Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин признается: «В России большая доля коррупционных расходов». То есть, другими словами, воруют очень много.
Две главные российские беды
Тем, кто «пилит» бюджеты на дорожном строительстве, в изобретательности и ловкости не откажешь.
В Вологодской области выяснился изящный маневр дорожников.
Во время тренировки команды велосипедистов установленные на двухколёсные машины компьютеры определили, что на 10-километровом шоссе расстояние между двумя стандартными километровыми столбами составляет не положенные 1000 метров, а всего 700. Аномалия была установлена лишь на одном километре из десяти, однако, исходя из общей стоимости проекта в 1 млрд. рублей, несложно вычислить, что «пропавшие» 300 метров принесли кому-то около 30 млн. рублей чистой прибыли.В Тюмени было возбуждено уголовное дело в отношении механика дорожной компании, которого обвиняют в получении взятки. С ноября 2019 года по февраль 2022 года мужчина, работая в дорожной компании, получал от представителей поставщиков ГСМ взятки за сотрудничество и обеспечение заявками на смазочные материалы в рамках заключенных договоров. «Размер взятки начинался от 70 тыс. рублей», — сообщили в следственном управлении региона. Сумма контрактов, заключенных на поставку ГСМ, составила 52 млн. рублей.
Под влиянием прогресса качество дорог должно, по идее, расти, а не падать. Однако учитывая многоступенчатость этого бизнеса, для многих его участников, не допущенных непосредственно к конкурсу на строительство, источником «дополнительной прибыли» становятся стройматериалы, которые при строительстве дорог используют в меньшем количестве, что нарушает технологию и ухудшает качество дорожного покрытия.
Никто не будет проверять, сколько тонн песка или щебня в самосвале, поскольку таких машин на обычную стройку может приходить по нескольку десятков ежедневно.
Другая стандартная ситуация – использование дешёвых материалов вместо предусмотренных проектом дорогих. Потому и строят у нас из чего придётся и как придётся – главное, чтобы по смете и в срок.
Песчаный карьер по смете находится в 100 километрах от стройки, однако подрядчик нашёл аналогичный поблизости. Образующаяся в подобных случаях разница, которую руководители строительных компаний предпочитают называть «дополнительной прибылью», может достигать 30% от стоимости контракта.
«За откаты муниципалитеты закрывают глаза на низкое качество работ, а через год снова перекладывают дорожное полотно по договору с той же компанией», – говорит председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
Примеры уголовных дел
В Новосибирской области продолжается рассмотрение уголовного дела в отношении экс-заместителя министра транспорта Новосибирской области Сергея Ставицкого, которого подозревают в получении взятки в особо крупном размере.
По версии СКР, замминистра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Ставицкий с целью обогащения предложил начальнику подведомственного управления автомобильных дорог Новосибирской области Михаилу Чуманову на регулярной основе передавать ему взятки.
Деньги предназначались «за общее покровительство по службе и максимальные надбавки к заработной плате». Речь идет о сумму более 1,5 млн. рублей.
Кроме того, Ставицкий обвиняется в растрате, а начальник ТУАД Чуманов в мошенничестве, растрате и получении взяток. По версии следствия, Чуманов получил от представителей коммерческих организаций Новосибирска взятки в виде денег и незаконного оказания ему услуги имущественного характера (асфальтирование придомового участка родственников) на сумму свыше 5 млн. рублей.
На Дальнем Востоке при строительстве дорог похищено 225 млн. рублей. Схема несложная. Директор филиала ФКУ ДСД «Дальний Восток» Дмитрий Бабак договорился с министром транспорта и дорожного хозяйства Приморского края Виктором Свяченовским о включении в проектную документацию на ремонт автомобильной дороги Владивосток — Находка обязательного условия - проведение ремонта методом холодной регенерации (повторное использование переработанного асфальтобетона с добавлением различных компонентов). Такой технической возможностью обладала только одна организация, которая и выиграла заключение госконтракта. Разница между новым и старым асфальтом осталась в кармане чиновника.
На Ямале два руководителя коммерческой организации «по-дружески» передали директору департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО взятку в размере 3 млн. рублей за беспрепятственное исполнение и оплату ранее заключенных контрактов на выполнение работ по ремонту и содержанию дорог, а также обеспечение заключения крупных контрактов в будущем.
По данным следователей, взятку получил и еще один чиновник – начальник Надымского филиала ГКУ «Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа», которому коммерсанты предложили более скромный «гонорар» - 1 млн. 300 тыс. рублей. Он также обязался предоставлять покровительство.
СУ СКР по Алтайскому краю 29 июня 2022 года известило об окончании расследования уголовного дела по коррупционной статье в отношении теперь уже бывшего руководителя государственного предприятия дорожного хозяйства региона.
Как оказалось, обвиняемый получил взятку в размере 307 тыс. рублей от индивидуального предпринимателя. Этим предполагалось закрыть глаза на то, что работы на объектах в городе Белокуриха и Солтонском районе будут выполнены без заключения договоров на предоставление дорожно-строительной техники и на поставку асфальтобетона, без оформления и подписания первичных учетных документов об их исполнении и без оплаты государственному предприятию этих работ и асфальтобетона. Кроме того, превышение должностных полномочий обвиняемым повлекли за собой причинение имущественного ущерба организации на сумму около 350 тыс. рублей.
«Это не просто коррупция, а системное вредительство в общенациональном масштабе, тотальный саботаж», - считает член Бюро президиума партии «Родина», директор Института свободы Фёдор Бирюков.
Три кита воровства в дорожном строительстве
Первое - нехватка техники. У нас и до санкций были сложности с закупкой машин - дорожно-строительная техника во всём мире считается стратегической. Производство машин для дорожного строительства в России никогда не было блестящим, а сегодня оно и вовсе развалено. В итоге у нас в провинции очень много дорог, которые существуют только на бумаге. Поэтому часто встречаются просто «направления». Эту проблему не решить без восстановления производства. Это долго, трудно и дорого. Но придётся.
Второе - наш действительно суровый климат, на который можно списать всё: мол, снег, дождь, перепады температур. Вот дороги и разваливаются. Изменить природные условия нельзя, но применять передовые технологии, снижающие затраты и потребность в ремонте, можно. В Европе, прежде чем уложить дорожное покрытие, ставят «прокладку» двухметровой толщины, чтобы вода не скапливалась под асфальтом и, замерзая, не взламывала его. Можно ведь и у нас делать также. Но нашим дорожникам по душе «ямочный ремонт», очень удобный для любителей закапывать деньги в землю.
Третья проблема - наличие людей, которые любят воровать. «Коррупция - главная причина дороговизны наших дорог, - считает Павел Горячкин, глава Союза инженеров-сметчиков. - Помимо выплаты «откатов» чиновникам за участие в тендерах на строительство простор для махинаций дают устаревшие нормативы, созданные ещё в конце прошлого века. Поэтому бюджету всё труднее оплачивать стройки: у нас сейчас в год строят 3 тыс. км автодорог, а в Китае - 30 тыс.»
Ежегодно бюджеты всех уровней тратят миллиарды рублей на дороги, да только конца и края этим тратам не видно. Нормально ездить можно только по федеральным трассам, а на дорогах регионального или муниципального значения ситуация плачевная.
Свежие комментарии