На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Закон и Порядок

135 783 подписчика

Свежие комментарии

  • Елена Бреслова
    какого черта Захарова оправдывается перед Таджикией?! это они должны оправдываться и каяться за своих ублюдков! После...МИД Таджикистана ...
  • Михаил Молчев
    Точно! Я даже место для них знаю- южный берег Северного Ледовитого океана.МИД Таджикистана ...
  • Людмила Байкова Байкова
    Совсем с катушек съехали от страха. Всякое г..о будет приказывать Путину что ему делать.Генсек НАТО Столт...

Азербайджан получил первый исламистский трансфер

 / Станислав Тарасов

Как мифы становятся реальностью

 

Сбываются прогнозы REX о том, что  события в Ираке  будут сказываться  на ситуацию в Закавказье. Стремительное развитие конфликта  в этой стране застало врасплох не только экспертов, но и власти, которые  были уверены, что бурные события на Большом Ближнем Востоке» «напрямую их не затронут». Затронули.  В социальных сетях распространяются призывы от имени группировки «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ),   в которых, в частности, утверждается, что организация в скором времени создаст на территориях Азербайджана и Турции «исламские государства». Здесь же помещены государственные карты и флаги Азербайджана и Турции на черном фоне с изображением печати пророка Мухаммеда.

 За последние сутки в Ираке  под контролем боевиков ИГИЛ   оказались еще два иракских города — Джалаула и Аль-Садия в северо-восточной провинции Дияла. По всей видимости,  тактической целью боевиков, является столица провинции Дияла, город Баакуба, что позволит  джихадистам  отрезать иракцев от курдских военизированных формирований «пешмерга», а также блокировать Багдад со стороны иранской границы .Становится очевидным, что главе ИГИЛ  Абу Бакру аль-Багдади удалось привлечь в  ряды группировки боевиков со всего мира и превратить ранее разобщенную группировку в централизованную и более подготовленную структуру. Ему  также удалось, или ему помогли,   избежать   раскола,  что, по словам итальянской газеты La Repubblica,  позволило  «сыграть роль эмбриона и крепкого ядра халифата, придавая форму тому, что до последнего времени было мифом».Теперь, на втором этапе, в конфликт в Ираке  начинают постепенно  вовлекаться реальные и потенциальные игроки. Но все строится на «тонкой» многоходовой  интриге. 

Все спуталось. США и Турция  поддерживают повстанцев в соседней Сирии, которые воюют против Башара Асада, а это  фактически одни и те же силы, что и в Ираке. Если сейчас Обама нанесет воздушный удар по ИГИЛ,  о чем пишут западные СМИ, или  вступит в фазу активных действий Турция, то они  ударят в Ираке по тем силам,  которые воюют в Сирии. То есть, сами по себе.  В то же время  поддержка правительства Нури аль-Малики со стороны Ирана ставит США и их союзников  в еще более сложное положение. Пресс-секретарь Обамы Джей Карни отметил, что «вступление Ирана в конфликт в соседней стране — это проблема Багдада, а не Вашингтон», который одобрит любые «разумные решения иракского правительства, направленные на устранение угрозы ИГИЛ и сохранение национального единства».

 С одной стороны, официальный представитель иранского МИД Марзие Афхам опровергает  сообщения об участии своих войск в антитеррористической операции по ликвидации боевиков группировки  ИГИЛ в Ираке. С другой-  западные  СМИ, и в частности,  Wall Street Journal сообщает со ссылкой на «источники в органах безопасности Ирана», что «Тегеран направил три батальона спецназа Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в Ирак для помощи соседнему государству в борьбе с боевиками группировки ИГИЛ». Поэтому  складывается ощущение того, что США пытаются вовлечь в иракские события Иран, чтобы  ИГИЛ получила  предлог и для переноса боевых действий  на территорию этой страны.

Главное сейчас в том, как поведет себя Турция, оказавшаяся сразу в кольце двух фронтов - сирийского и иракского. Ранее МИД Турции призвал НАТО и ООН провести экстренные заседания, чтобы обсудить ситуацию в Ираке. Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу  был вынужден прервать свой визит в США, но успел  провести переговоры главой госдепартамента США .Пока главным сюжетом в этих переговорах остается освобождение захваченных в Мосуле джихадистами   турецкого дипломатического персонала и  сотрудников турецких спецподразделений, занимавшихся  обеспечения безопасности диппредставительства.  Генсек Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен заявляет, что  «у НАТО нет мандата для урегулирования ситуации в Ираке, который столкнулся с серьезной террористической угрозой со стороны группировки «Исламское государство Ирака и Леванта».  В свою очередь  британская  газета The Guardian со ссылкой на «два официальных представителя на правах анонимности» сообщает, что США «группировку ИГИЛ  всерьез не рассматривали», и что «решение США по этому поводу зависит от умения правительства Нури Аль-Марики принимать сложные решения». Но время для таких  решений в Багдаде  упущено во многом по вине тех же американцев». Foreign Policy со ссылкой на официальных лиц из США, пожелавших остаться неизвестными, утверждает, что  после того, как американские войска были выведены из Ирака, боевиков пытались отслеживать с помощью изображений, полученных со спутников, и радиоперехвата. Сообщается также и о том, что  в мае министр обороны США Чак Хэйгел встречался  в Саудовской Аравии с представителями арабских стран, с которыми обсудил ситуацию в регионе. Вместе они «признали, что группировка ИГИЛ и другие боевики-исламисты из Ирака и Сирии представляют собой серьезную угрозу Ближнему Востоку». Однако никакого плана о противодействии радикальным вооруженным формированиям к рассмотрению принято не было. Теперь, как сообщила  на брифинге представитель госдепартамента США Мари Харф, «по запросу иракской стороны Пентагон  активизировал поддержку Багдада  и стал делиться  разведданными, которые добываются с помощью беспилотных аппаратов, не несущих вооружения». А почему раньше Вашингтон не реагировал на аналогичные запросы Багдада?

Сейчас президент США Барак Обама заявляет, «что США готовы к военным действиям, если понадобится защитить Ирак от террористов из группировки «Исламское государство Ирака и Леванта». По его словам,  «США заинтересованы в том, чтобы приверженцы джихада не получили плацдарм в Ираке»,  и что  «официальные лица в США рассматривают все варианты». В то же время бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон заявляет,  что «Белый Дом должен воздержаться от активных военных действий в Ираке», а Багдад  «должен сам  бороться с террористами».

Все это  наводит на серьезные размышления.  Белый Дом  или  находится в полном «раздрае», или  проводит  операцию по   информационному  и политическому   прикрытию  части  своего  геополитического сценария на Большом Ближнем Востоке - через вовлечение  Ирана в иракские события    вывести  ИГИЛ  в Закавказье,  на южные рубежи России. Тогда распространяемые  в соцсетях  призывы от имени группировки ИГИЛ   «создать на территориях Азербайджана и Турции исламские государства» выглядят логично.

Это – первый, и, видимо, неожиданный  исламистский трансфер  Азербайджану из региона Ближнего Востока.  Может случиться так, что первоначально  шиитский ислам в республике станет более активно сметать на своем пути местный национализм, переводя впоследствии  потенциал социального протеста в противостояние с  внешними  сильными суннитскими группами, как традиционными суфийскими, так и салафитскими. Неслучайно на днях некоторые бакинские СМИ «вдруг» вспомнили о статье американского эксперта Робина Райта, опубликованной в октябре  прошлого года в приложении к газете «Нью-Йорк Таймс», в которой  была предпринята очередная попытка  представить  будущую карту Большого Ближнего Востока «по этническим и религиозным линиям». В ней речь идет о разделе Аравийского полуострова на пять государств. Согласно прогнозам Райта, скоро возникнут такие страны, как Южная Аравия, Северная Аравия, Западная Аравия, Восточная Аравия и Ваххабистан. А где, с кем и каким будет Азербайджан, устоит ли он  перед цунами  «новой политики» США   на Ближнем Востоке? Так что  будущее готовит для  Закавказья немало удивительных геополитических сюрпризов. Мифы становятся реальностью.

Нашли ошибку? Выделите текст, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Тарасов СтаниславТарасов Станислав
Источник: ИА REX

 

Давид Арутюнов: Саудовская Аравия нанесла в Ираке удар по шиитскому альянсу

  • Сегодня, 14:27
Давид Арутюнов: Саудовская Аравия нанесла в Ираке удар по шиитскому альянсуВ июне резко обострилась ситуация в Ираке, где боевики радикальной исламистской группировки "Исламское государство Ирака и Леванта" (ISIL) захватили ряд крупных населенных пунктов страны - административные центры провинции Найнава и Салах-эд-Дин - города Мосул и Тикрит соответственно. Сообщается о намерении боевиков организовать наступление на столицу Ирака Багдад, при этом, в случае даже если эти амбициозные планы не будут реализованы, ISIL в настоящее время вполне в состоянии перерезать коммуникации, связывающие Багдад с севером страны. Похоже, что нынешний кризис является самым серьезным вызовом стабильности Ирака с момента вывода американских сил из страны в 2011 г.

До начала нынешнего успешного наступления группировка "Исламское государство Ирака и Леванта" с января 2014 г. активно действовала в западных, преимущественно суннитских провинциях Ирака, переместив туда центр своей активности из Сирии. На территории последней ISIL противодействовала коалиция радикальных и умеренных исламистских группировок, что, по видимому, послужило одной из причин перехода группировки в Ирак. Отметим, что эффективность действий ISIL в суннитских провинциях страны связана с обострением в Ираке конфликта между основными общинами, вызванного стремлением правительства шиита Нури аль-Малики создать сильную центральную власть в Багдаде, контролируемую шиитами. Данные шаги действующего премьер-министра инициировали конфликт с суннитами, курдами и частью шиитских структур, недовольных концентрацией власти в руках Малики.

В частности, одним из факторов успеха ISIL могли стать изменения в позиции суннитских племенных объединений, ранее силами собственного ополчения противостоявших радикальным исламистам на западе страны. Ранее появлялись сообщения о росте недовольства суннитских племен действиями Багдада, что, по сути, подорвало основу ранее достигнутого замирения суннитских регионов Ирака. Еще одним фактором эффективности ISIL является наличие у группировки серьезной экономической базы - в Сирии ее силы контролировали северо-восточные, нефтеносные регионы страны, что позволило ISIL пользоваться доходами от нелегальной продажи нефти. Примечательно, что и второй этап действий группировки в Ираке был нацелен на чувствительные для Багдада нефтеносные районы на севере страны, расположенные на стыке границ курдской автономии Ирака.

В то же время нынешний иракский кризис имеет и региональное измерение, связанное с конкуренцией между Саудовской Аравией и Ираном за региональное лидерство. Примечательно, что в последние месяцы премьер-министр Ирака аль-Малики неоднократно выступал с обвинениями в адрес Саудовской Аравии и Катара, утверждая, что они спонсируют действующих в Ираке и Сирии боевиков. Кроме того после прошедших в апреле в Ираке парламентских выборов ряд аффилированных с Эр-Риядом СМИ запустил кампанию против действующего премьер-министра Ирака, утверждая, что последний пользуется активной поддержкой Ирана, заинтересованного в пребывании аль-Малики у власти. На этом фоне активизация боевиков-джихадистов именно на севере и западе Ирака выглядит неслучайной. Появление фактически сплошной территории, контролируемой ISIL, на северо-востоке Сирии и в Ираке наносит успешный удар по фактическому региональному альянсу в составе Ирана, про-шиитского Ирака, асадовской Сирии и ливанского движения "Хизбалла". Кроме того, в результате действий боевиков будут существенно ослаблены позиции действующей центральной администрации в Багдаде. На этом фоне примечательна и реакция Тегерана на кризис в Ираке. В частности Иран предложил Багдаду помощь в борьбе с террористами, а также принял меры по укреплению безопасности на своих границах.

Еще одним важным аспектом текущего кризиса является курдский фактор в Ираке. Наступление ISIL и стремительный крах правительственных сил безопасности резко укрепили позиции властей курдской автономии Ирака в конфликте с Багдадом относительно распределения полномочий между центральными властями и руководством курдского региона. В первую очередь Иракский Курдистан вынужден был принять на своей территории около полумиллиона беженцев из захваченного исламистами Мосула. Затем в условиях бегства подразделений иракской армии курдское ополчение пешмерга оказалось фактически единственными эффективными силами, способными противостоять боевикам ISIL на севере Ирака. Представители властей Ирака уже выступили с заявлениями о намерении взаимодействовать с курдами в борьбе с боевиками. Также сообщается о развертывании подразделений пешмерга в районе Мосула и занятии ими нефтеносного района города Киркук, бывшего до сих пор яблоком раздора между Багдадом и властями курдской автономии.

Как уже отмечалось, данная ситуация укрепит позиции Иракского Курдистана в конфликте с Багдадом, в том числе и по такой ключевой проблеме как начавшиеся в мае поставки нефти на международный рынок из курдской автономии через Турцию. До сих пор Багдад резко выступал против данных шагов Эрбиля, однако очевидно, что поражение центральных властей Ирака в борьбе с боевиками ISIL не прибавит Багдаду козырей в этом споре. Тем более, что в последние дни появились новые данные о дальнейшем проникновении нефти из курдской автономии на мировой рынок. В частности сообщается о планах Эрбиля заключить крупное соглашение о сотрудничестве в энергетической сфере с Ираном, аналогичное уже заключенному с Турцией. Кроме того агентство Reuters сообщило со ссылкой на источники, что в число покупателей нефти из курдского региона вошла и российская "Роснефть", закупившая партию нефти из автономии для НПЗ в Германии, совладельцем которого является компания BP.

Таким образом, уже можно констатировать, что наступление "Исламское государство Ирака и Леванта" в Ираке нанесло серьезнейший удар по системе властного баланса, выстроенного американцами до своего ухода из Ирака. Совпав с острым кризисом власти в Багдаде, вызванным противоречиями между основными общинами страны, действия исламистов наносят удар по перспективам консолидации Ирака в качестве единого государства.
 
Автор Давид Арутюнов Первоисточник http://www.regnum.ru/news/polit/1813649.html
Рейтинг статьи

Картина дня

наверх