На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Закон и Порядок

135 748 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Вершинин
    Вообще то так и есть.Миллиарды рублей ...
  • Александр Рожков
    В той же передаче Караганов предложил привлечь индусов для заселения Сибири. Он считал, что это ускорит индустриализа...Караганов: «Перев...
  • Игорь Василевский
    Всякие свидетели и прочие молокане денюшку во власть не несут. А эти... есть у меня несколько своих, родных, казански...«За подобные подв...

Иезуиты в ведомстве митрополита Илариона?

 

    В Отделе внешних церковных связей РПЦ состоит сотрудником Мраморнов А.И., он же является секретарем Ученого совета в любимом детище митрополита Илариона (Алфеева) – Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Неизменный сопровождающий, кандидат исторических наук, автор многих рецензий (скромно называемых научными работами) по исторической церковной проблематике, 1984 года рождения, Мраморнов А.

И. очень любопытная фигура в окружении митрополита Илариона. Кандидатская диссертация Мраморнова А.И. «Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв.» неожиданно удостоилась почетного места в президентской библиотеке имени Б.Ельцина, хотя соискателю ученого звания едва исполнилось 24 года. Как это могло произойти и кто тот таинственный покровитель молодого ученого – историка? Может быть, это митрополит Иларион тщательно подбирает кадры для ОВЦС и Общецерковной аспирантуры, продвигая своих выдвиженцев на первые роли в Русской Церкви, тем самым заменяя старую гвардию?

    Не все так просто, как кажется на первый взгляд! Мраморнов А.И. не сделал главный шаг в церковной карьере – не стал священником и не постригся в монахи. Препятствий к этому старту у него нет никаких, семья и двое детей, один из которых в прошлом году пошел в первый класс, любящая жена и временная регистрация в Москве. Но успешный молодой человек не спешит связать свой карьерный рост с РПЦ, почему? Прежде всего, необходимо обратиться к его кандидатской диссертации, ведь епископ Гермоген (Долганов) очень интересная личность в российской истории, даже не смотря на то, что прадед Мраморнова А.

И. сослужил ему, о чем так любит говорить кандидат исторических наук. Епископ Гермоген (Долганов) был ректором Тифлисской семинарии в то время, когда там учился семинарист Иосиф Джугашвили, отчисленный по наветам за чтение книг нецерковного содержания. В годы смуты 1905 – 1907 годов, епископ Гермоген (Долганов) организовал отделение «Союза русского народа» в Саратове, чем проявил себя настоящим русским патриотом, выступающим против вольнодумства революционеров за укрепление царской власти.

    В Санкт – Петербурге епископ Гермоген (Долганов) вступил в конфликт с Священным Синодом против введения в Церкви института дьяконисс и по этому поводу был принят Государем Императором Николаем II. Разговор состоялся на повышенных тонах, да еще с нелицеприятными высказываниями в адрес Г.Е.Распутина, которого до недавних пор епископ Гермоген (Долганов) всячески поддерживал, однако в пылу спора разговор незаметно перешел на личности и Гермоген (Долганов) был отстранен от участия в Священном Синоде. Но история на этом не заканчивается. В 1918 году, весной состоялась долгожданная встреча епископа Гермогена (Долганова) в Тобольске с Государем Николаем II и владыка принес свои самые искренние извинения Николаю II. А уже 15 апреля 1918 года Гермоген (Долганов) возглавил крестный ход в честь Государя Николая II, который имел огромный резонанс в России. Большевистские власти поспешили перевезти царскую семью в Екатеринбург, а Гермоген (Долганов) был арестован и 3 июля, за две недели до мученической кончины Государя Императора Николая II в подвале дома Ипатьева, епископ Гермоген (Долганов) был утоплен в реке Туре. Так нареченное имя при постриге в честь патриарха Гермогена, не покорившегося польским захватчикам, снова было прославлено в лике святых, в Земле Российской просиявших.

