Многие советские фотолюбители свои первые шаги в искусстве «остановки мгновения» делали с помощью недорогого (15 рублей) и довольно простого по своему функционалу фотоаппарата «Смена-8М».
Собственно, предшественник этой модели, «Смена-8», тоже пользовался немалой популярностью, но в конце 60-х гг. один из ведущих конструкторов ЛОМО (Ф.
В 1970 году началось серийное производство обновленной модели, вышедшей под названием «Смена-8М». Самые первые партии этого фотоаппарата имели роскошные футляры из коричневой кожи, но вскоре стало понятно, что бюджетная камера и шикарный кофр — вещи несовместимые.
Производство приняло решение отказаться от кожи в пользу того самого дерматина, который так плохо переносил морозы — на эту проблему часто жаловались любители запечатлеть кадры своих зимних вылазок на природу.
То, что новая бюджетная камера завоевала огромную популярность у советских фотолюбителей (причем, не только у новичков, но порой и у опытных мастеров) — было вполне закономерно. Странным кажется то, что заграничные потребители встретили эту новинку довольно прохладно.
И это на фоне того, что предшественница, «Смена-8», которая в экспортном варианте называлась «Cosmic-35», была заграничными фотолюбителями очень даже востребована. С «Cosmic-35М» — так назвали для экспорта Смена-8М"? этот номер не прошел...
Спустя четыре года в дизайн фотоаппарата были добавлены некоторые нововведения — например, его название стали писать как кириллицей, так и латиницей: на объективе значения светочувствительности пленки обозначились как по советским ГОСТам, так и по международной системе.
Но интереснее всего получилось с нумерацией заводских номеров фотоаппаратов. Они стали восьмизначными: шесть знаков — сам номер и два знака — дата выпуска. Но уже через пять лет с момента начала серийного производства в год стали выпускать более 1 млн камер, а система нумерации допускала всего лишь 999 999 штук.
За 10 лет ЛОМО выпустило почти 8,5 млн этих камер, и, несмотря на то, что у фотолюбителей за эти годы сильно изменились запросы к технике, «Смена-8М» продолжала выходить огромными партиями. И не только невысокая цена и простой функционал делали эту камеру такой популярной — многие фотолюбители до сих пор с теплотой вспоминают ее устойчивость к сильным морозам. Чехол рассыпается на отдельные фрагменты, а камера продолжает снимать без каких-либо нареканий.
Несмотря на огромные тиражи и всеобщую любовь, у «Смены-8М» никогда не было юбилейных версий, как это практиковалось с другими фотоаппаратами. Исключением, пожалуй, можно назвать только тот случай, когда представителям ЛОМО, приехавшим в Болгарию на какое-то крупное мероприятие 1984 года, вручили «Смену-8М» с дополнительными надписями на болгарском языке.
Интересно то, что в середине 80-х ЛОМО выпустило на базе этой камеры интересный детский конструктор «ЮФК-2». В комплект входил набор деталей, из которых можно было собрать простенький фотоаппарат, такой же простой фотоувеличитель, лупу и диапроектор.
Конструктор, как и сама камера, был обновленной версией более ранних наборов: ФК-1 (выходил ограниченным тиражом) и ЮФК-1, созданного на базе «Смены-6». ЮФК-1 выпускали с 1963 по 1972 гг., в этой версии детям предлагалось из деталей собрать не только фотоаппарат, фотоувеличитель, лупу и диапроектор, но еще и фильмоскоп.
С выходом «Смены-8М» дизайн и комплектацию конструктора обновили, и он, как и камера, стал самой массовой моделью в своем семействе. Кстати говоря, «Смена-8М» не просто так считается самым массовым фотоаппаратом в мире: за период с 1970 по 1995 было выпущено почти 19 млн экземпляров — весьма впечатляющие цифры...
Кому-нибудь доводилось снимать на эту камеру?
Поделитесь впечатлениями в комментариях.
Читать далее →
Свежие комментарии