Завод взял на себя обязательства в соответствии с предложенным встречным планом.

Разумеется, нереальный план провалили. Всего в отчетном 1929/30 году изготовили 8935 тракторов. В три раза больше, чем годом ранее. Но план, утвержденный вождями, все равно не выполнили. Само собой, на качество «Фордзонов», выпускавшихся ударными темпами, в условиях спешки и штурмовщины не обращали внимания. Главное – количество, потому что «Железный конь идет на смену крестьянской лошадке».

Те, для кого делали эти трактора, как ни странно, не всегда радовались «железным коням», поставленным в колхозы. Более того, результаты реальной эксплуатации «Фордзонов» не просто не убеждали единоличников идти в колхозы, а наоборот показывали, что эти ваши советские трактора – дорогая и ненадежная штука:

«Молодецким колхозом в мае месяце сего года, как премия за сданное утильсырье, получен трактор «Фордзон» изготовления «Красного путиловца». Проработав 2-3 дня трактор испортился. За отсутствием опытного специалиста установить причину отказа трактора от работы не удалось. Стоимость вспаханных 3 га пашни обошлась в 20 рублей. У колхозников и единоличников сложилось мнение не в пользу трактора, так как не говоря о дороговизне вспашки, почва оказалась недостаточно разрыхленной, так что после вспашки трактором пришлось эту же землю вспахивать лошадьми…»

Источник: Доклад Псковского окружного отдела ОГПУ об эксплуатации тракторов в Псковском округе, 29 июля 1930 года, ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 1б, Д. 190. Л. 62-64.

Проблема заключалась еще и в том, что «Фордзон» изготавливался с расчетом на то, что его станут покупать американские фермеры. Для фермы, то есть, говоря советскими словами, единоличника – это была отличная машина, хотя даже в Америке фермеры предпочитали первым делом купить пикап. Но в любом случае, на относительно небольшом наделе от трактора требуется не так много часов работы. В колхозе же их собирались в сезон эксплуатировать непрерывно, на что не был рассчитан ресурс даже американских «Фордзонов», которые в 20-е годы в СССР импортировали тысячами, и уж тем более советских,собранных к очередной знаменательной дате.

Кроме низкого качества техники большой проблемой была квалификация трактористов и механиков:

«…при хорошо квалифицированном трактористе производительность - 2-2,5 га за 10 часов работы, а при трактористах, окончивших лишь 3-х месячные курсы, 1 -1,5 га за 8 часов…»

Источник: Доклад Псковского окружного отдела ОГПУ об эксплуатации тракторов в Псковском округе, 29 июля 1930 года, ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 1б, Д. 190. Л. 62-64.

Ровно столько же – гектар за рабочий день можно было вспахать на лошади. Так что необходимость и польза механизации на основе первых советских тракторов на самом деле получалась не то чтобы понятной и очевидной. Но партия сказала «Надо», комсомол ответил «Все на трактор». И молодежь стройными толпами пошла на тракторные курсы во главе с Пашей Ангелиной.

Тем более, что в 1932 году производство «Фордзонов» прекратили. Но не потому что поняли, что эта машина не очень подходит для использования в колхозах. Просто в строй вступили тракторные гиганты в Сталинграде и Харькове. На них началось массовое производство тракторов СХТЗ 15/30. И «старина» «Фордзон» стал не нужен.

«Фордзон» был и останется первым серийным трактором Страны Советов, машиной, с которой началась механизация советского сельского хозяйства. О том, что помещики-капиталисты и прочие кулаки еще до революции использовали в своих хозяйствах тысячи локомобилей, в советские времена предпочитали не вспоминать.

Но какая же все-таки брутальная была машина! В первую очередь из-за своих больших задних колес с огромными грунтозацепами!

Трактор «Фордзон» «живьем» можно увидеть, например, в Нижегородском техническом музее, где и сделана фотография для этой статьи.

В статье использованы архивные материалы, любезно выложенные пабликом «Архивы Санкт-Петербурга».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх