Когда я услышал, что ВАДА запросила денег, друзья, то первым желанием, после всего того, что вытворяла эта организация в отношении России, у меня было, чтобы наша власть дала ВАДЕ не взнос, а вигвам в нос.
История с допинговыми обвинениями, выдвинутыми WADA (ВАДА) против России, длится уже более семи лет с 2015 года, и ни конца, ни края этому не видно.
Началось всё с того, что бывший глава Российской антидопинговой лаборатории (РУСАДА) Григорий Родченков, сбежавший от суда из России в США заявил, что наши спортсмены чуть ли не сплошь употребляют допинг и эта программа поддерживается на государственном уровне.
На основании этих его заявлений и начался самый грандиозный допинговый скандал, с помощью которого WADA смогла добиться беспрецедентных наказаний и для российских спортсменов, и для нашей страны.
Самое интересное в том, что ни одному российскому спортсмену, из того списка, который опубликовал Родченков, выдвинутое обвинение так и не было подкреплено доказательствами.
Инспекторы ВАДА буквально рыли носом землю: они приходили с проверками к нашим спортсменам даже среди ночи, не давая им нормально отдохнуть перед стартами. Но сколько крови они ни выкачивали у наших спортсменов на различных соревнованиях — допинга не обнаружили. Как не обнаруживали его и до Олимпиады.
Подавляющее большинство российских спортсменов были наказаны только потому, что человек, которому в России грозило уголовное наказание, начал выдвигать громкие обвинения и в отношении спортсменов, и в отношении руководителей олимпийского комитета России (ОКР), и в отношении российской власти только для того, чтобы заслужить получение убежища в США.
Кроме того, что он обвинил бывшего замминистра спорта Юрия Нагорных в том, что тот пытался заставить его подменить «чистую» пробу украинской спортсменки Виты Семеренко на «грязную», чтобы лишить ту медали, которую отдали бы нашей спортсменке, так ещё и заявил, что во время зимней Олимпиады 2014 года у нас была отработана целая схема по подмене «грязных» проб спортсменов на «чистые», якобы взятые у спортсменов задолго до Олимпиады, а также в том, что они якобы постоянно принимали специально разработанный им допинг-коктейль.
То, что все эти спортсмены постоянно сдавали пробы на различных международных соревнованиях, причём вовсе не Российскому антидопинговому агентству, а иностранным и при этом занимали самые высокие места — ни олимпийским комитетом, ни спортивными федерациями, ни даже спортивным арбитражем во внимание не принималось.
В своих обвинениях России ВАДА использовала проверенную британскую формулу «хайли лайкли», когда ничего не нужно доказывать, а нужно просто выдвигать громкие обвинения, которые не может опровергнуть обвиняемый, и в «справедливых» международных судебных инстанциях это всё работает «на ура».
В юриспруденции такое ведение дела называется «обвинительным уклоном», плюс к тому же они уже взяли за практику, когда не обвинитель должен безусловно доказать вину обвиняемого, а обвиняемый должен доказывать свою невиновность. А это, как вы понимаете, чрезвычайно сложно.
Одно дело, когда прокурор должен доказать, что обвиняемый в ночь преступления был не дома и другое дело, когда обвиняемому необходимо доказывать, что он был дома, особенно если человек живёт один. А если ещё при этом в судебном процессе используется обвинительный уклон, то прокурор может сказать, что обвиняемый не доказал, что он находился в ночь преступления дома, а значит он мог совершить преступление, и суд примет эту возможность как весьма вероятную — «хайли лайкли», и на основании этого осудит невиновного человека.
Конечно же, вы скажете, что это полный беспредел и так не бывает. Но именно этот правовой беспредел и используется против нашей страны с «лёгкой руки» Великобритании, которая открыла эту волшебную формулу.
ВАДА была создана в 1999 году и первоначально была всего лишь как лаборатория — «хвостик» при международном олимпийском комитете (МОК), которая должна была проводить допинг-пробы спортсменов.
А затем на основании этих проб, если они оказывались положительными, международный арбитражный суд, заслушав объяснение спортсмена и его адвоката, должен был принять решение о виде и сроке наказания или оправдать его.
В принципе, со спортсменами других стран всё так и происходило. Особенно, мы хорошо помним, как многих спортсменов США полностью оправдывали на основании самых нелепых объяснений на тему того, откуда в их крови взялся допинг.
Что же касается самой организации, то с течением времени ВАДА разрослась и начала присваивать несвойственные ей функции — из обычной экспертной организации она превратилась в «прокуратуру» и взяла на себя смелость выдвигать и обвинения, и требования о наказаниях.
Причём в нашем случае обвинения были выдвинуты не только спортсменам, но и всей стране.
В 2016 году по поручению ВАДА канадский профессор права Ричард Макларен провёл расследование и составил доклад, согласно которому в России существовала система применения допинга спортсменами, поддержанная на государственном уровне.
Свой доклад Макларен основал на… показаниях того же Григория Родченкова.
И после этого впервые в мире была применена не персональная, а групповая ответственность.