    Но разве этот исторический факт и подвиг духа русского человека, чья судьба оказалась волею Господа неразделенной с судьбой Николая II, интересовала Мраморнова А.И.? Нет, но подробности судилища, репрессий и всего того, что лишь помогает узреть высоту святости тех, кто остался до конца верен Иисусу Христу и России. В своей рецензии, опубликованной в «РНЛ» 26 июля 2012 года, Мраморнов А.И. пишет:
    Разум у почитателей Николая II как царя-искупителя, сторонников канонизации Иоанна Грозного и Григория Распутина, Иосифа Сталина и Адольфа Гитлера действительно или отсутствует, или помутнен. Люди прожигают миллионы на тачки, тусовки, рестораны, но у них нет желания вспомнить о своих предках и их скромных могилках. Поэтому когда на 9 мая звучит старый, хорошо известный ещё из советской пропаганды лозунг "Ничто не забыто, никто не забыт", становится как-то не по себе из-за дикого диссонанса этих слов с реальностью.

    У потомка церковных либералов яд капает с языка не только против наших великих государей, не пожалевших своих жизней на защиту Отечества, но и против русских воинов, ценой свой крови спасших нашу страну от зверя, которого новый «образованец» Мраморнов А.И. ставит рядом с И.В.Сталиным. Следом за своим шефом, главой ОВЦС и Общецерковной аспирантуры митрополитом Иларионом (Алфеевым), молодой кандидат исторических наук все в той же «Русской народной линии» 6 октября 2010 года утверждает:
    Огромная толпа поклонников существует у преемника Ленина - Сталина. Дискуссии лета 2009 г. показали, как крепок ещё сталинизм в нашей стране. В интернет - обсуждениях жужжащий рой сталинистов направил свой смертельно опасный словесный яд против архиепископа Волоколамского Илариона после того, как владыка в одном из своих летних интервью дал четкую, ясную, исторически и этически совершенно правильную характеристику Сталина. В интервью владыки Илариона содержалась также мысль о сопоставимости Сталина с Гитлером. Несогласие с такими выводами - признак сохранения в нашем обществе советской парадигмы и положений большевистской пропаганды, которой не откажешь ни в силе воздействия, ни в бессовестной лживости. Впрочем, для желающих убедиться в истинных плодах сталинского "менеджмента" не обязательно читать тома с документами, а можно просто проехать по России и посмотреть на тысячи покинутых населенных пунктов и гектары заброшенных земель. Массовое закрытие населенных пунктов в послесталинскую эпоху - прямое следствие его политики.

    Помилуйте, Александр Игоревич, для кандидата исторических наук, да еще секретаря Ученого совета подобные высказывания означают либо полное незнание предмета, либо заведомую ложь! Впрочем, и то, и другое крайне печально для того, кто утверждает о низких аналитических способностях выпускников духовных школ и их неспособности написать научный труд. Ваш труд, Александр Игоревич, является доказательством того, что именно Вы лишены не только аналитических способностей, но и совести, которая ныне не является важной составляющей морального облика сотрудника ОВЦС и Общецерковной аспирантуры. Печально то, что именно такие «ученые» занимаются «повышением квалификации» всем новопоставленным епископам, которые обязаны пройти горнило Общецерковной аспирантуры. Ненависть к России, к русским символам Духа и Мужества внушаются епископам Русской Церкви, и эту ненависть они – пастыри, взвалившие на свои рамена всех овец православной Церкви, должны, по замыслам тайных вдохновителей «мраморновых» и «алфеевых», донести до каждого прихожанина РПЦ.

    Но может быть нападки на милого кандидата наук неосновательны, и являются клеветой? В доказательство того, что это не так, выдержки из записей Мраморнова А.И., доступных для всеобщего ознакомления:
    9 марта 2012 года. Среди нас - и потомки мучителей, и потомки жертв. Но наследственность и тех и других испорчена тем временем. То время не проходит бесследно. В нем непосредственные и глубинные причины нынешнего нравственного и идейного упадка, в котором находится Россия, той катастрофы, в которую она скатывается. Необходимо повсеместное изучение периода репрессий. Необходимы регулярные акции памяти жертв той эпохи.

    12 мая 2012 года. Вчера сын и жена видели на улице в Москве автобус с портретом Сталина. Автобус "победы", чтоб его за ногу... Попробовали бы в Германии или Австрии пустить автобус с Гитлером, который своих сограждан перебил во сто крат меньше, чем почитаемый у нас злодей и серийный преступник Джугашвили.

