Недавнее заявление Дмитрия Рогозина о том, что военно-промышленная комиссия рассматривает вопрос о создании в России частных военных компаний, свидетельствует о запуске процесса легализации российского «серого» рынка частных военных услуг.
Словосочетание «частная военная компания» (ЧВК) пока звучит непривычно для российского уха.
Несмотря на то, что на официальном уровне создание ЧВК объясняют необходимостью выхода России на международный рынок частных военных услуг, по сути, речь идет не о создании данного сектора, а о его легализации.
Отсутствие в России законодательной базы не стало препятствием для развития российских ЧВК, которые уже около десяти лет де-факто присутствуют в ключевых конфликтных зонах. Так, ЧВК «Антитеррор-Орел», которая была создана бывшим топ-менеджером «Внуковских авиалиний» Сергеем Исаковым при поддержке Сулеймана Керимова, с 2003 года выполняет в Ираке не предполагающие участие в военных действиях миссии по охране объектов и конвоированию грузов.
При этом низкая конкурентоспособность российских ЧВК, зарегистрированных в офшорах, проявляется как в узком наборе их функций, так и практически минимальной, по международным меркам, оплате труда сотрудников. Российские компании предлагают услуги формата стандартного ЧОП, в то время как крупнейшие игроки рынка частных военных услуг давно перешли к многопрофильной специализации, в которой ключевые ниши занимают консалтинг и специальная подготовка.
Например, американская компания Academi (бывшая Blackwater) делает ставку на специальную подготовку американских военнослужащих, организуя на собственной тренировочной базе курсы по стрельбе, рукопашному бою и экстремальному вождению. Основным заказчиком компании является правительство США. В свою очередь
израильские ЧВК завоевали на мировом рынке прочные позиции в сфере консалтинга, занимаясь выстраиванием комплексных систем безопасности и разведки. Британские ЧВК специализируются на риск-менеджменте, логистике и защите финансовой инфраструктуры.
Таким образом, в словосочетании «военные услуги» в настоящее время акцент смещается в сторону второго слова. Охрана и конвоирование непосредственно в зоне повышенного риска (как правило, на территории страны с нестабильной обстановкой) обычно передаются субподрядчикам из числа более мелких предприятий.
Даже получив легальный статус, российские ЧВК едва ли будут успешны на монополизированном британцами и американцами рынке. Пока они не способны конкурировать в высокотехнологичных отраслях, что сведет их деятельность к фактической поставке наемников.
К тому же Россия в настоящий момент не ведет военных кампаний за рубежом и не нуждается в «тыловом» подкреплении в виде военизированных ЧОПов. Очевидно,
государство, отдавая этот вид ЧВК на откуп уже действующим бизнес-игрокам, больше заинтересовано в двух других видах коммерческих военных структур – корпоративных и этнических квази-армиях.
Первые представлены службами безопасности промышленных компаний, которые работают в «горячих» регионах. Совокупная численность их сотрудников-«силовиков» уже превзошла ФСБ, и в странах, где присутствуют объекты, принадлежащие российским корпорациям, они фактически работают в режиме экстерриториальности. Легализация военно-охранных предприятий позволила бы корпорациям использовать аутсорсинг в тех случаях, когда требуется персонал со специфическими навыками, например, для противодействия атакам со стороны пиратов. Специальная подготовка сотрудников корпоративной безопасности в таком случае может быть коммерчески не оправданной, в то время как ЧВК, нанимающие специалистов узкого профиля, справятся с подобной задачей быстрее и эффективнее. Кроме того, ЧВК получат возможность легально наращивать имеющиеся охранные мощности.
Однако наряду с корпоративными службами безопасности, пользующимися широкой автономией в зарубежной деятельности, коммерческая квази-армия может оказаться востребованной на территории самой России. В ее функции могла бы войти охрана приграничной зоны в отдаленных регионах с ощутимым иммиграционным давлением извне – например, на Дальнем Востоке.
Однако коммерческие и тактические выгоды создания ЧВК не отменяют того факта, что постепенная приватизация пространства безопасности как «вовне», так и в пределах страны – мина замедленного действия. Фактически, это размывание права на насилие, которое является монополией государственной власти.
Легализация ЧВК неизбежно повлечет наращивание оборотов теневого рынка оружия. В перспективе ЧВК могут вообще превратиться в самостоятельных внутриполитических игроков, принимая сторону тех или иных «центров силы». По сути, это может стимулировать очередной виток неофеодализации России.
11.10.12 13:27
Надежда Соколова
Очень похоже на то, что, напуганные протестами и возможностью революционных выступлений населения, власти хотят легализовать создание частных наемных армий. Во-первых, в таких армиях могут "работать" любые (в том числе иностранные, не связанные семьей и воспитанием с Россией) наёмники-гасарбайтеры, и во-вторых (и главных), это будет защита наворованного, да и самой жизни обнаглевших приХватизаторов. А если вспомнить о резком неприятии нынешним президентом возможности разрешить населению короткостволы и недавнюю кампанию против травматики...
Таково моё личное мнение.
Свежие комментарии