Стрелка часов мировой войны опасно приблизилась к полуночи. Президента Трампа упорно подталкивают нанести мощный ракетно-бомбовой удар по союзнику России — Сирийской Арабской Республике — и вооружённым силам РФ в Сирии. Нет никакой уверенности в том, что он не поддастся давлению.
Предвоенное крещендо началось три недели назад с пустых обвинений спецпрокурора Мюллера в адрес «русских троллей из Ольгино». И как по команде, пресса и политики как с цепи сорвались. Ведущий комментатор газеты The New York Times Том Фридман сравнил объявления в Twitter с нападением японцев на Пёрл Харбор, на который, как известно, Америка ответила ядерной бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки. Хиллари Клинтон сравнила «действия русских хакеров» c разрушением башен-близнецов 9/11, на которое Америка ответила нападением на Афганистан.
Сенаторы от обеих партий назвали «русское вмешательство в выборы» актом войны. На президента Трампа нажимают, обвиняют его в трусости перед лицом России. Джон Подеста, глава штаба Хиллари Клинтон, назвал его «первым дезертиром в новой войне». The Washington Post поставила Трампу в пример Рузвельта и Джорджа Буша, которые не испугались и вступили в войну. Если Россия — это новая Япония и второй Афганистан, её нужно покарать.
Казус белли, возможно, послужат высосанные из пальца обвинения России и Сирии в военных преступлениях и химических атаках. Речь идёт о боях за Восточную Гуту, последний анклав джихадистов вблизи Дамаска, откуда мятежники регулярно обстреливают сирийскую столицу. Это последний шанс на смену режима. За него ведутся упорные бои, и западная пресса повторяет там всё то, что она писала об Алеппо.
В частности, и утку о применении наступающими хлора. Хлор — опасный, но не смертельный газ, верифицировать его применение сложно, а то и невозможно — хотя бы потому, что хлор широко используется для дезинфекции, при уборке помещений и в быту.
Мятежники стали распускать слухи о том, что мирное население страдает от химатак.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал: «Уже пошли через СМИ вбросы о том, что в воскресенье, 25 февраля, или понедельник утром в Восточной Гуте был применён хлор в качестве отравляющего вещества, — со ссылкой на какого-то анонимного персонажа, живущего в США. И будут наверняка ещё дополнительные вбросы. И мы знаем, откуда эти вбросы. Их цель — очернить, ошельмовать правительственные силы, обвинить их во всех смертных грехах, в военных преступлениях». Это делается для расчленения Сирии.
В сообщениях из Восточной Гуты говорится, что там, среди мятежников, находится немало американских и английских спецназовцев, попавших под бомбовые удары русской авиации. Некоторые обозреватели даже видят в этом ответ России на бомбёжку, в которой пострадали русские бойцы ЧВК «Вагнер» (что, впрочем, не получило официального подтверждения).
Британский министр иностранных дел Борис Джонсон первым призвал нанести авиаудары по Сирии, «если будет доказано применение хлора». А затем эту тему подхватили в США. Влиятельный сайт Bloomberg потребовал от президента Трампа дать обязательство, что в случае применения газа хлора «русских и Асада постигнет возмездие куда серьёзнее, чем то, что обрушилось в апреле 2017-го», т. е. когда Трамп нанёс ракетный удар по сирийской авиабазе Шайрат.
5 марта газета The Washington Post сообщила, что Соединённые Штаты планируют нанести новый ракетно-бомбовой «удар возмездия» по Сирии. Газета даже привела подробности: кто из советников президента был за (Макмастер), кто против (министр обороны Маттис) и что президент пока не решил, как поступить. Влиятельный (протрамповский, но не мейнстримный) сайт American Conservative осудил намерение бомбить Сирию, подчеркнул незаконность таких действий, как и вообще американского военного присутствия в Сирии.
Этот поворот позволяет нам понять и смысл послания президента Путина к Федеральному собранию 1 марта. Мы все обратили внимание на виды оружия, о которых говорил президент. Действительно, эти новые виды оружия ликвидируют преимущества американской системы ПРО и превращают американские базы и авианосцы в лёгкие мишени, sitting ducks — «сидящих уток», как говорят американцы.
Но мало кто обратил внимание на одно слово в речи президента, а оно было ключевым. Россия ответит всей своей мощью в случае нападения на неё или на её союзников, сказал Путин. Единственный союзник России, которому сейчас угрожает нападение, это Сирия.
То есть Путин не просто так показывал американцам и англичанам кузькину мать. Он их предупреждал, что за удар по Сирии придёт внушительный ответ.
Этот ответ может потопить авианосцы в Средиземном море и в Персидском заливе, а может испепелить базы, откуда вылетают американские самолёты.
Вот сейчас и ломают голову американцы, как и на что ответит Россия. Одни убеждают себя и других, что Россия стерпит и утрётся. Другие предупреждают, что Америка может лишиться своего лучшего оружия — авианосных групп. И это даже в том случае, если такое столкновение не приведёт к тотальной ядерной войне сверхдержав.
Этот вопрос обсудили сейчас премьер Мэй и президент Трамп. Они осудили Россию и Сирию за бомбёжки Восточной Гуты и за применение химического оружия против мирного населения, по их словам. Они также назвали выступление президента Путина перед Федеральным собранием «безответственным». То есть, по их мнению, Путин блефует. Рискнут ли они пренебречь возможным русским ответом?
Идёт азартный покер. Блефует ли русский игрок или он готов бросить свои козыри на стол — вот в чём вопрос. Ответа на него нет. Только история, не терпящая сослагательного наклонения, сможет на него ответить.
Свежие комментарии