    10 февраля 2013 года. У нас Государственная Дума в последнее время много чего запрещает. Что ни день - то запрет. А еще у нас очень много тем при этом вбрасывают. Ну вот я бы хотел полностью в колее этих трендов выдвинуть предложение: запретить пропаганду сталинизма, ленинизма и всех видов большевизма как разжигающих рознь.

    16 февраля 2013 года. Современное российское общество - общество предельного немилосердия. За последнее пятнадцатилетие не было ни одной крупной амнистии. Кажется, проблема слабо кого-то волнует и не возбуждает широких дискуссий, хотя о всякой ерунде типа глаголемой пропаганды гомосексуализма у нас готовы деятели разных флангов драть глотки до хрипа.

    Конечно, для Мраморнова А.И., потомка троцкистов и всех иных жаждущих разрушения российской государственности, пропаганда гомосексуализма, уже уничтожившая Европу и США, является пустым звуком против запрета торговли русскими детьми на потеху американской развращенной публики. Конечно, гораздо важнее вытравливать из русской души преклонение перед гением И.В.Сталина, перед мудростью и несгибаемой волей Государя Николая II, перед подвигом русского народа, веками ценой своей жизни отстаивавшего независимость России. Для морального перевертыша Мраморнова А.И. ничего не стоит выдать уничтожение России британскими агентами Н.Хрущевым и Ю.Андроповым за недальновидность политики И.В.Сталина, а исчезновение сел и деревень в последние 20 лет, как следствие либеральной политики агентов американского влияния в нашей стране, поставить в вину И.В.Сталину. Александр Игоревич, хватит вранья и искажения фактов, довольно делать из нас моральных и нравственных уродов, преклоняющихся перед экономической и политической системой Запада, которая сегодня полностью пришла в упадок! Пора вычистить и из РПЦ, и из ее институтов подобных безыдейных и лживых кандидатов наук, чьи работы вдруг оказались востребованы на самом высшем уровне!

    Изучая экуменическую деятельность митрополита Илариона (Алфеева), его частые контакты с масонским Мальтийским Орденом, любовь к католическому обряду Мраморнова А.И. и других ярких представителей ОВЦС и Общецорковной аспирантуры, а также иных деятелей РПЦ, замеченных на площади перед Сикстинской капеллой во время выборов папы Римского, можно сделать однозначный вывод о проникновении заразы католицизма в самое сердце Русской Православной Церкви. Этому в немалой степени способствует и то, что новый папа Франциск иезуит, при этом не лишне напомнить, что более половины всех кардиналов на конклаве окончили иезуитские школы. Бывших иезуитов не бывает?

    Так может быть не только митрополит Иларион (Алфеев) является криптокатоликом, но и его ближайший помощник Мраморнов А.И.? Более того, пренебрежение к церковной карьере Мраморнова А.И., стремящегося занять особое положение в Общецерковной аспирантуре – кузнице кадров для обновления РПЦ, является свидетельством его вербовки иезуитами? Пока это все домыслы и конспирологические теории, но вопросы остаются! Ясно одно: внутри РПЦ создалась группа модернистов, пытающихся захватить власть в Церкви и сделать митрополита Илариона (Алфеева) главой Русской Церкви, отправив на покой Патриарха Кирилла. Учитывая неслучайный приход иезуита на Святой Престол, когда возникла коллизия подчинения «белого папы» «черному папе», Русскую Церковь в ее нынешнем содержании не ждет ничего хорошего. Патриотически настроенные священники и миряне изгоняются из Церкви, либо их деятельность ставится в зависимость от своенравного применения Апостольских правил, а криптокатолики занимают руководящие посты. Так дальше продолжаться не может, пришло время решительно избавляться от иезуитской и мальтийской заразы в рядах РПЦ, без жалости выкорчевывая то, что насадили пронырливые дети католического прозелитизма! Сим победиши!

Ипатьев К.Ф.(майор ГРУ в отставке)

Немного предыстории. Нынешний руководитель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) - человек разноплановых способностей - был известен Церкви первоначально в качестве богослова, переводчика, преподавателя и автора книг. Эти страницы деятельности в 1990-е и начало 2000-х, до епископской хиротонии дают необходимый объём в видении его современного положения и взглядов.

