
11 апреля (29 марта по старому стилю) Православная церковь чтит память нескольких святых, в том числе мученика Марка Арефусийского, а также родоначальников Псково-Печерского монастыря Ионы и Марка. В народном календаре этот день называли Марком Полурепой или Берещеньем и связывали с ним несколько традиций и примет. Кроме того, существовали и запреты, нарушение которых грозило неприятностями. Подробнее — в материале URA.RU.
Кого вспоминают 11 апреля
Марк Арефусийский
Этот день памятен для православных христиан благодаря деятельности нескольких святых. Одним из них был епископ Арефусийский Марк, который жил в IV веке в Сирии. В эпоху правления Константина Великого он был рукоположен в епископы города Арефусии. В то время христианство стало главенствующей религией в Римской империи: прекратились преследования верующих, восстанавливались храмы, проводились поиски мощей святых и реликвий, связанных с жизнью Иисуса Христа.
Однако в стране все еще было много людей, которые придерживались старой веры. Чтобы бороться с остатками язычества, святитель Марк использовал не только проповеди, но и более решительные действия. Он лично разрушил языческое святилище и построил на его месте христианскую церковь.
В 361 году император Юлиан возобновил гонения на христиан и запретил им преподавать в школах, за что получил прозвище Отступник. Узнав об этом, идолопоклонники решили отомстить святителю Марку. Пожилой епископ скрывался, но узнав о невиновных жертвах, добровольно сдался.
Его подвергли пыткам, требуя отречься от веры, но Марк остался непоколебим. Его стойкость привела к обращению многих в христианство. Палачи, поняв тщетность истязаний, отпустили Марка. Через несколько лет он умер от старости.

Марк Псково-Печерский
Преподобные Марк и Иона считаются основателями и первыми строителями Псково-Печерского монастыря. О жизни Марка известно немного. Летописи гласят, что он является четвертым великим пустынножителем. В начале своего существования псковские монастыри страдали от нападений ливонских рыцарей. Монахов убивали, а тех, кому удавалось спастись, отправляли в плен. Некоторые из них скрывались в Каменецких пещерах.
Так, преподобный Марк и другие монахи, которые нашли убежище в лесах и пещерах в долине Каменца, стали основателями Печерской обители. Долгое время эта обитель оставалась в тайне.
Легенды о преподобном Марке гласят, что местные охотники иногда видели его молящимся на склоне холма рядом с тремя камнями. Два из этих камней до сих пор лежат под сенью огромных монастырских дубов в верхнем саду. Третий камень, по предположениям, ушел под землю.
Святой Марк, живя в отшельничестве, побеждает плоть ради Богообщения. Созерцание Бога — его духовная деятельность, ведущая к вечной жизни. После смерти его праведная душа вознеслась на небо, а тело, высохшее от трудов и молитвы, было погребено в дубовой колоде, которую он сам выдолбил.
Иона Псково-Печерский
Иона (в миру Иоанн), прославленный в лике преподобных, был иеромонахом Русской православной церкви и в конце XV века построил Псково-Печерский монастырь. До этого в конце 1460-х годов был отправлен в город Юрьев для службы в церкви Николая Чудотворца, поставленной псковичами. Позже из-за притеснений немцев-католиков был вынужден уехать в Псков.
После мученической смерти собрата Исидора, преподобный Иоанн покинул Псков и вместе с супругой Марией обустроил пещерный храм и кельи, в которых до этого жил Марк. Так было положено начало Псково-Печерскому монастырю. После смерти Марии он принял имя Иона и завершил строительство. Освятить храм удалось только в 1473 году с благословения новгородского архиепископа. Землю для обители предоставил Иоанн Дементьев.

Приметы и традиции 11 апреля
Этот день на Руси называли Марком Полурепой и Берещеньем. «Полурепой» 11 апреля прозвали из-за обычая проверять запасы репы и других овощей, которые хранятся в земле. Если к этому времени оставалась только половина запасов, это означало, что хозяйство велось правильно и запасов хватит до нового урожая.
Этот день символизировал приход весны: солнце светило чаще, снег таял, дни удлинялись. Хозяйки проверяли овощи, мужчины готовили инвентарь для посадок. Считалось, что запасами нужно делиться с соседями и животными. Кроме того, обращали внимание на предвестников весны: пение птиц, насекомых и теплый ветер. Считали, что это знак окончательной победы весны. Также день был благоприятным для планирования — как в хозяйстве, так и в личной жизни.
На Марков день приходился также праздник березы, поэтому еще одно его название — Берещенье. Это дерево на Руси почитали как символ жизни. Раньше было принято внимательно следить за погодой, чтобы предсказать будущий урожай. Люди также обращали внимание на березы, ведь, согласно приметам, если дерево к этому дню покрылось зеленью или пухом, то через неделю наступит резкое потепление. Кроме того, считалось, что через семь дней после того, как береза развернула листья, можно приступать к посадке картофеля.

В древности также люди отправлялись в березовую рощу, чтобы «прислушаться» к движению сока в деревьях. По поверью, если начать сбор березового сока 11 апреля, то здоровье будет сопровождать человека весь год. Кроме того, начало сбора сока в этот праздник обещает благополучие в доме.
В Марков день крестьяне втыкали березовые ветки в огороде для богатого урожая. Больного слегка хлестали веткой для выздоровления, веря, что это изгоняет лихорадку. В Берещенье ветви клали на чердак для защиты от молний, а в старину освящали их в храме для оберега дома.
Что нельзя делать в Марков день
11 апреля не следовало рубить березы, так как это могло привести к неблагоприятным последствиям. Считалось, что это может негативно сказаться на судьбе человека или привести к потере удачи. Однако, если речь идет о срезании веток, то запрета не было.
Также не рекомендовалось стричься в Берещенье, так как это могло привести к тому, что волосы будут долго отрастать. Лучшим решением было перенести визит к парикмахеру на другой день. В Марков день также не стоит сушить белье на улице, так как ветер может «унести» здоровье всех членов семьи.
Кроме того, как и в прочие дни, 11 апреля нельзя было ругаться и браниться, в ином случае в ссорах пройдет весь год. Нельзя было отказывать в помощи нуждающимся, поскольку это могло обернуться бедами и для самого адресата просьбы. Также не рекомендовалось начинать строительство — Марков день не особенно подходил для закладки нового.

Свежие комментарии