Писатель Михаил Булгаков считал, что Российская империя приказала долго жить в 10 утра 2 марта 1917 года. Во всяком случае, так он написал в своем очерке «Киев-город»:
«…Легендарные времена оборвались, и внезапно, и грозно наступила история. Я совершенно точно могү указать момент её появления: это было в 10 часов утра 2-го марта 1917 года, когда в Киев пришла телеграмма, подписанная двумя загадочными словами: депутат Бубликов…»
На самом деле телеграмма ушла и пришла немного раньше. Комиссар Временного комитета Государственной думы Бубликов распорядился отправить эту телеграмму утром 28 февраля (все даты в этой статье приведены по старому стилю) с целью оповестить начальников железнодорожных станций Российской империи о том, что в столице грянул мятеж.
Ведь получилось вот что.
27 февраля в Петрограде началась революция. Взбунтовался не только пролетариат, но и армейские части, начиная с Волынского полка. Образовался Временный комитет Государственной думы (полное название у него было таким: «Комитет членов Государственной думы для водворения порядка в столице и для сношения с лицами и учреждениями»).
Ну и что?!
Да, власть в столице что-то закачалась, но остальная страна пока ни в каких революциях участия не принимала и даже не собиралась. И вообще, все прекрасно помнили, как в 1905 году в столице случилось «Кровавое воскресенье», в Москве целое вооруженное восстание и на Транссибе царил полный бардак. А потом всех разогнали и успокоили. Сейчас начальство осмотрится, распорядится, подойдут верные полки и наведут порядок, может быть и со стрельбой.
Могло так случиться?
Да запросто, если бы нашлись решительные люди, поддерживающие царя. Но вместо этого такие люди нашлись с другой стороны.
Александр Бубликов был одним из депутатов IV Госдумы. До того как попал в парламент, он успешно сколачивал миллионные капиталы на железнодорожном поприще. Железные дороги в то время - это одновременно и самые передовые технологии, и берущиеся из воздуха капиталы. Правда, не стоит забывать о том, что капиталы могли как взяться из воздуха, так и раствориться в нем без следа, Савва Мамонтов не даст соврать.
У Бубликова с капиталами все сложилось хорошо. Потомственный железнодорожник сколотил свои миллионы на участии в проектах железных дорог Москва-Казань-Екатеринбург и Ачинско-Минусинской линии. В 1912 году, уже будучи весьма состоятельным человеком, способным запросто пожертвовать на благотворительность 100 тысяч рублей, он избрался в Думу как представитель «прогрессистов» - партии крупного российского бизнеса: землевладельцев и крупных промышленников вроде братьев Рябушинских. То есть, забытый в наши времена господин Бубликов был из тех, кто заработал состояние на стремительном промышленном росте империи. И теперь он и другие, такие же как Бубликов, хотели заполучить свою долю власти.
Они же умные?! Умные.
Талантливые?! Конечно.
Состоятельные?! Однозначно.
Родовитые?! Вот с этим у заправил российского капитализма нередко имелись проблемы.
Но все равно очень хотелось тоже порулить огромной империей. Не царю же одному править, в самом деле! В век перемен живем!
Когда организовался «Комитет Государственной думы», Бубликов, в отличие от остальных, будучи опытным железнодорожником, мигом сообразил, что надо делать, чтобы непонятная буза в столице стала восприниматься как что-то более серьезное.
Дело в том, что на каждой железнодорожной станции имелся телеграф. Узел связи со всеми станциями находился в Министерстве путей сообщения. Поэтому Бубликов, как человек, разбирающийся, как и что там устроено, попросил у «Комитета Государственной думы» выдать ему мандат комиссара и отправился в министерство путей сообщения отбить телеграмму, чтобы огромная страна, по крайней мере, на всех железнодорожных станциях узнала, что в столице революция. Так утром 28 февраля 1917 года из Петрограда и ушла депеша:
«Железнодорожники!