Печатью экстраординарности отмечены вехи биографии о. Илариона. Двадцати шести лет, только освоив заочно программу Московской Духовной Академии, он пишет свой вариант лекций по православному догматическому богословию (вошли в книгу «Таинство веры»). Из Оксфорда везёт обещающую прорыв по ряду богословских направлений, неизвестную науке и открытую профессором Себастьяном Броком книгу сочинений Исаака Сирина. Молниеносно приобретает репутацию маститого сиролога и мастера переводов. Неофициально оспаривает решения Вселенских Соборов и полуофициально призывает перестать считать еретическими некоторые несторианские церкви Востока.

В дальнейшем, новооткрытые тексты оказываются несторианским псевдоэпиграфом, лже-Исааком. Восторги - натяжкой и следствием увлеченности учёнейших оксфордских кафедр богословием экуменизма и всепрощения. Заявленный авторский перевод с сирийского на русский носит признаки двойного: древнесирийский - английский (С.Брок), английский - русский (о. Иларион). Тем не менее, основания положены. «Два года в Оксфорде были для меня очень важным временем... всё то время, когда я не спал, не ел и не молился, я проводил либо в библиотеке, либо за компьютером, либо в общении с интересными людьми - такими, например, как мой научный руководитель владыка Каллист (Уэр, ныне митрополит, член Синода Константинопольского патриархата - А.Р.) или профессор сирийского языка Себастиан Брок. Я думаю, что два года в Оксфорде дали мне в научном плане больше, чем вся предыдущая учеба, потому что там я получил не просто какую-то сумму знаний: я овладел, в доступной мне мере, научным методом, методом самостоятельного исследования. Мне кажется, в наших духовных школах студентам не объясняют, в чем заключается научный метод...»

В России богословское сообщество с сомнением смотрит на амбиции молодого собрата. Когда идеи о. Илариона оформляются в книгу «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие» (1996), подымается буря. Категорическое неприятие книга вызывает у таких богословов, как прот. Валентин Асмус, свящ. Петр Андриевский и свящ. Даниил Сысоев, проф. А.Сидоров, Ю.Максимов. С одной стороны - академические интересы, с другой - стремление к свободным обобщениям и натягивание фактов. Стилистика, промежуточная между наукой и популяризаторством, точной констатацией и личным самовыражением. «В Оксфорде, как и в других западных университетах... от докторанта требуется... на основании собранного материала придти к каким-то своим выводам, что-либо доказать, внести вклад в развитие науки».

Обстоятельства для о. Илариона складываются неблагоприятно. Но он уже работает в ОВЦС, перетекает от науки к карьере, к организационной и практической деятельности, быстро набирает вес: ездит за рубеж, читает курсы лекций в разных местах, преподаёт в Смоленской семинарии, отвечает за межхристианские связи. В переиздания пререкаемой книги «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие» вносятся технические правки, и, хотя её интенции мало меняются, полемика утихает. Московская профессура мало-помалу отвыкает видеть в иг. Иларионе своего, соперника по корпорации. Свою степень доктора богословия о. Иларион получает в Париже, в Свято-Сергиевском институте, и от российских духовных школ научных степеней, степени почётного доктора или профессорского звания до настоящего времени не имеет; возглавляет альтернативную структуру, имеющую название «Общецерковной аспирантуры ОВЦС». В последнее время, на неё брошены значительные силы и средства, с целью доказать превосходство усвоенного в Оксфорде метода. Сделать это будет несложно, учитывая теперешнее высокое положение владыки ректора ОА и обычное для семинарий и академий стеснённое положение.

Линия о. Илариона на новооткрытие православной догматики продолжается. В 1998 г. выходят три монографии по свв. Григорию Богослову, Симеону Новому Богослову и Исааку Сирину, и в них такими же яркими отблесками сияют осужденные Вселенскими Соборами в качестве еретических идеи Оригена; пропагандируются волнующие открытия профессора Брока. Одновременно публикуется и сам псевдо-Исаак, под названием «2-го тома сочинений преподобного Исаака Сирина. О божественных тайнах и о духовной жизни», в оригинальном переводе с сирийского. Переиздания всех книг не прекращаются. Критику о. Илариона как переводчика можно найти, например, здесь, здесь, здесь  и здесь. Редкая по своей насыщенности творческая биография.