Различные международные федерации в зависимости от степени их симпатии к России начали самостоятельно решать вопрос об отстранении или не отстранении российских спортсменов от соревнований, МОК начал отбирать заслуженные в 2014 году олимпийские медали, а затем лишил права участвовать российских спортсменов в Олимпийских играх, допуская их к участию только в индивидуальном порядке через спортивный арбитраж и под флагом МОК.
Глава российской антидопинговой лаборатории Родченков как раз и нужен был американцам для того, чтобы натянуть сову на глобус обвинить не столько спортсменов, сколько государство Россию в том, что применение допинга осуществляется массово и при государственной поддержке.
Сама же ВАДА с тех пор выжимает из этой ситуации максимум и продлевает наказание до бесконечности. Они под разными предлогами не дают возможности приступить к работе российской антидопинговой лаборатории (РУСАДА).
Мне с самого начала было предельно ясно, что лишение наших спортсменов заслуженных наград, запрет им участвовать в соревнованиях, а затем унижение России, лишением наших спортсменов возможности выступать под флагом страны на олимпийских играх, было показательным наказанием, но ради спортивного интереса я долго ждал того момента, когда хоть какого-то российского спортсмена из «списка Родченкова» официально уличат в применении допинга, но так и не дождался.
Но ведь наказание за одно и то же, а тем более за выдуманное преступление, невозможно продлевать до бесконечности, — скажете вы и будете правы.
Однако ваш здравый смысл и логика тут не работают.
ВАДА не оставляет попыток растянуть наказание на как можно больший срок.
Для того чтобы Россия могла «заслужить» прощение и в полном объёме быть допущенной к участию в соревнованиях, необходимо, чтобы РУСАДА было признано соответствующим Всемирному антидопинговому кодексу и приступило к работе.
Однако, несмотря на выполнение многочисленных условий, выдвинутых ВАДА, в декабре 2019 года они вновь признали РУСАДА не соответствующим этому кодексу.
И российские спортсмены вновь были отстранены от участия в крупных международных соревнованиях под флагом страны и с другой национальной символикой ещё на четыре года.
В декабре 2020 года РУСАДА обратилось в Спортивный арбитражный суд (CAS), который сократил срок наказания до двух лет. Срок действия санкций CAS истёк автоматически 17 декабря 2022 года. В правилах нет ничего, что позволяло бы WADA продлевать эти последствия после этой даты.
Но WADA выразило своё недовольство этим решением:
Мы по‑прежнему разочарованы, что CAS не одобрил предложенный нами набор санкций, которые предусматривали отстранение на четыре года.
И вот теперь они заявили, что Россия должна будет сделать обязательный ежегодный взнос в ВАДА в размере $1,27 млн. Это более пяти процентов от той части бюджета агентства, которая формируется странами мира. Столько же, сколько и Россия, платят Великобритания, Германия, Франция и Италия.
Возникает вопрос — а надо ли нам вообще подпитывать деньгами эту организацию, раз РУСАДА уже столько лет по факту не допущено к работе и не является её действующим членом?
Вообще, мне представляется, что нам можно было бы просто платить деньги этой организации только за услуги: взятие проб у наших спортсменов, а начать уплату взносов только после полного восстановления членства России. Тогда, глядишь, и их претензии были бы сняты быстрее — харчеваться-то ведь всем хочется.
Но помня об иногда чрезмерной доброте нашего президента к «партнёрам», о его стремлении избежать ненужных конфликтов, а также о его чуткости по отношению к нашим спортсменам, я думаю, что взнос этот будет внесён, хотя хотелось бы в этом случае ошибиться.
Однако ещё раз повторю, что вне зависимости от этого незападным странам настала необходимость договариваться об учреждении альтернативных международных организаций, в том числе и альтернативного олимпийского комитета, альтернативных федераций и, разумеется, альтернативного антидопингового агентства, не имеющего настолько обширных властных полномочий.
ВАДА же сейчас превратилась из «хвостика» при МОК «хвостом, который виляет собакой».
Представьте себе эксперта, который сделал анализ одежды преступника, нашёл на ней следы крови потерпевшего и требует от суда, чтобы тот назначил не только наказание, но и объявляет о том, какой срок он считает правильным.
Абсурд? Абсурд.
Но аналогичный абсурд в действиях ВАДА никого не удивляет, а главное, никто не может поставить эту организацию на место.
В качестве варианта, я предлагаю нашей власти сделать взнос за 2023 год в рублях, причём и в ООН, и в другие международные организации тоже, а обосновать это применением незаконных санкций, введённых ЕС и США и заморозкой наших валютных резервов.
Но только необходимо ввести запрет на конвертацию этих рублей на ММВБ. Пусть обращаются за конвертацией в Евросоюз и США, а те выплачивают евро и доллары по курсу ММВБ из замороженных российских резервов.
Хотят — пусть берут, не хотят — их проблемы.
А Антониу Гутерришу — генсеку ООН мы вообще можем предложить перенести штаб-квартиру в Россию.
Ведь при таком раскладе подавляющее большинство стран сэкономит как на своих представительствах, ибо у нас в России всё значительно дешевле — и аренда земли, и аренда зданий, и налоги, и плата за коммунальные услуги, так и на перелётах через океан, ведь подавляющее большинство стран находится ближе к России, нежели к США.
фото обложки с сайта: sovsport.ru
Свежие комментарии