Старая власть, создавшая разруху во всех областях государственной жизни, оказалась бессильной. Комитет Государственной Думы, взяв в свои руки оборудование новой власти, обращается к вам от имени отечества: от вас теперь зависит спасение родины. Движение поездов должно поддерживаться непрерывно с удвоенной энергией. Страна ждет от Вас больше чем исполнение долга - она ждет подвига.
Слабость и недостаточность техники на русской сети должна быть покрыта вашей беззаветной энергией, любовью к родине и сознанием своей роли транспорта для войны и благоустройства тыла»
Еще ни Николай II, ни Михаил Романов не отреклись и даже не собрались это сделать, а господин Бубликов уже оповестил страну, что «старая власть … оказалась бессильной…». Так страна узнала, что в столице началась революция.
После этого Бубликов распорядился еще и остановить царский поезд, который в это время вышел из Ставки назначением в Царское Село. Но с остановкой поезда у Бубликова все получилось не совсем так, как он хотел, железнодорожники его приказ не выполнили, но и царский поезд приехал не в Царское Село, а в Псков, прямо к месту отречения
Гордый собой Бубликов сидел гоголем в МПС и искренне считал, что в благодарность за проделанную работу ему предложат место министра путей сообщения в новом правительстве. Каково же было его удивление, когда 2 марта он узнал, что «Комитет Государственной думы» прекратил свое существование и теперь господин Бубликов - комиссар несуществующей институции. А новая власть - Временное правительство, решила, что министром путей сообщения станет кадет Николай Некрасов. Если хотите, уважаемый Александр Александрович, место товарища министра путей сообщения пока еще свободно, - сообщили Бубликову. Товарищ министра - это как сейчас заместитель министра. Вроде и неплохое место, но мечтавший получить министерский портфель Бубликов закусил удила и работать под началом Некрасова отказался.
В схватке за места в правительстве депутат Бубликов проиграл. Технарь и бизнесмен - не политик, что с него, наивного, взять. Нашлись те, кто ловчее и бойчее. Правда, они еще не знали, что первому составу Временного правительства судьба отмерила совсем недолгий срок у руля начавшей стремительно разваливаться империи.
Пути Александра Бубликова с Временным правительством таки не пересеклись. Он не вошел ни в одну из его вариаций, но зато отметился тем, что прилепил навек Керенскому прозвище «Главноуговаривающий».
В сентябре 1917 года Бубликов собрался и уехал из России навсегда.
Николай Некрасов, занявший пост министра путей сообщения, на который метил Бубликов, остался в России и СССР и хлебнул революционной романтики полной ложкой.
За 1917 год он успел поработать не только министром путей сообщения, но и министром финансов, а потом еще и заместителем Керенского. В дни корниловского мятежа он попробовал вести свою собственную игру, надеясь удалить обоих: Керенского и Корнилова, чтобы самому стать главой правительства. В результате проиграл Керенскому и отправился в Финляндию, став последним генерал-губернатором Великого княжества Финляндского.
В СССР Некрасов пытался сначала просто жить тихо и незаметно, никого не трогая, пока в 1921 году его не опознали в Казани. Чекисты доставили его к Ленину, после чего Некрасов занялся организацией советской потребкооперации. В 1930 году его посадили на 10 лет как контрреволюционера и отправили строить Беломорканал. Не кайлом и лопатой, конечно, а заниматься организацией работы. Потом Некрасов строил еще и канал Москва-Волга в качестве начальника одного из строительных участков.
В 1937 году бывший министр-капиталист за трудовые успехи и организаторские способности удостоился от самой справедливой Советской власти ордена Трудового Красного знамени за строительство канала Москва-Волга. Правда, когда место во главе НКВД занял товарищ Берия, то неожиданно выяснилось, что этот канал строился бывшим господином, а теперь товарищем Некрасовым вредительски, а сам он готовил контрреволюционный переворот и покушение на товарища Сталина. Поэтому в 1940 году Некрасова расстреляли за то же самое, за что наградили в 1937-м - за строительство этого самого канала Москва-Волга.
Так что может и к лучшему для Бубликова получилось, что он ошибся в своих ожиданиях.
Свежие комментарии