Начиная с 2002 г., в сане епископа Керченского, Подольского, Венского и Австрийского, вл. Иларион больше заметен на управленческом и дипломатическом поприщах. Первые самостоятельные шаги его как викарного в Англии обнаруживают новые экстраординарные способности руководителя и вызывают новую бурю. То, что давало повод к коллизиям в богословской среде, каким-то образом участвует также и здесь. Появляется текст открытого письма правящего архиерея, митр. Антония (Блума), к вл. Иллариону, имеющий характер общего завещания. В неофициальной передаче циркулирует множество подробностей, даже и до анекдотических.

Епископ Иларион вынужден оставить милую Англию, и с тех пор восхождение его по ступеням иерархии РПЦ не омрачается уже неприятными происшествиями. На посту главы Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе, вл. Иларион перерастает масштаб епархиального преосвященного и в результате, лет пять назад становится тем, кем его знают теперь, - политической фигурой и совершенным умницей. Заявления владыки по широкому кругу вопросов транслируются церковными органами и приобретают статус официального голоса Церкви. Данная привилегия становится ещё более прочной с назначением вл. Илариона главой ОВЦС и возведением в сан митрополита. Если не считать обобщенной негативной реакции относительно экуменической деятельности ОВЦС, не существует примеров анализа и критики теоретических положений, принадлежащих автору, в это время.

Обстановка в интеллектуальном поле Церкви меняется. Строгость догматических подходов уступает место полифонии мнений по актуальным вопросам. За множеством оценок, разнообразного свойства и выражаемых священнослужителями публицистически иногда весьма резко, нюансы высказываний будущего митрополита становятся не столь заметны. Нивелированы, de facto, без объявлений, оказываются основания, на которых богословское сообщество строило свою профессиональную и исповедную позицию. В настоящий момент никого не удивит работа когдашнего критика вл. Илариона, профессора Свято-Тихоновского богословского университета, прот. Валентина Асмуса ведущим экспертом ОВЦС в комиссии по диалогу с Ватиканом. Консервативная экспертиза, теоретически, помогает улучшить качество подобной работы. Другое дело, что полемика против «нервического гуманизма», распространившегося в церковном мышлении значительно шире прежнего, вряд ли войдёт в содержание его выступлений. Аналогичным образом, остаётся не совсем ясно: так что со «2-м томом»? Он принят соборным сознанием за творение преподобного Исаака, отвергнут, терпеливо сносится, либо вопросы подобного рода в современном богословском сознании вовсе не ставятся.

Напомню, что первоначально оценки крайне серьезны: «Экуменический богослов иеромонах Иларион (Алфеев)... противоборствует Отцам Вселенских Соборов. Но защитнику ереси не следует забывать, что анафемы Святых Отцов III и V Вселенских Соборов, которые они произнесли на Нестория, Феодора Мопсуетского и других отцов несторианства, пребывают и на самом отце Иларионе... Все древние ересиархи находятся и будут находиться в этом вечном огне, и о. Иларион не только не в силах избавить их от огня своими ложными сочинениями, но и сам может последовать за ними в то место, где находятся его учителя» (свящ. Пётр Андриевский).

«Многие пассажи в ней (книге) звучат так, как будто о. Иларион ни в коем случае не хочет обидеть западных христиан, хочет сказать им приятное, даже жертвуя при этом истиной». «Еще нужно отметить в книге о. Илариона, что автор в духе экуменической идеологии, призывает отказаться от того отношения к еретикам, которого требует от нас вся Православная церковная традиция. Скажем, Святые Отцы запрещают молиться с еретиками, а для нас, мол, это не указ. И вообще, согласно о. Илариону, нельзя приравнивать еретиков древности к инославным». «Это мнение легко объясняется современным «нервическим гуманизмом», но оно не соответствует ни учению Священного Писания, ни святоотеческому Преданию». «В своих лекциях (о. Иларион в разные времена читал и сейчас читает лекции в разных учебных заведениях) о. Иларион высказывается более откровенно. Он говорит, что вообще V Вселенский Собор - это сомнительный Собор, потому что он проходил под сильным давлением императорской власти... о. Илариону просто неприятно учение V Вселенского Собора, кстати говоря, подтвержденное и последующими Вселенскими Соборами - Шестым и Седьмым». «В целом метод о. Илариона имеет изъяны, и это встречается довольно часто в книге - отсутствие четкости: сначала дается некий тезис, но потом делаются такие оговорки, которые этот тезис совершенно перечеркивают, хотя формально этот тезис не снимается». (прот. Валентин Асмус).

