Доброй ночи, Империя.
Сегодня у нас будет пара поучительных историй, которые могут закончить славный путь двух больших западных компаний – и начнем мы с банка из солнечной, но дурной Калифорнии.
Итак, на прошлой неделе Silvergate Capital Corp., владелица одноименного банка, заявила, что, скорее всего, не сможет выполнять свои обязательства по самым объективным в мире причинам.
“Криптовалюты наше все” – решили однажды в банке и инвестировали кучу бабок в знаменитую и могучую биржу FTX. Если кто забыл, это именно та самая биржа, через которую долго и успешно отстирывалась помощь США взбесившемуся хутору – а когда биржа лопнула, внезапно выяснилось, что вся верхушка Демократической партии заляпана этой “помощью” по самые уши.
Но мы сегодня не про демократов, мы про банк. Так вот, Silvergate Capital, который в 2019 году имел депозиты в объеме 1,8 млрд долларов, вдруг так поднялся к концу 2021 года, что многие завистливо цокали языками – мол, учитесь, как нужно деньги зарабатывать. Рост депозитов за полтора года с 1,8 до 14,3 млрд долларов – это ли не история успеха?
Это ли не американская мечта в самом чистом и незамутненном виде? Да, это была именно она – руководство банка купалось в овациях, но потом пузырь FTX как-то внезапно прохудился. В самый неподходящий для банка момент – так оно обычно и случается. И, что характерно, никто в банке не додумался свалить вину на русских и лично на Путина – а стоило бы, сейчас банк был бы весь в шоколаде, как пострадавший от кремлевского тирана.
Банк попытался выгрести. Взял несколько кредитов под конский процент, ибо подлая ФРС так некстати подняла учетную ставку – и все бы ничего, если бы в банк не пришли агенты ФБР и сотрудники Минюста США. Тем позарез понадобилась информация про биржу FTX – а так как банк тоже участвовал в схемах по отстирыванию денег, агенты и сотрудники не на шутку возбудились. Не демократов же им обвинять в схематозе? Так что банк подвернулся в самый нужный момент.
И тут начали всплывать примечательные подробности. Оказалось, что депозиты банка не были депозитами – они вообще не были активами. Как ведут себя MoneyGram International или Western Union? Они аккумулируют деньги в денежных переводах по всему миру – и в любой удобный для себя момент могут вынуть их из системы и, к примеру, закрыть дыру в бюджете компании. Или погасить кредит по конским ставкам, дабы не платить ФРС нажитое непосильным трудом.
В случае с Silvergate деньги тоже были в пути. В пути на криптокошельки или в пути из криптокошельков – это уже неважно. Важно то, что скорость этих операций была настолько мала, что когда пришло время гасить платеж по первому кредиту, денег в кассе тупо не оказалось – они, как уже сказано, были в дороге оттуда сюда. Или отсюда туда, но это тоже неважно – а еще под ногами путались агенты ФБР и сотрудники Минюста. А чего вы еще хотели, если в конце 2021 года 82% депозитов этого банка составляли криптовалютчики и криптоспекулянты?
Крупные банки должны хранить достаточно ликвидных активов высокого качества, чтобы покрыть снятие депозитов на сумму 30 дней в условиях стресса. Например, JPMorgan Chase & Co. на конец 2022 года владел такими активами на 733 миллиарда долларов против 2,3 триллиона долларов разнообразных традиционных депозитов. Три четверти этих ликвидных активов находились на депозите в ФРС и других банках, остальное было в виде казначейских облигаций и ипотечных облигаций, спонсируемых правительством.
Парням из Silvergate казалось, что они умнее всех этих системных банков – в итоге парни вместо казначейских бумаг вложились в долгосрочные акции крупнейших компаний США – напомню, на дворе стоял декабрь 2021 года и тогда казалось, что жизнь – сплошная карамелька.
Прозрение началось позже, когда американские рынки весело понеслись вниз – по разным площадкам падение за 2022 год составило от 17,5% до 28%. Упали все ведущие торговые площадки – и следом начали падать те, кого крупные инвесторы обычно называют “баранами”. А само падение – “стрижкой баранов”.
Парни из Silvergate отнюдь не казались себе баранами, но все равно очутились прямо в центре отары таких же “успешных” парней. Казалось бы, какое нам дело до относительно мелкого калифорнийского банка? Не все так просто, имперцы. Если вы думаете, шо это конец цирка, то таки нет – это было начало представления.
Как только начались первые непотребности с биржей FTX, крутые парни из Silvergate задумались о спасении капиталов и шкурок – и самым быстрым и очевидным решением стал перевод очень значимой части отстиранных денег на другую криптовалютную площадку. Так как Silvergate был далеко не единственным банком, отмывавшем деньги демократов, другим тоже пришла в голову подобная идея.
А какая самая крутая криптобиржа в мире? Правильно, Binance: и парни, переводя туда свои “депозиты”, даже не задумывались о подводных камнях – хотя стоило бы. Да, у Binance были красочные буклеты и презентации, а их имя гремело во всей обозримой Галактике – и тогда, когда Binance получила кучу десятков миллиардов демократических в самом прямом смысле денежек, случилось невероятное.
