24 декабря глава Минпросвета Ольга Васильева подвела промежуточные итоги выполнения нацпроекта «Образование». Со слов министра выходит, что итоги эти более чем радужные и позитивные. Между тем наложение ее высказываний на реальную картину происходящего вызывает массу вопросов.
Комментируя недавние результаты признанного во всем мире исследования функциональной грамотности школьников PISA, Васильева отметила, что отечественная школа «движется вперед». На деле же результаты PISA свидетельствуют: наши ребята заметно сдали свои позиции в области чтения, математики и естественно-научных дисциплин, вылетев в 4-й десяток стран. Оказалось, наши школьники не умеют применять знания на практике, в том числе для решения простейших житейских задачек, вроде расчета оплаты за электроэнергию по показаниям счетчика.
Столбовая дорога мирового современного среднего образования лежит в обозначенном самой жизнью направлении: не заучивать тексты из учебников (кстати, так же строго отобранных для школы не учителем, а чиновниками), а учиться с детства искать информацию в разных источниках, проверять ее, сопоставляя разные данные.
Родимый же Минпросвет двинулся в прямо противоположном направлении. Несмотря на протесты, новый Федеральный государственный образовательный стандарт жестко закрепил обязательный перечень изучаемых в школе тем. Жестко закреплен и перечень учебников, допущенных до преподавания в школе. И все это — для решения главной сверхзадачи: тотальной стандартизации учебного процесса по всей стране. Вроде как перебежал некто из одной школы в другую — и попал на то же место того же самого урока, с которого вышел…
Стремление втиснуть в официоз образовательного стандарта все новые и новые научные знания (а они, напомним, удваиваются каждые несколько лет) привело к страшной учебной перегрузке детей. Между тем Васильева недоумевает: откуда взялись эти нагрузки? «Для меня большая загадка, почему дети в школах, в том числе малыши, тратят от трех до шести часов на домашние задания», — говорит она. А ответ очевиден: надо, чтобы ребенок не «проходил» бесконечные темы, а пропускал их через себя в том самом информационном потоке, что подхватил жизнь человечества XXI века. Можно, конечно, делать вид, что мы по-прежнему пребываем в середине ХХ века. Но куда нас это приведет?
Стремление Минпросвета двинуть школу не вперед, а назад просматривается и в воспитании духовно-нравственных ценностей. Здесь тоже все, как в советские времена, только символы и лозунги сменились: вместо «Слава КПСС!» — «Слава Богу!» «Что касается духовно-нравственных ценностей, я убеждена, любая культура, особенно наша, зиждется на христианстве!» — говорит глава Минпросвещения. И это в многонациональной и многоконфессиональной стране!
Свежие комментарии