«Впрямую о. Иларион ничего не ответил на критический разбор, однако то, что в последующих апологиях аутентичности своего перевода (Исаака Сирина) он перестал прибегать к данному аргументу, может расцениваться как невольное признание его недоброкачественности». «Соборное осуждение того или иного богословского мнения как ереси - водораздел, после которого любое осознанное воспроизведение данного мнения как собственного означает подпадение под анафему - отделение от Церкви» (Юрий Максимов).

Поразительно, но сомнения, контрастные противоречия исчезают. И не похоже, чтоб истина при этом предпочиталась Платону. На «нечёткость метода», обилие оговорок, взаимоисключающих утверждений, уже не приходится специально указывать, они повсеместны. «Сначала дается некий тезис, но потом делаются такие оговорки, которые этот тезис совершенно перечеркивают, хотя формально этот тезис не снимается», - не правда ли, знакомая по множеству теперешних выступлений картина? Трудный вопрос: какую реакцию вызвал бы выход книги, похожей на «Таинство веры», сегодня? Даже крайние приступы «нервического», как отзывается о. В.Асмус, гуманизма или, по Ю.Максимову, «оптимистического богословия», у официальных представителей РПЦ включительно, как, например, этот или этот, перестали вызывать компетентную критику. «Коллективный Фоменко», на перспективу пришествия коего в 1990-х с некоторой иронией указывали противники идей о. Илариона, пришёл и давно находится здесь. Богословское экспериментирование с внесением личного вклада по оксфордскому методу выросло в, пожалуй, что типовое явление. «Контекстуальное прочтение» святых отцов, за которое ратует вл. Иларион, закономерно приходит к тому, что Святые Отцы оказываются «не в контексте». Consensus patrum со спокойной душой целуется и отправляется на полку. Если же анафемы Вселенских Соборов касаются чего-либо и кого-либо из известных, то тем хуже для Вселенских Соборов. Достаточно предпринять небольшую виртуальную прогулку, например, по подшивке номеров газеты «Радонеж», чтобы читатель сам убедился, как поменялись за десятилетие с небольшим интересы и ключевые интеллектуальные дискурсы.

На данной почве созревает то, что можно назвать административным богословием. У вольных импровизаций о. Г. Кочеткова или о. Г. Чистякова на темы парижской школы не было тех перспектив, какие открываются при богословствовании с официальных позиций. Административное богословие - ещё одно несомненное завоевание вл. Илариона (Алфеева), который на рубеже 1997-1998 гг., в серии выступлений в «Независимой» представил обоснования «нового экуменизма». Вселенские Соборы - о, чудо! - ничего не решали ни по поводу католиков, ни по поводу протестантов, а потому мы концептуально находимся в открытых рамках и можем начинать писать с чистого листа; критики же ОВЦС - это всего только аморальные личности, которые жаждут захватить в РПЦ власть и свергнуть Патриарха и Синод. На пике скандала по поводу кулуарного Баламандского соглашения тезисы иеромонаха Илариона не выглядели слишком убедительно. Но время идёт, всё меняется!.. Сегодня митр. Иларион уже с лёгкой душой говорит: «Пускай богословы занимаются богословием, пусть архиереи занимаются своим делом, а монахи пускай ведут монашескую жизнь», - и эти слова звучат современными veni, vidi, vici, объявлением о вступлении в эру постбогословия. Ибо принадлежность к организации абсолютно важна, а расходиться с ней маргинально и опасно, так что вопросов, превышающих это, фактически, не существует. Моралистическими спекуляциями на том, как хорошо и правильно слушаться официальных лиц, последовательно изымается почва для богословского самосознания. Святость догмата, Предания отступает перед идеей о святости организации, «императивности» административной субординации. Хор инспирированной поддержки, слепок с «ликующей гопоты» Г.Павловского, подогревает массовку. Обещания прорыва, скорых успехов оправдывают снижение общих критериев. Чем дальше, тем больше «административное богословие» ставит препятствия к осмыслению, нагоняет обстановку триумфализма и нетерпимости. Любое из замечаний расценивается как признак противления священноначалию и личного противоборства.

