На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Закон и Порядок

135 783 подписчика

Свежие комментарии

В иноагенты попадут даже не получающие денег из-за границы россияне

Еще до или сразу после Нового года россиянам придется самим решить, иностранные они агенты или нет, и честно заявить об этом властям. Госдума примет закон об этом в окончательном, третьем чтении уже 23 декабря; одобрение Совета Федерации и подпись президента не заставят себя ждать.

Новый закон распространится на тех, кому просто "оказаны консультации" Фото: Алексей Меринов

Тех, кто сам не сдался, Минюст в соответствующий реестр включит принудительно, а нарушившему требование выпишет солидный административный штраф. Если же и потом вражина считать себя агентом не захочет и откажется выполнять предписанные всем вражинам требования, то есть не станет обязательно сопровождать все свои материалы и заявления в СМИ указанием на «почетный» статус и подробно отчитываться перед Минюстом раз в полгода, — могут и уголовное дело возбудить, грозящее штрафом до 300 тысяч рублей, а то и лишением свободы на срок до 5 лет. Страшно, правда?

Граждане РФ обязаны исполнять действующие на ее территории законы. Значит, лучше заранее понять, кому сразу после Нового года надо быстро бежать и в агенты записываться, а кому можно еще подождать?

Читаем принятый Госдумой документ в надежде найти ответы на этот вопрос.

Физическое лицо, «выполняющее функции иностранного агента», написано там, — это такой россиянин, который «осуществляет на территории РФ политическую деятельность в интересах» любого иностранного государства, его государственных органов (Госдепа, скажем), международной, иностранной организации или даже в интересах одного иностранного гражданина. А еще это такое лицо, которое «целенаправленно» собирает сведения в области военной или военно-технической деятельности для иностранных источников, если на измену или шпионаж это не тянет.

Мы не знаем, какие это могут быть сведения, потому что их перечень лишь потом определит — и, хочется надеяться, доведет до сведения граждан — ФСБ.

Смотрим дальше.

Из текста законопроекта следует, что признавать себя иностранным агентом надо, если вы занимаетесь политикой не потому, что считаете это нужным и важным, а потому, что на вас оказано «воздействие» иностранным источником или (важный нюанс!) каким-то связанным с этим источником россиянином, а то и российской организацией. Воздействие — это «поддержка», которая может включать «предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи».

Деньги, имущество? Сделаем вид, что понятно. Хотя на самом деле — не очень. Идет ли речь о деньгах и имуществе целевых — на «политическую деятельность» — или деньгах и любом имуществе вообще? Количество точно значения не имеет: в зачет идут хоть пять копеек, хоть велосипед. Но вот что такое «организационно-методическая помощь»? Авторы законопроекта говорили, что это могут быть, «например, консультации». А что еще «например»? И как понять, иностранный источник тебе оказал консультационную поддержку или нет, если это россиянин?

Точно мы пока знаем только одного россиянина, любая поддержка от которого, видимо, будет чревата попаданием в реестр иноагентов: президент Путин недавно заявил, что Алексей Навальный действует в интересах иностранных спецслужб, конкретных доказательств тому, впрочем, не приведя. Но как быть в тех случаях, когда вам оказывают поддержку люди, про которых никто облеченный властью и информацией не сказал, что они связаны с иностранными источниками?..

«Хрен со всем этим, мы-то точно политикой не занимаемся», — думает большинство россиян. И зря.

Читаем, что такое «политическая деятельность». Написано, что «политика» — это любые попытки «оказать влияние» на решения и действия любых органов госвласти и местного самоуправления, на состав этих органов и «выработку и реализацию государственной политики» по нескольким важным направлениям. А из перечня направлений следует, что рискованными становятся такие темы, как федеративное устройство, оборона страны, внешняя политика, общественная и государственная безопасность, социально-экономическое и национальное развитие РФ, развитие политической системы страны, законодательное регулирование прав и свобод человека и гражданина и т.д.

Так что лучше не требовать проведения реформы полиции, отмены контрсанкций, добиваться возврата выборов мэров, предлагать пересмотреть правила проведения уличных акций или прекратить блокировки в Интернете — и т.д. и т.п.

Потенциально опасные формы политической деятельности, которые запросто могут превратить вас в иностранного агента, — это любые уличные акции, от пикетов до шествий; публичные дискуссии и выступления; наблюдение за проведением выборов и участие в них. А также разные открытые письма и публичные обращения, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов, постановлений или указов, призывы такие обращения подписать и распространение «мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике». Пламенный привет блогерам, журналистам и экспертам, да и просто любителям написать в соцсетях что-нибудь критическое про депутатов, судей, местные власти и полицию.

А можно проявлять гражданскую активность, не боясь прослыть иноагентом? В законопроекте написано, что к безобидной относится «деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность». Но обольщаться не стоит: в ведущемся уже 7 лет реестре НКО-иностранных агентов, несмотря на аналогичные оговорки про котиков, спорт и здоровье, есть организации, которые занимаются поддержкой ВИЧ-больных, экологией и защитой женщин от семейного насилия.

Вывод, который можно сделать, прочитав законопроект, печален: мы не можем точно сказать, кому именно надо записываться в агенты, а кому — нет, и кого Минюст в этот реестр включит, а кого — никогда. От осознания этого оторопь берет, а по телу начинают бегать неприятные мурашки.

В Госдуме «против» голосовал лишь один депутат: Сергей Иванов (ЛДПР).

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх