Если звезды зажигают, значит это кому-то нужно. Вот только после того как эти звезды зажгутся, вряд ли они захотят приглушить свой свет, даже если в них нет особенной необходимости. А слуги государевы, раз уж заслужили свои высокие чины и жалование, сделают все, чтобы доказать свою нужность и важность.
Вот к примеру, славное III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Очень действенное получилось подразделение благодаря своим начальникам и неустанной помощи Государя Императора. К концу 1840 годов, как раз когда в этих ваших Европах разгорелся пожар революций, в государстве Российском царили полный порядок, единение и уважение к власти и ее узаконениям. Но если доложить императору: Государь Николай Павлович, все вольнодумцы стали Вашими верными слугами, а те, кто не одумался, распределены по дальним краям, то не возникнет ли у него вопрос – а нужна ли тогда дальше надзорная служба?!
Поэтому надо бдеть! Вдруг отыщется крамола! Например, на конфектных обертках или на бутылках с шампанским! Или даже во внешнем виде! В марте 1849 года Леонтий Дубельт доложил высокому начальству:
«Генерал-майор Львов доносит, что в Симбирской губернии многие молодые люди, из дворян, отпустили бороды; что для собрания об этом сведения он посылал в Симбирск старшего адъютанта Нейкова, который удостоверился, что действительно носят бороды дворяне: Языков, Татаринов, Бекетов, Бестужев, Жаркевич, Черинков, Топорин, вольнопрактикующие медики Егоров и Сталевский, и некоторые другие; что большая часть из них носит бороды из подражания иностранцам, а Языков и Татаринов, как полагают, для того, что это не нравится правительству…»
Начальство удивляется и отдает приказ: узнать, что происходит в других губерниях. Уж не затеялось ли среди дворян вольнодумство. И не являются ли бороды неким знаком?! Уж не бунт ли это?!
Кипит переписка, спешат курьеры с докладами, растет следственное дело.
Наконец, все изучено, рассмотрено, доложено.
Государь Николай Павлович наносит свою резолюцию, дальше начальство доводит ее до сведения Дубельта:
«23 апреля 1849 года...
Донести губернским предводителям дворянства, что Его Величество почитает недостойным русскому дворянину увлекаться слепым подражаниям всем западным затеям так называемой моды, и что ношение бороды тем более неприлично, что всем дворянам предоставлено право ношения мундира, при котором отнюдь не дозволяется иметь бороду.
Проверить, выполнен ли приказ. Сопротивляющихся дворян доводить до ареста…»
О важном люди думали. О бородах беспокоились и «так называемой моде». А теперь квадроберы какие-то…
Свежие комментарии