Binance прекратил все операции в долларах. Внезапно оказалось, что это не западная (американская или европейская) площадка, а самая что ни на есть китайская – а раз в это же время начались серьезные наезды лично на товарища Си и родную Коммунистическую партию, патриоты из Binance сделали ход конем. Так и сказали – деньги давайте, что вы нам доллары суете?
Так что “депозиты” калифорнийского банка и ряда других финансовых организаций США оказались недоступны – а поскольку это были уже личные деньги демократов, зарево из Вашингтона видели даже в Новой Зеландии. Да и сейчас – вы думаете, это северное сияние Россию накрыло, даже в средних широтах?
Это вообще очень интересная история – но это была лишь первая вводная часть Марлезонского балета.
Второй акт вершится сегодня в Евросоюзе – и там ногами в жир попали уже парни из Blackstone. Американская инвестиционная группа компаний, основанная в 1985 году бывшими топ-менеджерами Lehman Brothers Питером Петерсоном и Стивеном Шварцманом – и только на основании их прошлого места работы я бы им гроша ломаного не доверил. Но финны не я, они взяли и доверили.
Конфликт Blackstone Inc. с кредиторами, поддерживающими небольшую часть ее европейского портфеля недвижимости, – это нечто большее, чем просто небольшие локальные трудности на рынке с конкретными проблемами. Это вполне может стать поворотным моментом в цикле недвижимости, служащим предупреждением о мрачном прогнозе для офисных и торговых объектов низкого качества во всем мире.
В чем тут суть – в свое время парни из Blackstone практически создали рынок CMBS – рынок самой дешевой в Европе жилой и коммерческой недвижимости. В тучном 2017 году это казалось хорошей идеей – кто же знал, что понадобится всего пять лет и этот рынок накроется медной шайкой?
В кризисные времена всегда первыми страдают самые дешевые и самые дорогие товары – и недвижимость здесь не исключение, а правило. Кризисы тоже бывают разные – если европейцы до жути боятся инфляции, то американцев больше всего пугает дефляция, как это было во времена Великой Депрессии.
Во времена кризисов дорогие товары становятся слишком дорогими, а на производство или содержание дешевых издержки возрастают в разы – это и произошло с CMBS и Blackstone. Парни всерьез думали, что уж дешевая недвижимость будет востребована всегда – но как только европейцы увидели первые счета за газ и электроэнергию, их предпринимательский оптимизм быстро начал снижаться куда-то в область абсолютного ноля.
Нет, многие еще верят в чудо и держатся из последних сил – к примеру, разогнав весь персонал и встав к прилавку лично, как это делают почти все пекарни во Франции. Но Франция – это все-таки культура, а вот финны тупо забили на все. Blackstone тоже перебивался от кредита к кредиту, пока не настал черный день – оказалось, что Blackstone проще объявить дефолт на 300 млн долларов (319 млн евро) в своем финском отделении, нежели продолжать бесполезную борьбу. К тому же, к этому моменту обязательств в финском Blackstone накопилось уже на 531 млн долларов – что забавно, обязательства тоже были номинированы в долгосрочных ценных бумагах разных больших компаний, а про американский рынок в 2022 году вы уже все знаете.
Blackstone желал бы иметь больше времени, чтобы организовать упорядоченную продажу недвижимости, предлагая погасить часть долга и увеличить процентные платежи взамен. Но переговоры с инвесторами CMBS не привели к долгосрочному продлению. Теперь так называемый специальный сервисер возьмет на себя ответственность за возврат кредиторам их денег. Это может повлечь за собой более быструю ликвидацию, чем хотелось бы Blackstone, что может привести к снижению стоимости [всей компании – автор].
Согласно рейтингам Scope, компания доминирует в Европе, занимая около половины рынка – и вполне может случиться так, что следом за финским посыплются и другие европейские филиалы Blackstone.
А это уже не просто очередной кризисный дефолт, это угроза всему рынку Европы – в конце концов, именно рынок недорогой недвижимости долгое время был основой предпринимательской активности для небольших компаний.
Макроэкономические и геополитические условия являются основным объяснением сложной ситуации. Но Blackstone частично сам виноват. Возможно, следовало бы разгрузить эти активы раньше. Это нишевый уголок мировой недвижимости. Когда местный инвестиционный спрос иссякает, вы не можете ожидать, что международные покупатели заполнят пустоту. После закрытия сделки с Sponda был короткий период, когда доходность недвижимости была низкой, а стоимость активов высокой. К сожалению, окно возможностей для продажи непрофильных частей покупки, похоже, было использовано для размещения недавно приобретенного бизнеса.
Как говорится, западные эксперты крепки задним умом – а чего вы еще хотели от сообщества, для которого перья в задней полусфере важнее, чем макроэкономические индикаторы?
Ситуация с Blackstone выросла не за один день, у компании была целая куча возможностей избежать нынешней ситуации – тем не менее, над людьми из Lehman Brothers явно висит родовое проклятие. Ничем иным эту ситуацию не объяснить – более того, эксперты давно уже компанию предупреждали, били в бубны. Жаль, что били не в те бубны.
Впрочем, мы опять ушли в особенности смысло-лингвистических секретов и закоулков русского языка – хотя, если бы западные эксперты изучали великий и могучий, многих сегодняшних провалов в западной экономике просто не случилось бы.
Случились бы другие – но тссс… Это наша национальный секрет. Страшное для любого врага оружие под загадочным названием “авось”.
Свежие комментарии