Мы не имеем намерений бороться с руководителем ОВЦС и членом Священного Синода и даже если бы захотели, не могли лично этого сделать. Попробуем обратиться к интеллектуальной стороне творчества автора. В продолжение данной статьи вл. Иларион (Алфеев) предстанет перед нами в роли теоретика-идеолога церковной политики.

Оговорюсь сразу, творчество вл. Илариона (Алфеева) вряд ли можно считать особенно интересным и ценным в интеллектуальном смысле. В библиографическом списке большинство составляют добротные, проходные тексты, дисциплинированные в корпоративном отношении и, как полагается дипломату, без особенного содержания и сильных движений. В синодальных органах и среди спикеров РПЦ найдутся люди с более содержательным философским и общекультурным восприятием.

Большинство выдвиженцев последних лет - смешанный тип, совмещающий умение держаться на публике с попаданием в конъюнктуру. В случае с председателем ОВЦС, митр. Иларионом (Алфеевым) к этому добавляется идеологическая составляющая. Оставаясь в целом в границах повестки, заданной патриаршими выступлениями, он, может быть, тоньше различает линии напряжения в окружающей обстановке и позволяет себе высказываться более определенно, действовать на опережение, экспериментировать, проявляя умеренную инициативу и располагая акценты на свое усмотрение.

Мало-помалу он выступает из тени Патриарха, продолжая считаться его человеком, но отнюдь уже не его alter ego. С течением времени всё более ясно обозначается ситуация, когда общественные дискуссии локализуются не где-нибудь, а вокруг тезисов председателя ОВЦС. Его собственные предпочтения при этом остаются за кадром. Внешняя ровность, бесстрастность, закрытость, контроль над эмоциями составляют, конечно, залог стремительного иерархического возвышения из одноименной среды. Такая бесстрастность случается, если человек нападает на интересующий след и устремляется по нему резко вперед. Суть аппаратного метода, запах власти были точно схвачены в своё время иеромонахом Иларионом. Но это же делает маловероятным вырастание в будущем митр. Илариона в публичного лидера, ибо здесь требуется всегда больше открытости, непосредственности, личной воодушевленности проповедуемыми идеями.

Непонятно, правильно или нет митр. Илариона сторонние наблюдатели относят к лагерю политических либералов и западников. Симпатии к литовскому националистическому «Саюдису» в начале 1990-х - единственный в своём роде пример политического выбора. Маловероятно, чтобы речь могла идти о прямой поддержке либеральной оппозиции, остатки которой сейчас пробуют митинговать на Триумфальной. Вряд ли в восторге вл. Иларион и от тезисов крайних социал-реформаторов, наподобие Юргенса, Чубайса и пр. Логичнее указать на антиавторитарный, свободолюбивый пафос и общую земность, ситуативность мышления с естественной для таких случаев ориентацией на realpolitik. Для realpolitik не имеет значения, что лучше и правильней, коли всё равно не видно другого пути для России, кроме западного.

Другое дело, realpolitik на церковной почве, где, кажется, нет непреодолимых препятствий и сильных противников. Реформы в РПЦ - почти идеальный подряд для молодого амбициозного деятеля без комплексов романтизма или правдоискательства, без своих сильных личных привязанностей к чему бы то ни было. Авантюрная жилка, которая обозначилась на этапе научной деятельности и переводов, по всей видимости, ещё даст знать о себе в новом качестве. Практически ничем не лимитированные аппаратные возможности горячат молодую кровь. Жесткость руки председателя ОВЦС уже явлена в работе Межсоборного присутствия, и остаётся гадать, как далеко простираются его концептуальные реформаторские замыслы. На каждом этапе анонсируется продвижение только к ближайшему пункту дорожной карты, за которым впоследствии обнаруживаются следующий и следующий. Подход, абсолютно разумный с точки зрения организации и управления, и, реформируй мы подобным образом какую-нибудь одномерную структуру - профсоюз железнодорожников или общество защиты природы - результат был бы прекрасным. В остальных случаях в силу вступает более сложная диалектика и требуются другие подходы. Если прагматика отторгается и вызывает непримиримый конфликт и деградацию в таких областях, как образование и армия, то внутри Церкви тем более.

наверх